V. Осознание выполнения различных действий для выявления и освоения способов учебных задач

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

III. Постановка целей урока

Ост .12 )

Ост. 12 )

Ост .3 )

Ост. 9 )

27 : 3 + 2 · (12 : 6 – 20 : 10)

24 : ( 3 · 8) – ( 7 · 0) · 1+ 8 : 1

5 · 0 : 25 + (72 : 1 - 0): 9 + 6 : 6

II. Актуализация опорных знаний

I. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок!
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.

- Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Олеся Руслановна.

- Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

Устный счёт!

Мы творим это дело
Только силой ума и души.

- Решите цепочки примеров. Решаем по действиям, начиная с первой парты:

- 5 · 0 : 25 + (72 : 1 - 0): 9 + 6 : 6 = 9

24 : ( 3 · 8) + ( 7 · 0) · 1+ 8 : 1= 9

27 : 3 + 2 · (12 : 6 – 20 : 10)=9

- Найдите ошибки и вычислите правильно

- 39:6=6(ост. 3), остаток должен быть меньше делителя

- 65:9= 7 (ост. 2), если частное умножить на делитель и прибавить остаток, то получится делимое

- 60:12=5

- 24:6=0(ост.24)

- Решите задачи.

1.По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?

- 3.

2. Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 сливы. Сколько слив ты можешь собрать?

- На дубе не растут сливы.

3.В одной квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире?

- 3: мама, дочка, бабушка.

4.На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

- 4

5. В темноте Оля увидела 6 пар кошачьих глаз. Сколько пар лап у этих кошек?

- 6*4 = 24

6. В люстре горели 8 лампочек. 2 лампочки перегорели. Сколько лампочек осталось в люстре?

- 8.

7. У Бабы Яги собрались 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков . Сколько внуков и внучек у Бабы Яги?

- 10 внуков, 5 внучек

8. 6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина.

- 30 минут.

- Обратите внимание на слайд. Что за числовые выражения на нем изображены?

20: 3 19: 2

15: 6 25: 7

- Числовые выражения на деление с остатком.

- Вы умеете решать такие примеры?

- Да.

- Решите их устно.

- 20: 3 = 6(ост.2) 19: 2 = 9 (ост. 1)

15: 6 = 2 (ост. 3) 25: 7 = 3 (ост. 4)

- Какова тема нашего урока?

- Деление с остатком. Решение задач.

- Какие задачи поставим перед собой?

- Отработать прием деления с остатком. Решать задачи.

- Предлагаю вам поработать самостоятельно. Обратите внимание на слайд. Выполните задание. А затем проверим.

2__ : 3 = 7(ост.2)

4 ___ : 7 =____ (ост.5)

77 : ___ =____ (ост.5)

__ 9 : 2 = 19(ост.1)

___2 : 7 =___ (ост.3)

- Меняемся тетрадями с соседом и сверяем ответы со слайдом. Если у вашего соседа нет ошибок – ставим 5. Если 1 – четыре, если 2 – три.

- 23 : 3 = 7(ост.2)

47 : 7 = 6 (ост.5)

77 : 8 =9 (ост.5) или 77 : 9 = 8 (ост.5)

39 : 2 = 19(ост.1)

52 : 7 = 7 (ост.3)

- Откройте учебники на странице 130. Решим задание № 126. … иди к доске.

- Периметр прямоугольника 70 см, причем его длина на 15 см больше, чем ширина. Найди длину и ширину прямоугольника. Вычисли его площадь. Нарисуй схему, она поможет решить задачу.

- Читай еще раз до первого вопроса заачи.

- Периметр прямоугольника 70 см, причем его длина на 15 см больше, чем ширина. Найди длину и ширину прямоугольника.

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

- Нет.

- Что нам известно?

- Периметр прямоугольника.

- Как найти периметр прямоугольника?

- Нужно сложить все стороны.

- Запиши на доске формулу.

- Р = (a + b)2

- Итак, известна ли нам длина прямоугольника?

- Нет.

- Обозначим ее первым отрезком.

- Известна ли ширина?

- Нет.

- Обозначим ее вторым отрезком.

- Что нам известно про длину?

- То, что она на 15 см больше ширины.

- Как обозначим это на отрезке?

- Что еще известно в задаче?

- То, что периметр равен 70 см.

- Как мы обозначим это на схеме?

- Сколько сторон у прямоугольника?

- 4.

- Сколько обозначено на схеме?

- 2.

- Во сколько раз меньше?

- В два раза.

- Значит и две длины и ширины у нас будут равны…?

- 70:2=35 см

- Записывай.

- Что у нас получилось?

- Длина и ширина равны 35 см.

- Что можем теперь найти?

- Две ширины?

- Как?

- 35-15=20 см.

- Записывай.

- Теперь нам надо найти одну ширину. Как?

- 20:2=10 см – ширина прямоугольника.

- Можем ли мы теперь найти длину?

- Да.

-Как?

- 10+15 = 25 см – длина прямоугольника.

- Мы ответили на все вопросы задачи?

- Нет.

- Прочитай тот вопрос, на который мы не ответили.

- Вычисли его площадь.

- Как вычислить площадь?

- Нужно длину умножить на ширину.

- Записывай следующее действие.

- 25 · 10 = 250 (см) — площадь прямоугольника.

(На доске:

 

1) 70 : 2 = 35 (см) — длина и ширина.

2) 35 – 15 = 20 (см) — две ширины.

3) 20 : 2 = 10 (см) — ширина прямоугольника.

4) 10 + 15 = 25 (см) – длина прямоугольника.

5) 25 *10=250 (см) — площадь прямоугольника.

Ответ: 250 см)

 

- Следующий номер 127. … иди к доске.

- Завод купил 8 путевок в санаторий. Стоимость каждой путевки 10 800 рублей. Рабочие заплатили за каждую путевку по 2 400 рублей, а остальные деньги доплачивал завод. Сколько денег доплатил завод за все путевки?

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

- Нет.

- Что нужно для этого знать?

- Стоимость всех путевок и сколько за все путевки заплатили рабочие.

- Отметим на схеме известные данные.

 

 

- Садись на место. Решаем задачу самостоятельно. … потом скажет ответ.

Если дети не могут решить задачу, то:

- Как найдем сколько завод заплатил за все путевки?

- Нужно 10 800 умножить на 8..

- А как найдем, сколько рабочие заплатили за все путевки?

- 2 400 умножим на 8.

- После этого сможем ответить на главный вопрос задачи?

- Да.

- Как?

- Нужно вычесть из стоимости путевок, оплаченных заводом, стоиvость путевок, которые оплатили рабочие.

- Записываем решение, а затем сверяем с доской.

-(На доске:

 

1) 10 800 * 8 = 86 400 (р.) – стоимость всех путевок.

2) 2 400 * 8 = 19 200 (р.) – заплатили за все путевки рабочие.

3) 86 400 – 19 200 = 67 200 (р.) – заплатил завод за путевки.

Ответ: 67 200 рублей.