Памятники древнейших цивилизаций Эгеиды: их значение

Генрих Шлиман. В 1822 г.- 26 декабря 1890 г.

В 1870 г. начало раскопок холма Гиссарлык.Сенсация. После его смерти Вильгельм Дерпфельд (сотрудничавший с ним в последние годы раскопок) установил: Первые пять – Троя I-V – В. Дерпфельд отнес к доисторической эпохе (III – первая половина II тыс. до н.э.), Троя VI была отождествлена с городом времени Троянской войны, а руины Трои VII-IX – с греческими и римскими периодами.В 1932-1938 гг. Бледжен уточнил. Слой VI был датирован 1600-1300 гг. до н.э. Поселение этого времени погибло во время землетрясения. Троя основана около 2500 г. до н.э., в 2400-2200 гг. до н.э. (дворец слой II). На 1900-1300 гг. до н.э. -рассвет данного центра, а слой VIIа – это Троя времен Приама, разрушенная во время пожара. В 1874 г. изучение Микен(Павсаний описал) обнаружил некрополь с шахтными и купольными гробницами – толосами. Они сооружались с 1600 г. до н.э. Одна из гробниц получила название «сокровищницы Атрея». Огромная.Дромос – коридор – длиной 36 м соединял погребальную камеру с поверхностью. Стены и свод гробниц отесанными каменными плитами, украш бронз розетками=>выс уровень ахейского строит искусства. Микены -образец неприступного гор центра (на высоком холме, опояс нескольк рядами оборон стен с воротами(Львиные тк там скульптуры львов) и высокими башнями, кот защищ дворец и различные хоз. постройки, хранилища, мастерские и жилища ремесленников. Рядом с воротами некрополь для обитателей дворца – это могильный круг «А» с шахтными гробницами, которые относятся к 1650-1550 гг. до н.э., сменившие их толосы. Затем – Орхомена, в 1884Тиринфа, родины Геракла. Цитадель Тиринфа огромная. Ее стены сложены из громад глыб массой до 12 т (циклопедическая кладка, по мнению поздних писателей, сделали великаны-циклопы),толщина стены 17 м. В центре цитадели царский дворец, защищенный оборон сооруж. С юж стороны дворцового комплекса внутренний дворик, окруженный колоннадой, в центре- прямоугольное помещение (мегарон) с круглым очагом и креслом для правителя ( мегарон называют также тронным залом). крутая ванная комната, атриум и пропилеи, остатки росписи стен, на которых изображен могучий бык «со всадником».Находки керамики=>связи Тиринфа со странами Востока. Итогом этих работ стало проведение в 1889 г. научной конференции в Трое и издание 10 книг, описывающих его исследования. «Королей забывают, люди, открывающие новые пути, живут вечно». А. Эванс (1851-1941) в богатой семье,хорошее образ,явл специалистом по истории Греции. Эванс увлекался собиранием древностей, и однажды к нему попала печать с изображением головы волка, барана и птиц. Она из Афин, точнее- найдена на Крите. Около тридцати лет посвятил Эванс изучению дворцаМиноса=> Минойская цивилизация.дворец- лабиринт: на стенах фрески: игры с быком, бытовые сцены, изображающие обитателей дворца, бычьи рога и рисунки двусторонней секиры – лабриса. Самым крупный дворец- Кносский (1900-1450 гг. до н.э.)около 20 тыс. кв. м. Эванс доказал, что критяне обладали мощным флотом, имели торговые связи с Сирией, Финикией, Египтом. (глиняные таблички с надписями линейного письма «А» и «Б».)В 1912 г. начались поиски дворца в Пилосе, где, согласно Гомеру, жил мудрый старец Нестор. С 1938 г. возглавляли К. Блеген и К. Куруниотис. С 1952 г. рук стал С. Мартинатос. Там найдены таблички с надписями и глиняные печати, с помощью которых закрывались пифосы, где хранились припасы. Этот дворец с четкой симметрич планировкой и выделением главного помещения дворца - обширного зала (мегарона), образующего художественное ядро всего дворцового комплекса. Стены с фресками.

