Микешин.

Скульптура

Искусство последней трети 19 века.

Бунт 14-ти

В 1863 году 14 выпускников Академии художеств перед комиссией отказались выполнить академическую программу. Разрыв отношений с АХ

Создание Санкт-Петербургской артели художников – первое самостоятельное образование. 13 учредителей. Почти нет информации в прессе. Сразу же надзор за всеми артельщиками.

Лидер – Крамской + Григорьев, литовченко, петров и т.д.

Разработан и утвержден устав.

Подготовка первой передвижной выставки в нижнем новгороде. 1865.

Попытки создать худ. Школу, о которой мечтал крамской.

С 1863 до 1870. В 69 – присоединяются москвичи.

1870 – подписан устав товарищества передвижных выставок

71 – первая выставка

 

- Академизм

- демократическое искусство

- неоромантизм конца 19 – начала 20 в.

Передвижники – главная часть реалистического искусства.

- 80-е объективный реализм

- 90-е живописный реализм

1849 – реформа АХ – передвижники в академии. Их развитие закончилось.

 

- пам Екатерине великой. Ничего нового

- пам Богдану хмельницкому в Киеве.

 

Опекушин Александр Михайлович [16(28).11.1838, деревня Свечкино, ныне Ярославской области, - 4.3.1923, село Рыбница, ныне Ярославской области], русский скульптор. Сын крепостного. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге. Действительный член петербургской АХ (1895). Участвовал в создании (по проектам М. О. Микешина) памятник "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873).

Наиболее значительные произведения О. - памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в 1880), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. 2 конкурса. Первые проекты – характер аллегории, с героями сказок . мучительное рождение памтника. В результате без лишних фигур, только сам поэт.

О. создал также памятники А. С. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884), К. М. Бэру в Тарту (открыт в 1886), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889) - все бронза, гранит.

 

Антокольский Марк Матвеевич [21.10(2.11).1843, Вильнюс, - 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], русский скульптор. Родился в небогатой еврейской семье. Учился в петербургской АХ (1862-68) у Н. С. Пименова.Академик (1871). В связи с тяжёлой болезнью с 1871 жил в Италии, с конца 1877 - в Париже.

Под воздействием В. В. Стасова, И. Н. Крамского стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам. Уже в ранних горельефах ("еврей-Портной", дерево, 1864, "еврей Скупой", кость, дерево, 1865, - оба в Русском музее, Ленинград) искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления А., его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей.

Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя "Иван Грозный" (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея), воспринимавшаяся как обличение самовластия. Это классический пример станковой скульптуры. Произведение имело большой успех. Грозный изображен тяжело опустившимся на трон. Вся его поза выражает одновременно и силу духа и слабость немощного тела. Суровое и скорбное выражение энергично вылепленного лица подчеркивают глубоко сидящие глаза, трагически сдвинутые брови.

Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал А. в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея). А. исполнены также статуи "Нестор-летописец" (мрамор, 1889) и "Ермак" (бронза, 1891; обе - Русский музей).

Ряд произведений А. посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе отвлеченно понятых идеалов справедливости и правды ("Христос перед судом народа", бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; "Мефистофель", мрамор, 1883, Русский музей). Некоторым из этих работ А. ("Спиноза", мрамор, 1882, Русский музей; "Не от мира сего", мрамор, 1887, Третьяковская галерея) присущи черты сентиментальности. А. принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов памятников.

 

Чижов Матвей Афанасьевич [10(22).11.1838, дер. Пудово, ныне Московской области, - 28.5(10.6).1916, Петроград], русский скульптор. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1856-57), Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1857-60), в петербургской АХ (1860-67) у Н. С. Пименова и П. К. Клодта, действительный член АХ (1893). Преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге (1879-1910). Произведения Ч. ["Крестьянин в беде" (бронза, 1872, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1873, Третьяковская галерея, Москва), "Мать учит свою дочь родному слову" (гипс, 1873, Русский музей, Ленинград)] по сюжетам из народной жизни и по трактовке образов близки творчеству передвижников. Автор ряда портретов.

 

Лансере Евгений Александрович [12(24).8.1848, Моршанск, ныне Тамбовской области, - 23.3(4.4).1886, с. Нескучное, ныне Харьковского района Харьковской области], русский скульптор. Выполнял небольшие жанровые статуэтки и группы (преимущественно изображения животных, а также сценки из быта русских крестьян и народов Кавказа и Средней Азии, в которых Л. проявил большую наблюдательность и мастерство передачи жестов людей и повадок животных), скульптурно оформлял произведения декоративно-прикладного искусства (чернильницы, подсвечники и др.). Ряд работ Л. был предназначен для тиражирования на каслинском чугунолитейном заводе (см. Каслинское литьё). Скачки.

 

Обер Артемий Лаврентьевич (Артур) - Обер, Артемий (Артур) Лаврентьевич - выдающийся скульптор. Родился в 1843 г. в Москве, в семье французского происхождения. Посещал классы Академии Художеств, затем поступил в парижскую Ecole Imperiale de Dessin; занимался рисованием и лепкой с натуры животных ""Jardin des plantes"". Вернувшись в Россию, работал у скульптора Микешина (вылепил, между прочим, коня под Богданом Хмельницким для киевского памятника).

В 1872 г. им были выставлены в академии ""Лев, пожирающий газель"" (в музее Императорской Академии Художеств), ""Собака"" и ""Лошадь-башкирка"". Позднее им исполнены памятник Келину в Полтаве, большие бюсты императоров Александра II и Екатерины II (последний перед Обуховской больницей в Петрограде), фантастическая группа ""Бедствие"" (собственность великого князя Константина Константиновича ), группа ""Борьба двух орлов"" (собственность великого князя Георгия Михайловича ), ""Бык-победитель"" и большое число бронзовых, восковых, терракотовых, гипсовых, фарфоровых и майоликовых фигур и рельефов различных животных и фантастических существ (в музее Александра III - гротеск из керамики: ""Жаба в удовольствии""). С 1893 г. - академик за скульптуры: ""Волк"", ""Собака"" и другие. Произведения Обера отличаются знанием форм и движений животных, тонким проникновением в их характер и редким декоративным чувством.