V. Осознание выполнения различных действий для выявления и освоения способов учебных задач
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
III. Постановка целей урока
Ост .12 )
Ост. 12 )
Ост .3 )
Ост. 9 )
27 : 3 + 2 · (12 : 6 – 20 : 10)
24 : ( 3 · 8) – ( 7 · 0) · 1+ 8 : 1
5 · 0 : 25 + (72 : 1 - 0): 9 + 6 : 6
II. Актуализация опорных знаний
I. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности
- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок!
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.
- Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Олеся Руслановна.
- Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт!
Мы творим это дело
Только силой ума и души.
- Решите цепочки примеров. Решаем по действиям, начиная с первой парты:
- 5 · 0 : 25 + (72 : 1 - 0): 9 + 6 : 6 = 9
24 : ( 3 · 8) + ( 7 · 0) · 1+ 8 : 1= 9
27 : 3 + 2 · (12 : 6 – 20 : 10)=9
- Найдите ошибки и вычислите правильно
- 39:6=6(ост. 3), остаток должен быть меньше делителя
- 65:9= 7 (ост. 2), если частное умножить на делитель и прибавить остаток, то получится делимое
- 60:12=5
- 24:6=0(ост.24)
- Решите задачи.
1.По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?
- 3.
2. Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 сливы. Сколько слив ты можешь собрать?
- На дубе не растут сливы.
3.В одной квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире?
- 3: мама, дочка, бабушка.
4.На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
- 4
5. В темноте Оля увидела 6 пар кошачьих глаз. Сколько пар лап у этих кошек?
- 6*4 = 24
6. В люстре горели 8 лампочек. 2 лампочки перегорели. Сколько лампочек осталось в люстре?
- 8.
7. У Бабы Яги собрались 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков . Сколько внуков и внучек у Бабы Яги?
- 10 внуков, 5 внучек
8. 6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина.
- 30 минут.
- Обратите внимание на слайд. Что за числовые выражения на нем изображены?
20: 3 19: 2
15: 6 25: 7
- Числовые выражения на деление с остатком.
- Вы умеете решать такие примеры?
- Да.
- Решите их устно.
- 20: 3 = 6(ост.2) 19: 2 = 9 (ост. 1)
15: 6 = 2 (ост. 3) 25: 7 = 3 (ост. 4)
- Какова тема нашего урока?
- Деление с остатком. Решение задач.
- Какие задачи поставим перед собой?
- Отработать прием деления с остатком. Решать задачи.
- Предлагаю вам поработать самостоятельно. Обратите внимание на слайд. Выполните задание. А затем проверим.
2__ : 3 = 7(ост.2)
4 ___ : 7 =____ (ост.5)
77 : ___ =____ (ост.5)
__ 9 : 2 = 19(ост.1)
___2 : 7 =___ (ост.3)
- Меняемся тетрадями с соседом и сверяем ответы со слайдом. Если у вашего соседа нет ошибок – ставим 5. Если 1 – четыре, если 2 – три.
- 23 : 3 = 7(ост.2)
47 : 7 = 6 (ост.5)
77 : 8 =9 (ост.5) или 77 : 9 = 8 (ост.5)
39 : 2 = 19(ост.1)
52 : 7 = 7 (ост.3)
- Откройте учебники на странице 130. Решим задание № 126. … иди к доске.
- Периметр прямоугольника 70 см, причем его длина на 15 см больше, чем ширина. Найди длину и ширину прямоугольника. Вычисли его площадь. Нарисуй схему, она поможет решить задачу.
- Читай еще раз до первого вопроса заачи.
- Периметр прямоугольника 70 см, причем его длина на 15 см больше, чем ширина. Найди длину и ширину прямоугольника.
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
- Нет.
- Что нам известно?
- Периметр прямоугольника.
- Как найти периметр прямоугольника?
- Нужно сложить все стороны.
- Запиши на доске формулу.
- Р = (a + b)2
- Итак, известна ли нам длина прямоугольника?
- Нет.
- Обозначим ее первым отрезком.
- Известна ли ширина?
- Нет.
- Обозначим ее вторым отрезком.
- Что нам известно про длину?
- То, что она на 15 см больше ширины.
- Как обозначим это на отрезке?
- Что еще известно в задаче?
- То, что периметр равен 70 см.
- Как мы обозначим это на схеме?
- Сколько сторон у прямоугольника?
- 4.
- Сколько обозначено на схеме?
- 2.
- Во сколько раз меньше?
- В два раза.
- Значит и две длины и ширины у нас будут равны…?
- 70:2=35 см
- Записывай.
- Что у нас получилось?
- Длина и ширина равны 35 см.
- Что можем теперь найти?
- Две ширины?
- Как?
- 35-15=20 см.
- Записывай.
- Теперь нам надо найти одну ширину. Как?
- 20:2=10 см – ширина прямоугольника.
- Можем ли мы теперь найти длину?
- Да.
-Как?
- 10+15 = 25 см – длина прямоугольника.
- Мы ответили на все вопросы задачи?
- Нет.
- Прочитай тот вопрос, на который мы не ответили.
- Вычисли его площадь.
- Как вычислить площадь?
- Нужно длину умножить на ширину.
- Записывай следующее действие.
- 25 · 10 = 250 (см) — площадь прямоугольника.
(На доске:
1) 70 : 2 = 35 (см) — длина и ширина.
2) 35 – 15 = 20 (см) — две ширины.
3) 20 : 2 = 10 (см) — ширина прямоугольника.
4) 10 + 15 = 25 (см) – длина прямоугольника.
5) 25 *10=250 (см) — площадь прямоугольника.
Ответ: 250 см)
- Следующий номер 127. … иди к доске.
- Завод купил 8 путевок в санаторий. Стоимость каждой путевки 10 800 рублей. Рабочие заплатили за каждую путевку по 2 400 рублей, а остальные деньги доплачивал завод. Сколько денег доплатил завод за все путевки?
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Нет.
- Что нужно для этого знать?
- Стоимость всех путевок и сколько за все путевки заплатили рабочие.
- Отметим на схеме известные данные.
- Садись на место. Решаем задачу самостоятельно. … потом скажет ответ.
Если дети не могут решить задачу, то:
- Как найдем сколько завод заплатил за все путевки?
- Нужно 10 800 умножить на 8..
- А как найдем, сколько рабочие заплатили за все путевки?
- 2 400 умножим на 8.
- После этого сможем ответить на главный вопрос задачи?
- Да.
- Как?
- Нужно вычесть из стоимости путевок, оплаченных заводом, стоиvость путевок, которые оплатили рабочие.
- Записываем решение, а затем сверяем с доской.
-(На доске:
1) 10 800 * 8 = 86 400 (р.) – стоимость всех путевок.
2) 2 400 * 8 = 19 200 (р.) – заплатили за все путевки рабочие.
3) 86 400 – 19 200 = 67 200 (р.) – заплатил завод за путевки.
Ответ: 67 200 рублей.