2. Особенности религиозных представлений эллинов.Греч религия была огранич частью культ и общест жизни полисов Древней Эллады.Она опред мировоззрение и мироощущение греческих граждан, их нравств и этич нормы + формировала образы и основ тенденции худож творчества. Р- основа многих произвед лит-ры и философ, арх-ры и скульптуры. Греки создали свою собственную, оригин религ систему, соответствующую уровню их обществ сознания.У них не было спец слова для обозначения религии, тк религ деятельность не была отделена от чел опыта и повседнев жизни. Греки думали, что боги – везде и что они могут наблюдать любые человеч дела и поступки. Но есть священные места (гиерон), где следует богов почитать(храмы) Классич греч храм строился в форме прямоугольника, окруженного колоннами (периптер). Основа древнегреч религия – не этика, а ритуал. “Справедливость” и “несправедливость” могли существовать в отношениях между людьми, но не между людьми и богами. “Бессмертным” богам следовало приносить жертвы (сжигать на алтарях кусни мяса принесенных в жертву животных, злаки и т.п.), а боги за это должны обеспечивать покровительство людям. Господствовал классический античный принцип взаимоотношений человека и божества: do ut des (“я даю, чтобы ты дал”). Самым значит жертвоприношение гекатомба – одновременное принесение в жертву шести быков. Жречество было немногочисленным, и религиозные обряды исполняли все греки. Религия носила формальный, обрядовый характер, не затрагивала душу человека, была достаточно рациональной, что сказалось на характере греческой цивилизации. Верховным богом считался "отец богов и людей" Зевс(бог-громовержец). Его почитание принесли предки греков, которые вторглись в Грецию с Балкан. Типа Зевс обитал на небе либо (вместе с другими богами) на горе Олимп в Северной Греции, которая соприкасалась с небом. Величайшим храмом Зевса был храм Зевса в Олимпии (западный Пелопоннес), там же с 776 г. проводились Олимпийские игры.Пантеон 12 олимпийских богов окончательно сложился в классический период: они были изображены на фризе афинского Парфенона в V в. до н. э. и были перечислены Евдоксом в IV в. до н. э. Некоторые из них не были исконно греческими и происходили из Ближнего Востока, Малой Азии или Фракии. Гера- Спутница и жена Зевса, по происхождению богиня матери-земли, особо почитавшаяся в Аргосе и Аркадии. Куча мифов о др спутницах Зевса (Деметра(богиня плодородия, ей были посвящены Элевсинские мистерии (таинства) в Аттике), Семела, Персефона, Европа) либо смертные женщины. Гера - законная жена Зевса и покровительствовала браку и рождению детей; ее почитали все женщины.Брат Зевса Посейдон(трезубец+ вызывал землетрясения и покровительствовал коневодству. был богом моря, а другой его брат – Аид – богом подземного царства (в олимпийский пантеон он не входил). Дочь Деметры Персефона(Коры) – весна и возрождение природы.Аполлон (Феб-Аполлон) -бог Солнца+ покровитель искусств и насылал эпидемии( храмы в Дельфах и на острове Делос). Артемида (заимствована), сестра Аполлона, повелительница животных и покровительница охоты(особенно почиталась в Малой Азии, ее Храм в Эфесе одно из7 чудес света.Арес (аимствован)- солнечным богом фракийцев. У греков -божеством войны, мало почитался. Афродита –богиня любви (Ближневосточная богиня плодородия), родилась из пены морской; на Кипре.Гермес– покровитель путников и торговцев+сопровождал души умерших в подземное царство, охранял границы, был вестником богов.Афина Паллада, из головы Зевса, (символ сова) - богиня мудрости,особо почит в Афинах. Гефест -бог огня и покровитель кузнецов+ муж Афродиты. Гестия-богиня домашнегоочага.Дионис (Вакх)- бог плодородия, вина, покровитель театра+ сын Зевса и Семелы (не входил в олимпийский пантеон, но пользовался большим влиянием в Греции) Почитались Кастор и Полидевк (Диоскуры), помогавшие морякам во время бури, Музы– покровительницы искусств, Приап- символ плодородия. Каждый греческий полис имел бога-покровителя (в Афинах это была Афина, в Аргосе – Гера и т. п.+почитали героев – детей богов от смертных женщин; самым знаменитым из них был Геракл).

3. Ионийская натурфилософия; первые историко-географические труды. Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа –древнейшая натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н(рос историк и философ)., «Ионийская философия – это протофилософия. Для нее характерно отсутствие поляризациина материализм и идеализм., наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии, представление физических процессов в контексте моральной проблематики». Но ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес(один из Семи мудрецов), Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Фалес – основатель милетской, или ионийской школы, – первой философской школы.(один из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов, основатель натурфилософии и сформул 2 ее основные проблемы: начала и всеобщего. Начало- вода, в кот покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Он же(Фалес) разделил год на 365 дней. Гераклитвсе рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение.+ ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до н.э.)- начало всего бесконеч природа – нечто среднее между четырьмя элементами+возникновение и уничтожение миров - вечный циклический процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра- первоначало воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий +составил первую карту земли. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук. Первыми прозаиками были логографы, которые записывали мифы, занимательные истории, сведения исторического и географического характера. До нас дошли фрагменты сочинений одного из логографов – Гекатея Милетского. В V в. до н. э. возникает история как наука.Геродота-отец (описал историю греко-персидских войн) Первооткрыватель научного метода описания истории- Фукидид.(описание Пелопоннесской войны, его собств наблюдения (он афинским стратегом).

4. Гомер и Гесиод – героический и назидательный эпос ГОМЕР. "Илиада" и "Одиссея", IX-VIII вв. до н. э. "Илиада" - об одном из эпизодов Троянской войны. (Троянский царевич Парис похитил прекрасную Елену, жену спартанского царя Менелая. Менелай и его брат Агагемнон призвали ахейских героев - Ахилла, Одиссея, Аякса, Диомеда и др. - вернуть беглянку и отомстить троянцам за оскорбление. в течение 10 лет длилась легендарная осада Трои (Илиона), оборону которой взял на себя старший сын троянского царя Приама Гектор. События, изложенные в "Илиаде", повествуют о последних днях, предшествующих падению Трои. Ахилл из-за ссоры с Агагемноном отказался воевать с троянцами, однако гнев героя обернулся пртив него самого, так как в битве с троянцами от рук Гектора погиб его лучший друг Патрокл. Ахилл поклялся отомстить, и его поединком с Гектором, смертью и погребением тела троянского царевича завершается "Илиада". "Одиссея" - о возвращении ахейских героев из-под Трои на родину. На долгие 10 лет растянулся путь на о. Итаку хитроумного Одиссея. Прогневив бога морей Посейдона, он вместе со своими спутниками вынужден был долго скитаться, встречая на своем пути множество сказочных персонажей - циклопов, сирен, Сциллу и Хрибду, волшебницу Кирку и великанов людоедов. Одиссей мужественно преодолел все препятствия на своем пути к дому и семье, даже спускался в мрачный Аид и беседовал с тенями мертвых. Ожидавшая мужа долгие годы Пенелома стала символом любви и верности. "Илиада" и "Одиссея" по праву считаются величайшими памятниками греческой литературы. Личность самого Гомера- легенда, а имя символ поэзии. Многие греческие города боролись за право считаться родиной Гомера. В Смирнечеканили медную монету (гомерик) с изображением поэта. В Александрии был возведен храм Гомера - Гомерейон. С изучения гомеровского эпоса начиналось классическое греческое образование.Платон -именно Гомеру Греция обязана своими духовным развитием.ГЕСИОД. (VIII в. до н. э.). Рождение дидактического (поучительного) эпоса связано с личностью. "Труды и дни" - не о богах и героях далекого прошлого, а о тяжелом труде земледельцев и пастухов. В основу эпоса легла судьба самого поэта, обделенного родным братом и вынужденного своим трудом добиться благополучия. Идею о тяжелом и необходимом людям труде как основе их жизни Гесиод воплотил в мифе о пяти поколениях (веках) человечества. Золотой, серебряный, медный, героический и железные века последовательно сменяли друг друга и могли привести людей к гибели, если между ними исчезнет Любовь и Справедливость. Кроме того, Гесиоду приписывают поэму "Теогония" о происхождении мира и богов, вкл в себя их подробную родословную.

