Влияние предметных действий на развитие психических процессов.
Причины и проявления кризиса трех лет
В поведении и деятельности
В развитии личности
В мотивационной сфере
В эмоциональной сфере
В когнитивной сфере
Основные достижения раннего детства
þ знаково-символическая функция сознания;
þ предметное восприятие;
þ овладение операциями обобщения и сравнения;
þ возникновение воображаемой ситуации в игре как первое проявление воображения;
þ активная речь.
þ освоение способов выражения эмоций;
þ симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
þ включение слова в эмоциональные процессы.
þ потребность в реализации и утверждении собственного “Я”;
þ мотивация поступков отношениями с другими людьми;
þ разделенность мотива и реализуемой цели.
þ развитие самостоятельности;
þ проявление целеполагания и целеустремленности;
þ возникновение личного действия и личного желания;
þ гордость за собственные достижения;
þ сознание “Я САМ”.
þ предметная деятельность;
þ общение со сверстниками;
þ возникновение предпосылок игровой и продуктивной деятельности.
НОВООБРАЗОВАНИЯ
ü самосознание
ü личное действие
ü наглядно-действенное мышление
ü речевое общение
ü воображение
ü гордость за собственные достижения
Противоречие:способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие, ребенок хочет действовать самостоятельно, но реальность его жизни делает это невозможным.
Причины распада социальной ситуации развития:
ü ребенок отделяет себя от взрослого;
ü ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному “я” - отделяет от себя свои действия.
Симптомы кризиса:
ü _______________________ - отрицательная реакция, связанная с негативным отношением к другому человеку, ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых;
ü _____________________ - реакция на собственное решение, ребенок настаивает на своем требовании, происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;
ü ________________________ - протест против порядков, которые существуют дома, направлена на ситуацию воспитания;
ü ________________________ - стремление к освобождению от взрослого, речь идет о самостоятельности намерения, замысла;
ü _____________________________________________;
ü _________________________________ - частые ссоры с родителями;
ü стремление ______________________________________.
1.В предметной деятельности происходит развитие восприятия
2. Ориентация на отдельные признаки предмета
3. Выделение пространственных отношений между предметами
Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Особенности восприятия в раннем детстве:
1. Фиксирует какоето одно качество объекта, и в последующем
ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта;
2. Восприятие аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием.
Память в этом возрасте носит непроизвольный характер.
Хотя в этот период появляется воспоминание. Латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а "ему вспоминается". Память еще не действует как отдельный процесс.
По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте
развиваются "вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия". Это
относится и к развитию мышления. Можно с уверенностью сказать, что когда
ребенок рождается, у него еще нет мышления. Изначально мышление формируется
как наглядно действенное – это мышление, которое можно видеть глазами.
Очень рано начинает играть роль речь. Она меняет характер всей интеллектуальной активности. Речь сразу же освобождает ребенка от многих зависимостей.
С. Л. Новоселова рассмотрела развитие наглядно-действенного мышления
детей раннего возраста с позиции теории деятельности. Проведенный ею
сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в
онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал, что мышление с его
человеческими качествами не возникает внезапно. Оно длительно
подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок и приобретает новые
качества уже в ходе антропогенеза, который служит разделом между
животным интеллектом и человеческим мышлением.
Главные особенности развития ребёнка раннего возраста:
1. Развитие основного типа деятельности: развитие
восприятия, интеллекта, речи.
2. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами).
3. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен "Я сам".
4. Полный распад прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех
лет.