Живопись

Крамской Иван Николаевич [27.5(8.6).1837. Острогожск, ныне Воронежской области, - 24.3(5.4).1887, Петербург], русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь русского демократического художественного движения 1860-80-х гг. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857-63 учился в АХ в Петербурге; в её стенах выступил против академического искусства, явился инициатором "бунта четырнадцати", который завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. Под воздействием идей русских революционных демократов К. утверждал представление о высоком общественном долге художника, принципы реализма, идейности и народности искусства. Стал одним из главных создателей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В 1863-68 преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств. Был так же художественным критиком. Сохранились его статьи и письма. Считал тщетными попытки примерить старое и новое. На его творчество большое влияние оказала картина «явление мессии» ал. Иванова.

Для него очень важно понятие личности. Создал галерею портретов крупнейших русских писателей, учёных, художников и общественных деятелей (портреты: Л. Н. Толстого, 1873, И. И. Шишкина, 1873, П. М. Третьякова, 1876, М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879, - все в Третьяковской галерее; С. П. Боткина, 1880, частное собрание, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность рисунка и тщательность светотеневой моделировки подчёркивают ведущую роль углублённой психологической характеристики. Главное – их идейная позиция. Точно воссоздавая облик, особенности духовно-психического склада, богатство и интенсивность внутренней жизни моделей, портреты К. воплощают одновременно возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине.

- автопортрет. Облик человека новой эпохи. Резкий поворот. Пристальный взгляд. Человек активный практического склада.

Демократические взгляды К. нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест ("Полесовщик", 1874, Третьяковская галерея; "Мина Моисеев", 1882, Русский музей, Ленинград; "Крестьянин с уздечкой", 1883, Киевский музей русского искусства).

Центральное произведение К. - "Христос в пустыне" (1872, Третьяковская галерея). Продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, К. трактует религиозный сюжет в морально-философском плане, придаёт ему актуальное общественное звучание. "Очеловечив" Христа, придав его драматическим переживаниям глубоко психологическое жизненное истолкование, К. воплотил в картине сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героического самопожертвования.

Стремясь к расширению идейно-художественному содержания образов, К. создал произведение, стоящие на грани портрета и тематической картины ("Некрасов в период "Последних песен"", 1877-78, "Неизвестная", 1883, "Неутешное горе", 1884, - все в Третьяковской галерее). Они отличаются интересом к раскрытию сложных душевных движений, характеров и судеб.

- неизвестная. 1883. На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в коляске по невскому проспекту. Вдаль уходит перспектива улицы. Сквозь светлую дымку морозного зимнего воздуха видны очертания Аничкова дворца. Сидя, слегка прислонившись к спинке коляски, неизвестная сохраняет горделивую осанку, несколько высокомерное выражение лица. Облику неизвестной присуще сочетание противоречивых психологических оттенков. В выражении ее лица рядом с чувством собственного достоинства и даже надменности, заметны и оттенки затаенной грусти. Но именно это сочетание и сообщает произведению в какой-то мере загадочный, интригующий смысл, лишает образ четко очерченного характера.

В ряде поздних произведениях художника проявились черты салонной красивости. Демократическая направленность творчества К., его проницательные критические суждения об искусстве, свойственные ему настойчивые поиски объективных общественных критериев оценки художественных произведений оказали существенное влияние на развитие демократического искусства и художественной мысли в России последней трети 19 в.

- русалки. 1871. Интерес к фольклору

- рисунок встреча войск. 1879

- радуйся царь иудейский. Не закончена

- осмотр старого барского дома. 1873.

 

Ге Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж, - 1(13).6.1894, хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко Черниговской обл.], русский живописец. Учился в киевском университете, СПбГУ и петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857-63). В 1857-59 работал в Риме, в 1860-69 во Флоренции. Жил в Петербурге (с 1870) и на хуторе в Черниговской губернии (с 1876).

В ранний период испытал влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова.