5. Элегии Солона и творчество малазийских лириков.Элегия и ямб — важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии.Тематика греческой элегии охватывала все стороны общественной жизни человека. Патриотическим молитвам и призывам защищать родину наполнены элегии Каллина и Тиртея. Каллин из Эфеса (в Малой Азии), живший в первой половине VII в. От него сохранилось только одно стихотворение — призыв к защите родины от нападения врагов. Последний особенно прославился в Спарте маршевыми песнями - эмбатериями. Еще ярче звучит тема защиты родины в элегиях спартанского поэта Тиртея (на рубеже VII — VI вв.), воодушевлявшего спартанцев к борьбе во время долгой войны с восставшими против. Спарты мессенцами. Обращаясь к спартанским войскам, Тиртей рисует жалкую долю беглеца, скитающегося с семьей на чужбине, позор, покрывающий труса. Тиртей призывает к массовому героизму во имя «полиса и всего народа». Хотя Тиртей и выступает, как элегический поэт, от собственного имени, все же он является выразителем не личных суждений, а общественного мнения коллектива спартанских граждан.Проблемам социальной и политической борьбы были посвящены элегии Солона и Феогнида.Для самого Солона стихи были прежде всего средством воздействия на граждан. У него преобладают политические и нравоучительные темы. С большим подъемом составлена, например, элегия, призывающая афинян отвоевать захваченный у них о. Саламин. Целая серия стихотворений связана с законодательством Солона (594 г.). Автор старается обосновать примирительную позицию, которую он занимал в классовой борьбе Афин, разъясняя свои реформы, полемизируя с противниками. Аргументы Солона имеют по большей части религиозно-нравственный характер. Он обращается с укорами к обеим враждующим сторонам, к аристократии и к демосу, призывая их пойти на взаимные уступки во имя «справедливости». Поэзия Солона раскрывает подлинную картину бедствий простого народа, которые можно преодолеть только встав на путь закона. Во многих элегиях поэт рассуждает о Добре и Зле, праведно и неправедном богатстве, о высшем законе справедливости, олицетворенном волей Зевса. Солон был автором «Нравоучительных элегий», в которых в доходчивой поэтической форме излагал свои политико-философские взгляды.другую точку зрения на экономические и социальные процессы в Греции изложил Феогнид из Мегар (VII-VI вв. до н. э.).Феогнид излил в элегиях свою злобу и ненависть к "низким" людям, которых он призывал убивать.один из наиболее ярких образцов непримиримой классовой ненависти аристократа и демократии. Люди от рождения делятся на «добрых», т. е. аристократов, и «подлых»; «добрым» присущи все добродетели, они смелы, прямодушны, благородны; «подлым» свойственны все пороки: низость, грубость, неблагодарность; однако «подлые» богатеют и становятся у власти, между тем как знать разоряется, и «благородный» превращается в «низкого».Родоначальником греческой любовной лирики был Мимнерм (VII в. до н. э.), воспевший в своих элегиях наслажденье беззаботной юностью и счастьем.он воспевал свою любовь к флейтистке. Любовь представляется Мимнерму наивысшим благом жизни, он сетует на скоротечность юности и тяготы быстро наступающей старости.Одновременно с элегией развивалась и ямбическая поэзия, носящая шутливый и язвительный характер. Древнейшим ямбическим поэтм был Архилох (VII в. до н. э.). Будучи наемником и проведя жизнь в сражениях, Архилох подробно описал тяжелый и скудный быт воина.К своим противникам, личным и политическим, Архилох беспощаден; его оружием служат сатирическая басня, личная издевка, проклятия. Басня «Лисица и обезьяна» направлена против «выскочек» незнатного происхождения, мнящих себя аристократами.СемонидАморгский. Семонид был видным деятелем своей общины, но сохранившиеся стихи Семонида не содержат политических или гражданских мотивов. В его наставительных элегиях и ямбах преобладают пессимистические размышления об обманчивости людских надежд, о нависающих над человеком угрозах старости, болезней и смерти. Вывод из размышлений — призыв наслаждаться благами жизни, пока возможно.

6. Рождение и эволюция эпиграммы и эпитафии.В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях. Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами. В форме эпиграмм выражались размышления Платона, Сафо писала эпиграммы о горечи ранней утраты, Анакреонт — о веселье на пиру. К мастерам эпиграмм относят СимонидаКеосского, Асклепиада, Мелеагра. Расцветом эпиграммы в греческой литературе было творчество эллинистических поэтов III века до н. э. — I века н. э. (составившее ядро так называемой «Палатинской антологии» в 15 книгах)

В греческой литературе получили распространение и произведения малых форм. Эпиграмма (буквально "надпись") первоначально являлась объяснительной или посвятительной надписью под каким-либо предметом; с VII в. до н. э. получили развитие эпиграммы в форме эпитафий (Архилох, Феогнид, Солон). Лучшим мастером эпиграммы считался СимонидКеосский, посвятивший многие из них теме победы греков над персами.

