Проектное очертание подвижного состава

План

Ходовые части подвижного состава

Тема 3.1 Условия прохождения подвижного состава по рельсовому пути

Раздел 3. Взаимодействие пути и подвижного состава

 

Студент должен:

иметь представление:

о разнице между жесткой и полной колесной базой экипажа;

знать:

назначение габаритов подвижного состава, приближения строений, габарита погрузки, их основные размеры, ГОСТ; расстояния между осями путей на перегоне и станции, от путей до устройств; устройство колесной пары, разницу между вагонным и локомотивным колесами; назначение подуклонки рельсов;

уметь:

определять негабаритные места вдоль пути, измерять расстояние между осями путей, от путей до устройств.

После занятия необходимо знать: что представляет собой подвижной состав, из каких частей состоит, что называется жёсткой и полной базой экипажа, что называется насадкой колёсной пары и её величина, что представляет собой гребень колеса, разницу между локомотивными и вагонными колёсами.

 

После занятия необходимо уметь:Рассчитывать расстояние между рабочими гранями гребней колёс, рассчитывать наибольшую ширину колесной пары локомотива и вагона, видеть разницу между вагонным колесом и колесом локомотива, а так же учитывать эту разницу при расчетах.

 

1.Проектное очертание подвижного состава

2.Что представляет собой колёсная пара

3.Что представляет собой жёсткая и полная база экипажа

4.Локомотивное и вагонное колесо

5. Разница между колесом вагона и локомотива

 


Проектное очертание подвижного состава – это предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, имеющее размеры, уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину плюсовых допусков, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций проектируемого подвижного состава, имеющего номинальные размеры.

Пространства между габаритом приближения строений и между габаритом подвижного состава установлена для перемещений подвижного состава и погруженных на нем грузов, которые вызываются отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, допускаемыми нормами их содержания, а также вертикальными колебаниями и боковыми наклонениями подвижного состава на рельсах.

 

2.Что представляет собой колёсная пара

Колеса подвижного состава наглухо насажены на оси и имеют гребни с внутренней стороны.

Глухая насадка обеспечивает невозможность изменения расстояния между колесами.

Колеса бывают цельнокатаные и бандажные.

Основным типом вагонных колес являются цельнокатаные колеса, а локомотивные – бандажные.

Расстояние между внутренними гранями колес называется насадкойТ(1440 ±3мм)

Основным требованием при проектировании и устройстве рельсовой колеи является обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями при минимуме сил взаимодействия колеса и рельса.

Гребень колес сопрягается с поверхностью катания по кривой радиусом 15 мм у вагонов и 13,5 мм у локомотивов. Этот радиус близок к радиусу сопряжения верхней и боковой граней головки рельсов. Это сделано для того, чтобы не допустить вползания колес на рельсы. Далее идет коническая поверхность с уклоном 1/20, затем - 1/7. Переход коничности колес от 1/20 к 1/7 сделан с целью облегчения их перекатывания с остряка на рамный рельс и с сердечника на усовик и обратно. У края колеса имеется фаска шириной и высотой 6 мм, необходимая для обеспечения свободного перекатывания колес с одного элемента стрелки и крестовины на другой.

Колеса опираются на головку рельса небольшой площадкой, по форме напоминающей эллипс. При прочих равных условиях площадь контакта зависит от диаметра колеса. Чем меньше диаметр колеса, тем меньше будет контактный эллипс и тем большие контактные напряжения возникают в металле головки рельсов. На дорогах России установлен стандарт на размеры колес: диаметр колес вагонов равен 950-1050 мм, электровозов и тепловозов - 1050-1220 мм, а паровозов - 1200 и даже 1850 мм (пассажирских). Намечено увеличить диаметр колес электровозов и тепловозов.

Ширина колесной колеи

При скоростях движения поездов до 120 км/ч толщина гребней q не допускается более 33 мм и менее 25 мм, а при скоростях от 121 до 140 км/ч - более 33 мм и менее 28 мм.

При определении относительного положения колес и рельсов учитывают особенности очертания гребней локомотивных и вагонных колес. У стальных вагонных и тендерных колес закругление гребня с внутренней стороны колеса начинается от уровня катания и на расчетном уровне очертание гребня отходит от вертикали, относительно которой измеряют насадку, на µ = 1 мм. Эта часть гребня почти не изнашивается, поэтому указанный 1 мм необходимо принимать во внимание при расчетах. У локомотивных колес закругление гребня начинается с расчетного уровня.

Расстояние между рабочими гранями гребней колес называется шириной колесной колеи К.

 

3.Что представляет собой жёсткая и полная база экипажа

Жесткая база экипажа – это расстояние между крайними осями экипажа, которые сохраняют параллельность при движении в прямых и кривых участках пути.

Полная база экипажа – это расстояние между крайними осями подвижного состава независимо от того закреплены они в основной раме или нет.