- Ахиллес оплакивает Патрокла. 1855 – малая золотая медаль.

- аэндорская волшебница.

Уже в 1860-е гг. творчество Ге отличается новизной трактовки традиционных для академического искусства евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем. "Тайная вечеря". 1861-63, Русский музей, сначала вызвала ожесточенные споры, но затем он получил за нее звание профессора. В 1863 – показана в АХ. Ее купил Александр 2. Свободмыслие по отношению к содержанию. Герцен – прототип Христа. "Вестники воскресения", 1867, Третьяковская галерея. Возвратившись из Италии, Ге сближается с передовыми художниками (член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок).

В поисках темы большого гражданственного звучания Ге обращается к исторической живописи. В картине "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871, Третьяковская галерея) Ге раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передаёт движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц. Нет субъективности. Объективный реализм. Показывает на 1-ой выставке передвижников.

- Екатерина 2 у гроба Елизаветы. Провал

- пущин у пушкина в селе михайловском.

Бросает живопись и уезжает на хутор. Занимается там хозяйством. Творческий кризис. Писал заказные портреты но не любил этого.

С начала 1880-х гг. Ге возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа религиозно-этическими идеями, во многом близкими взглядам Л. Н. Толстого, Ге обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи ("Что есть истина?", 1890, и "Голгофа", 1893, обе - в Третьяковской галерее). В этих отмеченных глубоким драматизмом картинах, исполненных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени, значительную роль играет изображение духовных и физических страданий человека ("Распятие", 1892, 1894).

- выход Христа с учениками после тайной вечери в Гефсиманский сад.

- иуда

- что есть истина? Пилат и Христос. Пластические контрасты

Экспрессионизм до экспрессионизма.

- голгофа 1893. Перед распятием.

Для портретов, исполненных Ге, характерны большая простота и строгость цветовых и композиционных решений, стремление передать богатство и сложность духовной жизни человека (портреты А. И. Герцена, 1867, и Л. Н. Толстого, 1884, - оба в Третьяковской галерее).

 

Верещагин Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии, - 31.3(13.4).1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца "Петропавловск"], русский живописец-баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах. Свои картины В. писал, главным образом, на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий.

Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, В. объединял свои картины в тематические серии ["Туркестанская" серия (1871-74), "Балканская" серия (1877-78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др.]. сформировался под влиянием демократических идей 60-х гг. По демократической направленности своего творчества В. был близок к передвижникам. В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке В. батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, В. с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, В. неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, В. порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны.

- бурлаки

- Опиумоеды 1868

- несколько работ объединены единством действия: дилогия победители и побежденные. Одни и те же люди. Точно переданы костюмы, оружие.

- политики в опиумной лавке.

- у крепостной стены. Пусть войдут.

У крепостной стены. Вошли.

- смертельно раненный.

71-73 гг – серия картин, посвященных гибели русского отряда.

- Апофеоз войны.

Отказался от звания профессора АХ.

Огромной заслугой В. является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжёлый труд.

77-79 гг – балканская серия. Около 25 картин.

- перед атакой

- лазарет

- победители

- триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878-79, местонахождение неизвестно.

Выступая против завоевательных войн, обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм ("Торжествуют", 1872, там же), колониализм ("Подавление индийского восстания англичанами", около 1884), В. показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 "Не замай - дай подойти!", 1887-95, Исторический музей, Москва). В. много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-76, Третьяковская галерея; "Зырянин", 1893-94, Русский музей; "В горах Алатау", 1869-70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76, - обе в Третьяковской галерее). В произведениях В. документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся В. на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.

трилогия казней. 84-87 гг.

- казнь на кресте у римлян

- англичане казнят восставших

- казнь заговорщиков в россии

Серия отечественной войны 1812 г.

Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, В. устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки: 45 заграничных и 20 в россии. В. выступал и как писатель-публицист. Творчество В., встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и др. стран.