Греческое слово эпиграмма в переводе означает "надпись". Так называли стихотворения, вырезаемые на надгробных памятниках (эпиграмма-эпитафия) или на предметах, предназначенных в дар (посвятительная эпиграмма). Автором ряда эпиграмм греки называли Гомера, что свидетельствовало о большой древности подобного рода произведений. Стихотворным размером эпиграмм был дактилический гекзаметр либо ямбы и трохеи.

Впоследствии основным размером эпиграммы становится элегический дистих. Среди стихотворений Феогнида в особую группу были выделены в древности короткие элегии, обращенные к Эроту или Афродите и прославлявшие любовь. В дальнейшем такие стихотворения тоже стали причислять к эпиграммам.

Имена сочинителей подобных эпиграмм не были известны. Вероятно, поэты считали это второстепенным занятием и не заботились об увековечении своих имен, что противоречило бы и самому характеру эпиграмм.

Первым прославленным мастером эпиграммы стал СимонидКеосский, живший в конце VI - начале V вв. до н.э., классик хоровой лирической поэзии. Общая характеристика эпиграфической формы и исследователи эпиграммы отмечают, что она вошла в систему жанров греческой поэзии не позднее VII-VI вв. до н.э., развившись из кратких стихотворных сентенций. Эпиграмма сблизилась с одновременно возникшим жанром элегии: эпиграмма усвоила стихотворный размер элегии (элегический дистих), ее язык и стиль, отличаясь от нее меньшим объемом и более узким кругом тем.

Говоря об основных формальных признаках жанра, исследователи отмечают, что античная эпиграмма характеризовалась краткостью, обусловленной материалом и ограниченностью пространства, на котором она воспроизводилась; элегическим дистихом, к которому эпиграмма тяготела, хотя и впитывала в себя все ритмические размеры того времени; содержательностью изложения, ведь поэту приходилось в 2-3 стиха вместить или философское размышление, или любовное признание, или сатирический выпад;четким тематическим стандартом, то есть на протяжении всей античной эпохи эпиграмма за редким исключением сохраняла характер надписи; направленностью на адресат, так как содержащаяся в ней информация рассчитывалась на «сиюминутное и постоянное, то есть вневременное восприятие и такую же реакцию объекта - бога или человека».

 

