Виды остряков

Остряки

Рамные рельсы

Конструкция стрелки

Устройство стрелки

Контрольные вопросы

1.Как устроена стрелка со всеми элементами

2.Объяснить что называется маркой крестовины

3. Что называют показателем марки крестовины

4.Какие известны виды крестовин

 

После занятия необходимо знать:конструкцию стрелки, разновидности стрелок, что представляют собой рамные рельсы, что представляют собой остряки, переводной механизм

 

После занятия необходимо уметь: Объяснить конструкцию стрелки, рамных рельсов, различать разновидности остряков, показать всю конструкцию стрелки на макете стрелочного перевода

 

 

План

1. Конструкция стрелки

2. Рамные рельсы

3. Остряки

4. Виды остряков

5. Радиусы кривизны остряков

 

Конструкция стрелки. Стрелки отличаются друг от друга конструкций, размерами рамных рельсов, остряков, переводных механизмов, тягами, скреплениями и другими деталями.

Рамные рельсы являются продолжением путевых рельсов, представляющие собой или целые рельсы стандартной длины или короче их. Они отличаются от путевых рельсов наличием в шейке отверстием для прикрепления упорных болтов, самого рамного рельса к башмаком рамного рельса с переводным механизмом. Для укрытия острия остряка от ударов колесных пар делается подстрожка боковой грани головки рельса.

В обыкновенных стрелочных переводах один рельс прямой, а другой изогнут в плане. Количество изгибов и места их расположения по длине рамного рельса определяется геометрической схемой стрелочного перевода.

Один изгиб рамного рельса- для укрытия острия прямого остряка от удара гребня и колес при противошерстном направлении марки 1/8- 215мм; 1/22- 260мм; 1/9, 1/11- 1000мм.

Далее в сторону корня остряка криволинейных рам рельс изгибают через один метр по ординатам (в заводских условиях).

Рамные рельсы прикрепляются к брусьям с помощью стрелочного башмака, который состоит из подкладок, стрелочной подушки и упорки с деталями крепления.

Для обеспечения постоянства ширины колеи между рамными рельсами устраиваются поперечные связи, в качестве которых принимаются разрезные и связные полосы. Количество зависит от типа, марки стрелочных переводов (Р65- пять связных полос, в переводах Р50 марки 1/18- шесть).

Остряки изготавливают из прокатного профиля специального острякового рельса пониженной по сравнению с рамным рельсом высоты типов ОР75, ОР65, ОР50 и ОР43. Меньшая высота остряка по отношению к рамному рельсу позволяет укладывать последние без строжки их подошвы. Передний конец остряка называют острием, задний- корневой частью.

По форме остряков в плане, направляющих на боковой путь, стрелки различают с прямолинейными остряками, с криволинейным остряком секущего типа, с криволинейным остряком касательного типа. Угол между направлением рабочего канта рамного рельса и касательной к рабочему канту криволинейного остряка в его начале называют начальным стрелочным углом. Угол между направлением рабочего канта рамного рельса и касательной к остряку в его конце называют стрелочным углом.

Криволинейные остряки обеспечивают меньшие углы ударов гребней колес и более плавное прохождение подвижного состава на боковой путь. Кроме того, при таких остряках длина перевода короче, чем при прямых. Поэтому у всех современных стрелочных переводов остряки, ведущие на боковой путь, делаются криволинейными. В симметричных переводах криволинейными являются оба остряка.

Для обеспечения плавного накатывания колеса подстрожку остряка делают в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Горизонтальную строжку ведут с наклоном 1/5, вертикальную- с понижением относительно поверхности катания головки рамного рельса: в сечении, где ширина остряка 50мм- 0мм; в сечении 20мм- 2мм; в сечении 5мм- 15мм; в сечении 0мм- 25мм.

Современные стрелочные переводы имеют укрытие остряка под головку рельса, которое составляет 4мм и достигается обработкой боковой грани головки рамного рельса и дополнительной обработкой острия остряка по рабочему канту от сечения, где его ширина 5мм к острию.

Укрытие острия остряка под головку рельса исключает возможность противошерстного взреза остряка колесными парами, имеющими подрез гребней, а также снижает вероятность выкрошивания остряка.

Рабочая грань криволинейных остряков в плане очерчивается кривой одного или двух радиусов. Радиус остряка выбирают одним из следующих способов:

Радиус криволинейного остряка R0

Принимают на всем протяжении остряка равным радиусу Rc переводной (стрелочной) кривой (R0= Rc);

Радиус криволинейного остряка увеличивают по сравнению с радиусом стрелочной кривой ( R0> Rc );

Принимают криволинейный остряк двойной кривизны: вначале радиусом R0, а далее меньшим радиусом R0(R0 > R0). Обычно радиус R0=R0.

В обыкновенных стрелочных переводах типа Р50 марок 1/11 и 1/9 применяются остряки одного радиуса, в стрелочных переводах типа Р65 марок 1/22, 1/18, 1/11, 1/9 и в переводах типа Р50 марки 1/18- двух радиусов.

Для уменьшения изгиба остряков от действия горизонтальных поперечных сил над каждой стрелочной подушкой в зоне от корня до начала строжки головки остряка ставятся упорные болты или накладки, которые передают боковое давление от колеса через остряк на рамный рельс и упорку. У большинства стрелочных переводов остряки переводятся из одного положения в другое за счет поворота их в корне без изгиба самого остряка.

Корневые устройства стрелок бывают шкворневого типа, вкладышно-накладочного и в виде простого стыка при гибких остряках. Корневое устройство шкворневого типа встречается только в старых стрелках легких типов.

Вкладышно-накладочное корневое устройство применяется в стрелках типов Р75, Р65, Р50. Стык в корне принят на весу и смонтирован на мостике-лафете. В конце остряка между закрепленным упоркой рамным рельсом и остряком с примыкающим к нему рельсом переводной кривой вставлен стальной вкладыш. Со стороны оси пути остряк и подходящей к нему рельс соединены четырехдырной накладкой, которая закреплена неподвижно и несколько отогнута в середине в сторону оси пути.

Между остряком и накладкой имеется зазор, допускающий перевод остряка из одного положения в другое. Для того чтобы накладка, предварительно изогнутая в середине, при стягивании болтами не разгибалась, между накладкой и вкладышем ( в шейке остряка) на первый болт от начала остряка надевают распорную втулку.

Конструкция гибких остряков с накладочным стыком в корне отличается тем, что в конце той части остряка, которая перемещается при его переводе, подошва остряка острогана с обеих сторон заподлицо с его головкой на протяжении 800…900 мм с плавными отводами к полной ширине подошвы на длине 200…250 мм в каждую сторону. Такую строжку подошвы остряка делают за 1…2 м до его корня. Некоторое ослабление остряка строжкой его подошвы компенсируют подведением под ослабленное место мостика- лафета. При переводе такого остряка происходит изгиб его в месте строжки, а стык корня остряка с примыкающим рельсом остается закрепленным неподвижно.