Писал на пленере. Вращающаяся мастерская под парижем.

 

 

Максимов Василий Максимович [17(29).1.1844, деревня Лопино, близ Новой Ладоги, - 18.11(1.12).1911, Петербург], русский живописец. Сын крестьянина. Учился в Петербурге в иконописных мастерских (1855-1862) и в АХ (1863-1866). С 1872 член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники).

С глубоким сочувствием к обездоленным, М. изображал сцены крестьянского быта, с острой наблюдательностью раскрывал нравы и обычаи русской деревни, внутренний мир крестьянина ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", 1875, "Семейный раздел", 1876, "Больной муж", 1881, - все в Третьяковской галерее; "Лесной сторож", 1893, Одесский художественный музей). Теме оскудения помещичьих усадеб посвящена картина "Всё в прошлом" (1889, Третьяковская галерея). Главные произведения М. отличаются повествовательным развитием сюжета, стремлением к поэтизации персонажей, продуманным построением композиций.

- приход колдуна на крестьянскую свадьбу. Большой формат. Фризовость. Затемнение и освещение фигур. Внимание к бедам этого мира. Чисто фольклорный элемент.

 

Мясоедов Григорий Григорьевич [7(19).4.1834, с. Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области, - 18(31).12.1911, Полтава], русский живописец. Учился у А. Г. Маркова и Т. А. Неффа в петербургской АХ (1858-62; пенсионер в Германии, Италии и Франции в 1863-68; действительный член с 1893). Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники).

Жанровые картины М. правдиво передают нищету и бесправие крестьянства ("Земство обедает", 1872, Третьяковская галерея), величие и поэзию крестьянского труда ("Косцы", 1887, Русский музей, Ленинград). М. обращался также к историческим темам ("Чтение манифеста 19 февраля 1861 года", 1873, "Самосжигатели", 1884, оба - в Третьяковской галерее).

- земство обедает. Обличительство. Интерес к характерам. Написано с 2-х людей.

 

Савицкий Константин Аполлонович [25.5 (6.6).1844, Таганрог, - 31.1 (13.2).1905, Пенза], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1862-73; действительный член с 1895). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878; см. Передвижники). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891-97) и Пензенском художественном училище (с 1897; был директором). Ученики: Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон.

Для творчества С. (преимущественно жанровые картины) характерны обличительная направленность, стремление передать сложную психологию народной массы, выразительность народного типажа, мастерство компоновки многофигурных сцен, тяготение к пленэрной живописи ("Ремонтные работы на железной дороге", 1874; "Встреча иконы", 1878, - обе в Третьяковской галерее). В ряде произведений сцены народной жизни приобретают трагедийное звучание ("На войну", 1880-88, Русский музей, Ленинград), передают остроту социального конфликта ("Спор на меже", 1897, Музей Революции СССР, Москва). Создавал также иллюстрации, офорты и литографии.

- ремонтные работы на ж/д. влияние репинских бурлаков. Нет сюжетного центра.

- встреча иконы. 78 г. объективно-эпическое повествование. Типизированный пейзаж, не несет эмоционального впечатления. Противопоставление священников и толпы.

 

Ярошенко Николай Александрович [1(13).12.1846, Полтава, - 25.6(7.7).1898, Кисловодск], русский живописец. До 1892 - военнослужащий. Учился в петербургской АХ (1867-1874; вольнослушатель). Член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники;с 1876) и один из его руководителей.

Для творчества Я. периода расцвета (1870-80-е гг.) характерны демократизм, стремление рассказать о передовых социальных и этических идеалах своей эпохи. Я. одним из первых среди русских художников создал драматическое полотно о заводском рабочем, показав его не только жертвой непосильно тяжёлого труда, социальной несправедливости, но и как новую, могучую силу ("Кочегар", 1878, Третьяковская галерея). В картинах Я. раскрыты собирательные образы русской передовой учащейся молодёжи, революционной интеллигенции ("Заключённый", 1878, Третьяковская галерея; "Курсистка", 1883, Калужский областной художественный музей; "Старое и молодое", 1881, Русский музей, Ленинград).