7. Величайшие драматурги Эллады; сюжеты произведений и «портреты» героев.В творчестве древнегреческих драматурго было много общего, например стремление показать все самые существенные социальные, политические и этические проблемы, которые волновали умы афинян в то время. ЭСХИЛ родился в 525 году до н. э. в Элевсине, близ Афин. Происходил он из знатной семьи, поэтому получил хорошее образование. Начало его творчества относится ко времени войны Афин против Персии (сам воевалпри Марафоне и Саламине).Последнюю из войн он описал как очевидец в своей пьесе «Персы». Эта трагедия была поставлена в 472 году до н. э. Всего Эсхил написал около 80 произведений. В их числе были не только трагедии, но и сатирические драмы. Дошли только 7 трагедий.В произведениях Эсхила показаны не только люди, но и боги, и титаны, которые олицетворяют моральные, политические и социальные идеи. Сам драматург имел религиозно-мифологическое кредо. Он свято верил, что боги управляют жизнью и миром. Однако люди в его пьесах – не безвольные существа, которые слепо подчинены богам. Эсхил наделил их разумом и волей, они действуют, руководствуясь своими размышлениями.Довольно реалистичны. Примером может служить описание боя между греками и персами в пьесе «Персы» или слова сочувствия, высказанные океанидами Прометею.Для усиления трагического конфликта и для более полного действия театральной постановки Эсхил ввел роль второго актера. По тем временам это был просто революционный ход. Сталкивались мировоззрения героев, самостоятельно мотивировавших свои действия и поступки. В творчестве Эсхила особое место отведено трагедии «Прометей Прикованный». В этом произведении автор показал Зевса не носителем правды и справедливости, а жестоким тираном, который хочет стереть с лица земли всех людей. Поэтому Прометея, который посмел восстать против него и заступиться за человеческий род, он осудил на вечные муки, приказав приковать его к скале.Прометей показан автором борцом за свободу и разум людей, против тирании и насилия Зевса. Во все последующие века образ Прометея оставался примером героя, борющегося против высших сил, против всех угнетателей свободной человеческой личности. Очень хорошо сказал об этом герое античной трагедии В. Г. Белинский: «Прометей дал знать людям, что в истине и знании и они – боги, что громы и молнии еще не доказательство правоты, а только доказательства неправой власти».«Орестея». В основу трагедии вошли сказания о страшных убийствах того рода, из которого происходил греческий полководец Агамемнон. Первая пьеса трилогии носит название «Агамемнон». В ней рассказывается о том, что Агамемнон с победой возвратился с поля битвы, но у себя дома был убит своей женой Клитемнестрой. Вторая часть трилогии называется «Хоэфоры». Здесь идет рассказ о том, как Орест, сын Агамемнона, став взрослым, решил отомстить за смерть своего отца. Сюжет третьей трагедии – «Эвмениды» – таков: Ореста преследуют Эринии, богини мщения, за то, что он совершил два убийства. Но его оправдывает суд афинских старейшин. Умер он в 456 году до н. э. в городе Гел, что на Сицилии.СОФОКЛ родился в 496 году до н. э. в зажиточной семье. Его отец имел оружейную мастерскую, которая давала большие доходы. Уже в юном возрасте Софокл проявил свою творческую одаренность. В 16 лет он руководил хором юношей, которые прославляли победу греков в сражении при Саламине.Драматург активно участвовал в государственной деятельности. В 443 году до н. э. греки избрали знаменитого поэта на должность казначея Делосского союза. Нам известны только 7 трагедий Софокла, хотя написал он больше 120 пьес. ввел в свои произведения людей, хотя и немного приподнятых над обыденной жизнью. Поэтому исследователи творчества Софокла говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.Человек со своим духовным миром, разумом, переживаниями и свободной волей стал главным действующим лицом в трагедиях. Конечно, в пьесах Софокла герои ощущают воздействие на свою судьбу Божественного провидения. Но герои Софокла обычно не полагаются безропотно на волю судьбы, а ведут борьбу за осуществление своих целей.В своих произведениях он не раз говорил о том, что человеческие знания очень ограниченны, что по неведению человек может совершить ту или иную ошибку и быть за это наказанным, т. е. претерпеть муки. Но ведь именно в страданиях выявляются лучшие человеческие качества, которые Софокл описал в своих пьесах. Даже в тех случаях, когда герой погибает под ударами судьбы, в трагедиях чувствуется оптимистическое настроение. Софокл ввел в трагедию третьего актера, который очень оживил действие. На сцене теперь было три персонажа, которые могли вести диалоги и монологи, а также выступать одновременно. теперь каждая из них была самостоятельным произведением. При Софокле также были введены расписные декорацииЭдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона». В основе сюжета всех этих произведений лежит миф о фиванском царе Эдипе и о многочисленных несчастьях, обрушившихся на его род.Умер Софокл в 406 году до н. э.ЕВРИПИД родился ок. 480 года до н. э. в зажиточной семье. Поскольку родители будущего драматурга не бедствовали, они смогли дать сыну хорошее образование.В течение своей жизни Еврипид написал примерно 92 драмы. До нас в полном объеме дошли 18 из них. Драматург изображал в своих пьесах людей такими, какие они есть. Все его герои, несмотря на то что они были мифологическими персонажами, имели свои чувства, мысли, идеалы, стремления и страсти. Во многих трагедиях Еврипид критикует старую религию. Боги у него зачастую оказываются более жестокими, мстительными и злыми, чем люди.В своих трагедиях он не боялся показать самые низменные человеческие страсти и борьбу добра со злом в одном человеке. В связи с этим Еврипида можно назвать самым трагичным из всех греческих авторов. Очень выразительными и драматичными были женские образы в трагедиях Еврипида, недаром его справедливо называли хорошим знатоком женской души.Драматург стал показывать публике такие сцены, которые до него не вводил ни один из поэтов-трагиков: сцены убийств, болезни, смерти, физических мук. Кроме этого, он вывел на сцены детей, показал зрителю переживания влюбленной женщины. «Медея». За основу он взял миф об аргонавтах. «Ифигения в Авлиде». В основе произведения лежит миф о том, как по велению богов Агамемнон должен был принести в жертву свою дочь Ифигению.Слава пришла к Еврипиду только после его кончины. В IV веке до н. э. Еврипида стали называть величайшим трагическим поэтом. АРИСТОФАН родился примерно в 445 году до н. э. Родители его были свободными людьми, но не очень зажиточными. Свои творческие способности юноша проявил очень рано. Первое его произведение было поставлено в 427 году до н. э. и сразу же получило вторую награду.около 40 произведений,дошло только 11 комедий, в которых автор ставил самые разные жизненные вопросы. В пьесах «Ахарняне» и «Мир» он ратовал за прекращение Пелопоннесской войны и заключение мира со Спартой. В пьесах «Осы» и «Всадники» критиковал деятельность государственных учреждений, укоряя бесчестных демагогов, которые обманывали народ. Аристофан в своих произведениях критиковал философию софистов и методы воспитания молодежи («Облака»).Творчество Аристофана пользовалось заслуженным успехом у его современников. Публика валом валила на его представления. Сатирическое отображение этих пороков в пьесах находило самый живой отклик в сердцах афинян.Но в комедиях Аристофана есть и положительный герой. Им является мелкий землевладелец, обрабатывающий землю при помощи двух-трех рабов. Драматург восхищался его трудолюбием и здравым смыслом, который проявлялся как в домашних, так и в государственных делах. Аристофан был ярым противником войны и выступал за мир. Яркая легкая сатира его за это и любили.Умер Аристофан в 385 году до н. э.

8) Воспитание в Афинах. В демократических Афинах дети до 7 лет, находясь в семье, получали традиционное семейное воспитание. Оно было ориентировано на развитие тела, чувства красоты и формирование духовно - нравственного склада личности. «Что касается рассказов и мифов, которые уместно слушать в этом возрасте, то об этом надлежит заботиться тем должностным лицам, которые зовутся педономами. ‹…› Педономам следует наблюдать вообще за тем, чтобы дети как можно меньше оставались в обществе рабов». Обучение имело три возрастные и образовательные ступени. В начальной школе дети (7–12 лет) постигали основы чтения, письма, счет, обязательными были занятия музыкой, рисованием и спортом, знакомство с литературой (прежде всего с творчеством Гомера). В состоятельных семьях забота о маленьких школьниках возлагалась на раба-воспитателя, педагога. Афинские учебные учреждения - дидаскалейоны классического периода - были частными, следовательно, платными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физическое развитие, в Афинах существовало два типа начальных школ: мусические и гимнастические (палестры). В мусической школе преподавали учитель - грамматист и учитель - кифарист. Здесь обучали и счету. Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры, которые находились под покровительством муз. В их ведении были: поэзия, музыка, танцы, науки и творчество в целом. В мусических школах заучивались отрывки из классической литературы. В палестрах афинские дети упражнялись в беге, борьбе, прыжках, метании диска и колья, подготавливаясь к участию в общественных состязаниях. На следующей ступеньке подростки (13–15 лет) в течение трех лет изучали прежние предметы по расширенному курсу. Обязательными являлись занятия гимнастикой, поэтому при школах сооружались палестры. Аристотель отмечал, что «обычными предметами обучения являются четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование». Завершало обучение – овладение семью «свободным искусствам»: грамматикой, диалектикой (умение вести диалог), риторикой (системой красноречия), арифметикой, геометрией, астрономией и музыкой. В грамматическое образование входило знание творчества крупнейших поэтов и ораторов. Для получения профессиональных навыков обращались к соответствующему специалисту – наставнику. Учащиеся, завершившие курс обучения в мусических и гимнастических школах, в возрасте от 16 до 18 лет продолжали совершенствоваться в государственных учреждениях - гимнасиях.В Афинах V- IV вв. до н. э. было три гимнасии - Академия, Ликей, Киносарг. С 18-летнего возраста афинские юноши состояли в эфебии - государственной организации для подготовки свободнорожденных молодых людей к законной и гражданской службе. Здесь юноши проходили двухгодичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обеспечении. После первого года службы они приносили клятву на верность афинскому государству.

