Определяем ширину колеи, при которой возможен провал колеса внутрь колеи

Как выглядит очертание рельсовой колеи в прямых

План

Тема 3.2. Устройство рельсовой колеи в прямых и кривых участках пути

Контрольные вопросы

1.Изобразите схему полной базы экипажа

2.Изобразите схему жесткой базы экипажа

3.Какая ширина насадки соблюдается на ж.д. России

4.Перечислите все отличия между колесом вагона и локомотива

5.Где учитываются все отличия

6.Как устроены ходовые части подвижного состава

 

 

Студент должен:

иметь представление:

о формах переходных кривых,

знать:

ширину колеи в прямых и кривых участках (нормы и допуски), нормы и допуски содержания пути в прямых по уровню, в плане (прямых и кривых); необходимость устройства возвышения наружного рельса в кривых; назначение, назначение укороченных рельсов;

уметь:

определять с помощью справочника необходимое уширение междупутья в кривых, различать локомотивные и вагонные колесные пары; измерять насадку колес и толщину гребня, жесткую базу экипажа, ширину колеи, положение рельсовых нитей по уровню, подуклонку в прямых и кривых; делать соответствующие записи в книге ПУ-28; рассчитывать возвышение наружного рельса в кривой, длину отвода возвышения и уширения колеи с учетом скорости движения поездов, длину переходной кривой, делать расчет укладки укороченных рельсов.

3.2.1. Прямые участки пути. Ширина колеи и её особенности

После занятия необходимо знать:что такое рельсовая колея, как рельсовые нити расположены в плане, по уровню, ширину колеи в прямом участке пути, максимальную ширину колеи при которой может произойти провал колеса, минимальную ширину коле при которой может произойти сход подвижного состава, ширину насадки, ширину гребня, ширину фаски на наружной грани колеса, что представляет собой перекос.

 

После занятия необходимо уметь: определять ширину колеи при которой возможен провал колёс, внутрь колеи, а так же ширину колеи при которой может произойти сход подвижного состава.

 

1.Как выглядит очертание рельсовой колеи в прямых

2.Определяем ширину колеи, при которой возможен провал колеса внутрь колеи

3.Определение опасного предела колеи по сужению

4.Перекос пути

 

На прямых участках путь в плане должен быть как можно ближе к прямой, допускаются изменения +4-6мм.

При укладке участка выравнивают одну из рельсовых нитей, называемую рихтовочной, а другую устанавливают по шаблону в пределах указанных допусков (перешивочную).

Расстояние между внутренними рабочими гранями рельсов, измеренное ниже поверхности катания на 15 мм, называется шириной рельсовой колеи.

 

Зазоры между гребнями колес и рельсами могут меняться не только из-за наличия допусков в содержании колесных пар и ширины колеи. В процессе движения гребни колес вызывают упругие отжатия рельсов, которые доходят до 2 - 4 мм. Величина отжатия зависит от типа рельса, состояния скреплений и шпал, нагрузки на оси и скорости движения, Если учесть эти отжатия, то зазоры увеличиваются.

Ширина рельсовой колеи зависит от конструкции (очертания и размеров) колесной пары и определяется из двух условий:

1. Недопустимости провала колес внутрь колеи. Опасность провала может возникнуть при ширине колеи, когда колеса покатится по рельсу той своей частью, которая имеет коничность 1/7. В этом случае возможно расширение рельсовой колеи.

Считается недопустимой такая ширина колеи, при которой точка перехода коничности поверхности катания колеса 1/20 в 1/7 совпадает с началом закругления головки рельса. В таком случае максимально допустимая ширина колеи (S) составит:

Smax=qmin+ μ + Tmin+ B - b - l,

где q - минимально допустимая толщина изношенного гребня колеса, мм;

q = 25;

μ - утолщение гребня выше расчетной плоскости, мм;

μ = 1(для вагонных колес);

Tmin - минимальная величина насадки, мм;

T= 1437;

B - полная ширина вагонного колеса, мм;

B = 130;

b - расстояние от наружной грани колеса до точки перехода коничности 1/20 в 1/7, мм;

b = 30;

l - горизонтальное расстояние от начала закругления головки рельса до ее рабочей грани, мм;

l = 13

Smax= 25 + 1 + 1437 + 130 - 30 - 13 = 1550 (мм)

 

2. Недопустимости заклинивания колес. Опасный предел ширины колеи по ее сужению определяется наибольшим возможным расстоянием между рабочими гранями гребней вагонных колес.

В таком случае минимально допустимая ширина колеи составит:

Smin= Tmax +2∙qmax+ 2∙μ,

где Tmax - максимальная величина насадки, м;

Tmax = 1443;

qmax - толщина неизношенного гребня колеса, мм;

qmax = 33;

Smin= 1443 + 2∙33 + 2∙1 = 1511 (мм).

 

Таким образом, исходя из приведенных выше условий и учитывая влияние изгиба осей колесных пар на уменьшение величины насадки, а так же упругое уширение колеи при прохождение колесной пары не допускается ширина колеи менее 1512 и более 1548 мм.

Smax= 25 + 1 + 1437 + 130 - 30 - 13 = 1550 (мм)