Много работал в жанре портрета, запечатлев благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры (портреты П. А. Стрепетовой, 1884, Третьяковская галерея; Г. И. Успенского, 1884, Свердловская картинная галерея; Н. Н. Ге, 1890, Русский музей). В популярной жанровой картине "Всюду жизнь" (1888, Третьяковская галерея) Я. сочувственно повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. Намеренная сентиментальность. Примитивность сюжета. Писал также пейзажи. В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Н. А. Ярошенко.

 

Саврасов Алексей Кондратьевич [12(24).5.1830, Москва, - 26.9(8.10). 1897, там же], русский живописец-пейзажист. Учился у К. И. Рабуса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-54), где в 1857-82 руководил пейзажным классом. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок

В ранних произведениях С. преобладают романтические эффекты ("Вид на Кремль в ненастную погоду", 1851, Третьяковская галерея). В 1850-60-х гг. С. чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений ("Лосиный остров в Сокольниках", 1869, там же), к усилению эмоционального звучания светотени.

Итогом этих поисков явилась картина "Грачи прилетели" (1871, там же), где С., изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Показана на 1-ой передвижной выставке. Лирический пейзаж. Настроение. Ничего не происходит, но природа живет в деталях. Ощущение обновления природы. Серебристые цвета.

Лирической непосредственностью, интересом к пленэру, иногда возвышенно-философским переосмыслением мотивов отличаются и последующие произведения С. ("Просёлок", 1873, "Дворик", 1870-е гг., - оба там же; "Могила над Волгой", 1874, частное собрание, Москва). Один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, С. оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 - начала 20 вв. (К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский).

 

Васильев Федор Александрович [10(22).2.1850, Гатчина, ныне Ленинградской области, - 24.9(6.10). 1873, Ялта], русский живописец-пейзажист. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Был близок с И. Н. Крамским. Исключительно одарённый, В. своей недолгой художественной деятельностью оставил глубокий след в русском искусстве.

В его живописи образы природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Написанные сияющими, насыщенными красками, полные упоения чувственной красотой мира, произведения В. проникнуты одухотворённостью, романтическим волнением. Эти черты определились уже в небольших по размеру пейзажах 1868-69 запечатлевших жизнь природы в яркие, эффектные моменты. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.

- 68- деревенская улица

- после грозы 68

- перед дождем 69. Изменения в природе. Панорамный взгляд.

Большое значение для творчества В. имела его поездка на Волгу совместно с И. Е. Репиным (1870). Итогом её явились рисунки и живописные произведения ("Вид на Волге. Баржи", 1870, Русский музей, Ленинград; "Волжские лагуны", Третьяковская галерея), в которых сказалось пробуждающееся стремление художника к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.

По возвращении в Петербург В. создал одно из главных своих произведений - "Оттепель" (1871, Третьяковская галерея). Вторжение тепла в зимнюю природу. Проникнутое тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни, оно несёт в себе большое социальное содержание.

В 1871 В. заболел туберкулёзом и переселился в Ялту. В Крыму по старым этюдам и воспоминаниям он написал широкое эпическое полотно "Мокрый луг" (1872, Третьяковская галерея). Строгая по композиции картина поражает свежестью и глубиной цвета, его богатой внутренней градацией; это - синтетический образ природы, таящий в себе сложную гамму чувств. Последняя работа В. - "В крымских горах" (1873, Третьяковская галерея) - отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном; образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. В творчестве В. проявилось свойственное мастерам русской пейзажной живописи 1860-70-х гг. стремление сделать пейзаж одухотворённым, выражающим передовые обществ, идеалы.