9. Цели и принципы воспитания в Спартанском полисе. Совершенно очевидно, что государство в качестве основной и единственной цели воспитания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой. В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за процессом воспитания и образования. В программу обучения вошли только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков и моральную выдержку и стойкость, совершенно вытеснив прочие науки, связанные с развитием эстетической стороны души человека. Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.

В VIII - IV веке до н.э., в связи с напряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания. В ретрах Ликурга предписывалось, что всех новорожденных должны освидетельствовать филархи (старейшины родовых фил); слабые дети посвящались богам и относились в горы, здоровые – получали имена и переходили под опеку рода. До 7 лет мальчики находились в семье с матерью, затем передавались на общественное воспитание. Они должны были знать письмо, но преимущественное внимание уделялось спортивной и военной подготовке. Мальчики спали на подстилке из камыша, ели грубую пищу, ходили босиком, купались в холодной воде, играли голыми, совершали карательные набеги против илотов (криптии). В 12 лет подросткам выдавался один хитон на год. Воровство считалось проявлением ловкости и удали.В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали.В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву». Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Так могли запороть до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые. Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, а иногда учили пользоваться оружием.

10) Историки классического периода; характеристика их творчества поздними авторами. Геродот. В творчестве Геродота прослеживаются некоторые черты, характерные для логографов, но главным отличием его труда является то, что это история не отдельного народа или государства, а многих, которые оказались вовлеченными в Персидскую войну. Геродот оказался свидетелем двух крупнейших событий эпохи – последних лет Мидийской (Персидской) войны и начала Пелопоннесской. Известно, что к началу последней ему было 53 года. Следовательно, он родился в 484 г. до н. э., умер между 431 и 425 гг. Родиной историка был Галикарнас, город, основанный эллинами в Малой Азии. Известно, что Геродот в молодости участвовал в борьбе против тирана Галикарнаса, которая не увенчалась успехом, и будущий историк вынужден был покинуть родину. Десятилетние странствия. И все, что он увидел и услышал, вошло в десять книг «Истории», которая делится на две части. В первой содержатся разнообразные географические и этнографические сюжеты, сведения о мифологии варваров и ранней истории эллинов. Вторая – это непосредственное описание Персидской войны, начиная с похода Дария в Скифию в конце VI в. до н. э. Одним из последних упоминаемых событий стал поход Архидама, спартанского архогета, в Аттику в 431/430 г. до н. э. Хорошо знаком Геродот и с Западным Средиземноморьем, благодаря участию в основании греческой колонии Фурия. Особенностью взглядов историка является вера в то, что отношения между людьми, их дружба или вражда, страсти и пороки влияют на ход событий. Но он не отрицал и вмешательства богов. Полагая, что судьба превратна, Геродот ищет объяснения причин событий в обидах или мести олимпийцев. Плутарх, живший спустя четыре века, обвинял Геродота в том, что он стремился увидеть в людях плохое и умалчивал о благородных деяниях. Геродота критиковали многие из историков, писавших позднее его, за недостоверность некоторых частей «Истории». Однако при этом следует помнить слова самого историка: «Я обязан передавать все, что мне рассказывали, но верить всему не обязан», – так говорил он, приводя различные версии того или иного события. Заслуга Геродота в том, что он попытался рассмотреть изменение судеб людей и государств. И повествование вылилось в описание не только эллинских дел, но рассказ «обо всем варварском мире, “варварском языке”». Он честно отыскивает истину, он не жалеет трудов в погоне за ней и устремляется для этого на край света. Фукидид — автор одного, незаконченного произведения про Пелопоннесскую войну. Родился он около 460 г. до н. э., умер до 396 г. до н. э. Род его отца Олора имел родственные узы с Клеоном, противником Перикла. В 424 г. до н. э. Фукидида избрали стратегом, и он командовал военными силами афинян во Фракии. События, развернувшиеся в этом районе, стали причиной осуждения историка на пожизненное изгнание. «Фукидид афинянин описал войну пелопоннесцев с афинянами, как они воевали между собой. Приступил же он к своему труду тотчас после начала военных действий». Гордо отметивший, что он – афинянин, Фукидид определил и цель труда. Но его история – это не только история Пелопоннесской войны, в ней содержатся сведения о тех событиях, о которых он писал, что «они отдалены от нашего времени», но их он касается отчасти, однако на основании «проверенных и оказавшихся убедительными свидетельств». Углубляясь в анализ далекого прошлого, Фукидид стремился понять причины происходящего в его время. Перечисляя имена мифических героев и кратко характеризуя свершения, которые приписывались им, он обращает внимание читателей на несоответствие сохранившихся преданий о прошлом и реалий современной жизни. Фукидид прямо противопоставляет себя Геродоту как ищущего истину, а не собирателя басен. Он исследует историю сквозь экономические, политические, психологические факты, пытаясь выяснить реальные причины возникновения войн. Его интересуют не мифы и легенды, а исторические события, современником которых он был. Не ссылаясь на богов, можно объяснить общественные события применяя знание человеческой природы, утверждает Фукидид. Он — основатель документализированной и психологизированной истории. Афины эпохи Перикла для Фукидида – это идеальнаяполития, при которой все граждане равны перед законами. Одной из причин поражения в Пелопоннесской войне, по мнению историка, стали просчеты преемников Перикла. Сама же война – это присущее обществу состояние, так как в нем царит стремление к захвату большего, к превосходству над другими, но она несет страдания людям, положительные качества которых во время войны начинают вырождаться: гуманность и доблесть сменяются честолюбием и жадностью. Если сравнивать содержание истории Геродота и Фукидида, то можно отметить, что первый создал историю о героическом, второй обратился к драме войны, трагическим сторонам жизни общества. Рассказы непосредственных очевидцев, собственные наблюдения, изучение документов позволили восстановить эту драму Фукидиду, осознававшему значимость труда и его отличие от сочинений предшественников: «Быть может изложение мое, чуждое басен, покажется менее приятным для слуха; зато его сочтут достаточно полезным все те, которые пожелают иметь ясное представление о минувшем, могущем, по свойству человеческой природы, повторится когда-либо в будущем в том же самом или в подобном виде. Мой труд рассчитан не столько на то, чтобы послужить предметом словесного состязания в данный момент, сколь на то, чтобы быть достоянием навеки».младший современник Фукидида Ксенофонт Афинский. Он служил наемником сначала у персидского царевича Кира, затем перешел на службу к спартанцам, сражаясь против Афин, за что и был изгнан из родного города. Прожив долгое время в Пелопоннесе, он в конце жизни был прощен и смог вернуться в Афины. Свою "Греческую историю" Ксенофонт написал в продолжение труда Фукидида, но в отличие от последнего допускал неточности, сознательные искажения действительности, различные умолчания. Давая субъективный взгляд на события Пелопоннеской войны, Ксенофонт старался преувеличить успехи спартанцев и преуменьшить афинские победы.«История» Ксенофонта содержит две части: первая является продолжением труда Фукидида, вторая часть, где прослеживается пристрастное отношение к Спарте, доведена до 362 г. до н. э. Для Геродота цель истории – философское и поэтическое осмысление фактов, сопровождаемое попыткой критического подхода к информации; историк касался событий и мифов не только эллинов, но и различных «варварских народов» (скифов, лидийцев, этрусков). В сравнении с ним Фукидид, тщательно собирая информацию, писал в основном о современных ему событиях, показывая кровавую драму войны. Он пытался выявить причины явлений и мотивы поведения отдельных исторических лиц, обращая внимание на стечение обстоятельств и действия политических лидеров; у него рок или божества не влияют на ход событий. Историки классического периода стали основателями двух направлений историописания: художественно-повествовательного и научного. Ксенофонт, автор многочисленных трактатов на различные темы, обратился к исторической биографии и мемуаристике.

11 +12. Представители культуры эпохи «Золотого века» Перикла. Перикл не только заботился об укреплении военной и экономической мощи Афин, он видел сколь значимы духовные, культурные, художественные ценности в жизни любого общества. Обладая немалой властью и авторитетом, он поощрял, стимулировал труд скульпторов, художников, архитекторов, литераторов. В первую очередь Перикл занялся реконструкцией святилищ Акрополя. В это время создано несколько величайших произведений архитектуры и искусства, не считая множества статуй. Это Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины Паллады. Самым прославленным творением эпохи Перикла был храм Парфенон, главное здание Афин, возведенное архитекторами Иктином и Каллистратом. Общее руководство строительством и скульптурную отделку Парфенона осуществлял величайший скульптор античности Фидий (середина V в. до н. э.). Парфенон был не только храмом, но и хранилищем государственной казны, монументом в честь победы над персами. Он был построен из мрамора, в отделке колонн присутствуют элементы дорического и коринфского стиля. Греки создали два основных архитектурных ордера, или стиля, древнейший, дорийский и более поздний ионический. Наряду с Парфеноном в Афинах было создано еще несколько шедевров зодчества. Напротив Парфенона в честь Афины и бога моря Посейдона – Эрехтейя был возведен храм Эрехтейон. При Перикле был также сооружен Одеон, крытый театр для музыкальных представлений на склоне Акрополя. Это был древнейший театр в Греции. Современниками Фидия являлись и выдающиеся скульпторы Мирон и Поликтет. Крупнейшим живописцем был Полигнот (2 четв. середины V в. до н. э.), который, преодолев плоскостность, свойственную его предшественникам, придал картинам глубину и пространственность. Пол и тот тяготел к изображению мира человеческих переживаний.его влекли подвиги героев, он стремился, чтобы его картины содействовали пробуждению у молодежи патриотических чувств. Совершенства достигли греки в вазописи, сложилась целая школа мастеров в этом виде. В некоторых вазах рисунки заимствованы из произведений видных живописцев. После победы над персами в греческое искусство всех жанров наряду с мифологической входит героическая тематика, связанная с подвигами при защите родины. Сложился художественный стиль «века Перикла», который можно определить: «красота, воплощенная в простоте». Временем расцвета древнегреческой культуры считается V в. до н. э. - век, называемый золотым веком Перикла. В научных исследованиях подчеркивается, что именно в эту эпоху наиболее ярко проявился феномен "греческого чуда". Он состоит в необычном расцвете среди древневосточных сакральных (священных) цивилизаций греческой культуры: эпоса (античные греки вроде бы не знали богатой древневосточной литературы), философии, театра, скульптуры. В основе уникальности греческого культурного "чуда" лежат следующие предпосылки: частная собственность, рабство, полисная демократия, сохранившиеся аристократические этические представления, отсутствие чиновничье-борократической элиты и жреческой касты, десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление), возникновение греческого буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством, созданием высокоразвитой греческой культуры. Геродот и Фукидид. Бурные политические события в греческом мире и в самих Афинах V в. до н. э. нашли отражение в политической литературе, в публицистике. Беспощадная жестокость, с которой Афины обращались со своими союзниками в Пелопоннесской войне, заставила ионийца Стесимбота сочинить и распространить памфлет "О Фемистокле, Фукидиде и Перикле", где предводители афинской радикальной демократии были подвергнуты острой критике. Своего рода памфлетами, зеркалом социальных проблем и тенденций в самих Афинах служат комедии Аристофана. Лакедемонская политейя" Крития, одного из учеников Сократа, направлена против демократии, разъясняя и восхваляя принципы государственности и общественного устройства Спарты. В золотом веке Перикла разворачивается деятельность Гиппократа, основателя научной медицины: с его медициной завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Своей вершины достигло и греческое искусство, весь золотой век насыщен творческим гением Мирона, Поликлета, Фидия и других художников.Расцвет переживает и греческая литература. Последний и самый выдающийся певец аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях - Олимпийских, Пифийских, (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа его интересует как возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в знатных родах в силу из божественного происхождения. Его поэзия становится как бы исповеданием аристократического мировоззрения. Время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла (творцов античной трагедии в ее классической форме) и Еврипида (он в своих произведениях отразил кризис традиционной идеологии города-государства и поиски новых основ мировоззрения). Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия; крупнейший представитель этой комедии Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннеской войны. Он дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Аристофан достигает острых комических эффектов, соединяя реальное фактическое и доводя осмеиваемую идею до абсурда, этому способствует и его гибкий и живой язык.Греческая ментальность в золотой век испытывает бурную перемену: она быстро избавляется от своей первобытности и наивности. Не только происходит резкое усиление интеллектуальной жизни, но и меняется ее направленность: если до этого предметом интереса и исследования для греков выступала в основном природа, то теперь им стал человек и его дела.вполне естественно, что данное изменение отразилось и на философии, которая теперь вступила в гуманистический период. Первыми выразителям этого изменения ментальности были софисты и Сократ. Высочайший подъем греческой культуры в V в. до н. э. был, связан главным образом с расцветом классического полиса. Усиление демократии, участие в политической жизни большинства свободных граждан и в то же время ожесточенные политические и социальные конфликты, требующие самоопределения каждого индивида, прогресс позитивной науки, расширение географического кругозора, осознание превосходства своего образа жизни над иными - все это породило своеобразные черты культуры классической Греции - золотого века Перикла.