 

Шишкин Иван Иванович [13(25).1. 1832, Елабуга, ныне Татарской АССР, - 8(20). 3.1898, Петербург], русский живописец, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852-56) у А. Н. Мокрицкого и в петербургской АХ (1856-65) у С. М. Воробьёва (в 1862-65 пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе). Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-95) петербургской АХ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

В начале своего творчества Ш. следовал традиции романтического пейзажа середины 19 в. ("Вид на острове Валааме", 1858, Киевский музей русского искусства); в 1860-e гг. он преодолевает условность колорита и световых эффектов и обращается к возможно более объективному изображению русского лесного пейзажа, ставшего главной темой его творчества. Стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия форм растительного мира, Ш. от описательности и детализации пейзажного мотива ("Рубка леса", 1867, Третьяковская галерея, Москва) переходит к созданию целостных образов русской природы, композиционными средствами раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия её лесов и полей ("Рожь", 1878; "Лесные дали", 1884, - обе в Третьяковской галерее, Москва).

Постоянно работая над этюдами с натуры, Ш. совершенствует светотеневое решение картин, добивается живописно-тонального единства, иногда обращаясь к мотивам изменчивого состояния природы ("Сосны, освещенные солнцем", 1886, Третьяковская галерея, Москва). Он раскрывает типически-выразительные и поэтические черты русского ландшафта, вводя в пейзаж жанрово-повествовательные элементы ["Утро в сосновом лесу", 1889 (медведи написаны К. А. Савицким), Третьяковская галерея, Москва; "Среди долины ровныя...", 1883, "Дубовая роща", 1887, - обе в Киевском музее русского искусства]. Ш. создал монументальные и жизнеутверждающие образы родной природы, созвучные демократическим идеям исторического бытового и портретного жанра передвижников, а в лучших произведениях поднялся до широкого обобщения, воспевая национальный пейзаж героического характера ("Корабельная роща", 1898, Русский музей, Ленинград).

Пристально изучая натуру, Ш. много внимания уделял рисунку; офорты Ш., по содержанию и стилистически близкие его живописи, способствовали возрождению этого вида графики в России. Реалистические пейзажи Ш., ставшие широко популярными, сыграли важную роль в борьбе за народный характер русской культуры в 1870-90-е гг.

 

Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, - 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863-71). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 - передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западноевропейской истории ("Право господина", 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве П. занимает пейзаж.

Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, П. передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - в Третьяковской галерее).

Разрабатываемые П. принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные П. на Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине "Христос и грешница" (1886-87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном - обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение П. к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине "Больная" (1886, Третьяковская галерея).

Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, П. чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей П., посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. П. много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы.

С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910-18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882-95 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики П.: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 П. вместе с В. А. Серовым направил в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 - Поленово, Тульская область) П. был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками П. в дар государству).

 

Куинджи Архип Иванович [январь 1841, Мариуполь, ныне Жданов, - 11(24).7.1910, Петербург, русский живописец-пейзажист. Сын сапожника-грека. Живописи обучался главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868; действительный член с 1893). Член Товарищества передвижных художественных выставок

В ранний период К. испытал влияние И. К. Айвазовского. В середине 1870-х гг. создал ряд картин, в которых пейзажный мотив рассчитан на конкретные социальные ассоциации в духе передвижников ("Забытая деревня", 1874; "Чумацкий тракт", 1875; обе - в Третьяковской галерее).

В произведениях зрелого периода К. стремился поэтически передать наиболее выразительные по освещению состояния природы. К. применял композиционные приёмы (высокий горизонт и т. п.), позволяющие создавать панорамные виды. Используя световые эффекты и интенсивные цвета, сведённые к нескольким главным тонам, он добивался почти полной иллюзии освещения ("Украинская ночь", 1876; "Берёзовая роща", 1879; "После грозы", 1879; все три - в Третьяковской галерее; "Ночь на Днепре", 1880, Русский музей, Ленинград). Для поздних работ характерны декоративность и внешняя эффектность цветового строя.

- зимний этюд. Эксплуатировал световые и цветовые эффекты