14. Ликей Аристотеля; Лекции схоларха Вернувшись в Афины, Аристотель основал в роще, посвященной Аполлону Ликейскому, свою школу, назвав ее Ликей. В Ликее Аристотель и его ученики изучали физику, астрономию, медицину и др. науки. Ликей представлял собой комплекс зданий расположенных в саду или роще. Центром Ликея являлось святилище с алтарем, где помимо статуй Муз, также располагались изваяния самого Аристотеля и его сына Никомаха. К святилищу примыкали главный, а также малый и нижний портики. В последнем, согласно завещанию Феофраста, были размещены картины «изображающие всю землю в охвате». Главный портик, как и аллеи сада, являлся местом для прогулок, во время которых Аристотель читал свои лекции избранным слушателям. Это место для прогулок («перипатос») дало также и другое имя аристотелевскому Ликею – Перипатос, а самой философской школе наименование перипатетиков (прогуливающихся).К саду со святилищем примыкали различные строения, предназначенные для проживания главы Ликея и какой-то части слушателей, для ученых занятий. Для ухода за святилищем и садом, а также выполнения хозяйственных работ имелся штат слуг-рабов.Устройство быта в Ликее. Распорядок предусматривал проведение совместных занятий, совместное проведение праздничных церемоний, для части наиболее приближенных учеников- совместные проживание и трапезы в Ликее. В Ликее существовалустав, который во многом повторял пункты устава Ксенократа, руководившего Академией. Тем же целям, по-видимому, служило и регулярное (раз в десять дней) назначение начальника, в обязанности, которого входило управление всеми хозяйственными делами Ликея в течение десяти дней и освобождение от этих обязанностей прочих членов общины, которые свободно могли заниматься научной и преподавательской работой. Руководитель школы именовался «схоларх» (буквально – «глава школы»).Труд схоларха высоко ценился в античном мире.По свидетельствам древних чтение лекций проводилось Аристотелем во время прогулок по аллеям сада или в главном портике, получившем название «перипатос». Вечером читались так называемые «экзотерические» лекции по риторике, политике и литературе, расчитанные на широкий круг слушателей. Вместе с Аристотелем лекции читали Феофраст и Евдем.

15) Платон (428/427 до н. э.— 348/347 до н. э.) — ученик Сократа, учитель Аристотеля. Родился в Афинах в разгар Пелопоннесской войны. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение (род его отца восходил к последнему царю Аттики, предком матери был Солон). Он получил всестороннее воспитание. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие (Египет-Южная Италия-Сиракузы). Ему пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. Но он был выкуплен. Вернулся в Афины, и основал Академию, в которой преподавал. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет.

Идеи. Сочинение «Государство», в котором изложены черты «идеального государства». «справедливым» государством должны управлять философы, следующее сословие – это стражи, за ними следуют земледельцы и ремесленники. При этом переход из одного сословия в другое запрещался. Частная собственность запрещена. Женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего. Систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания). От лучшего к худшему.

 

16) Киники, кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школы Антисфен Афинский стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Он утверждал, что надо жить сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность. Система школы кинизма: Аскесис (предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа), Апедевсия (Киники считают, что культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым; таким образом, необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются добродетелью), Автаркия (независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства). Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным благом. Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Таким образом этический идеал кинизма формируется как: крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием; презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна; насмешка над всеми условностями; демонстративная естественность и безусловность личной свободы. Диоген Синопский. Отвергал цивилизацию, в частности государство. Объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние; проповедовал общность жён и детей. Пропагандировал относительность общепринятых норм морали; относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. В целом Диоген признавал только основанную на подражании природе аскетическую добродетель, находя в ней единственную цель человека.