Звуко-буквенный анализ слов
Работа по таблице (слайд 5)
Сопоставление букв и звуков украинского и русского языков
V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
Речевая разминка (слайд 4)
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Физкультминутка
Учитель выразительно читает текст.
Работа в группах
Повторение словарных слов (по выбору учителя)
Каллиграфическая минутка (по выбору учителя)
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Класс объединяется в три группы:
1-я группа — слова с буквой и;
2-я группа — слова с буквой ы;
3-я группа — слова с буквой о.
Собака, лиса, молоко, моря, рыба, лист, сыр, рис, бык, кора, мир, сын.
4. Работа над текстом «В лесу»
— Вспомните правила устного высказывания.
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали ягоды и грибы. Грибы они клали в лукошко, а ягоды — в корзинку. Вдруг загремел гром. Солнце скрылось. Небо затянули тучи. Ветер пригибал деревья к земле. Начался крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь прекратился. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
— Какой заголовок к этому произведению вы подобрали бы?
— Кто главные герои этого произведения?
— Зачем мальчики пошли в лес?
— Что с ними случилось?
— Где ребята нашли укрытие?
— Чем всё закончилось?
— Что означает слово лукошко? (слайд 3)
Лукошко — ручная корзина из лыка и прутьев.
Лыко— кора молодых лиственных деревьев, состоящая из нескольких слоев, которые можно разделять на полоски для плетения.
Корзина — плетёное изделие из прутьев для переноски и хранения различных продуктов.
Мы идем охотиться на льва! (Уверенный ход по кругу).
Н е боимся мы никого! (Движения руками возражения).
Ой, а это что? Это болото! Дави! Дави! Дави!
(Ход высоко поднимая колени).
Ой, а это что? Это море! Буль! Буль! Буль! (Имитация плавания).
Ой, а это что? Это поле! Туп! Туп! Туп! (Громкое топотание).
Ой, а это что? Такой большой! (Показывают, какой).
Такой пушистый! (Показывают руками, будто поглаживая).
Ой, так это же лев!
(Показывают, как испугались. Дальше движения повторяются)
Побежали домой! Через|из-за| поля! Туп! Туп!
Через|из-за| моря! Буль! Буль! Буль!
Через|из-за| болото! Дави! Дави! Дави!
Побежали домой! Двери закрыли|затворяют|! Какие мы молодцы!
Какие мы храбры! (Показывают мимикой).
Похвалим себя! (Поглаживают себя по голове).
Ме-ме-ме — светлячки видны во тьме.
Не-не-не — пляшут рыбки на волне.
Ре-ре-ре — носим воду мы в ведре.
Ле-ле-ле — стоит чашка на столе.
Се-се-се — на уроке будут все.
Ке-ке-ке — вижу домик вдалеке.
Те-те-те — закипел суп на плите.
Ве-ве-ве — васильки растут в траве.
— Какая буква чаще повторялась?
— Сегодня на уроке мы пополним свои знания про букву е и звуки, которые она обозначает. Будем учиться читать и писать слова с этой буквой.
Українська мова | Русский язык |
е — [е] е [е] [йе] метро синє єнот | э — [э] е [э] [йэ] эльф лето ель |
= О | — О |
лето — 4 б., 4 зв., 2 сл.
= О = |
ель — 3 б., 4 зв., 1 сл.
— Что можем сказать о звуковом значении буквы е в первом слове лето? (Обозначает один звук [э] и смягчает предыдущий согласный.)
— Что можем сказать о звуковом значении буквы е в слове ель? (Обозначает два звука [йэ].)
Вывод: если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э] и смягчает этот согласный; если она стоит в начале слова или после гласного, то она обозначает два звука [йэ].
— Но если буква е стоит в безударном слоге, она обозначает звуки [йи] или [и], и сейчас мы в этом убедимся.
2. Работа над скороговоркой(страница 37, упражнение 106)
Чтение и заучивание скороговорки.
— Какая буква повторялась чаще всего?
— Назовите слова с этой буквой из скороговорки. (Еле-еле, ель, Егор, себе)
— Произнесите слово себе. Какой звук слышится в безударном слоге се? ([и])
— Почему слово Егор написано с большой буквы?
3. Работа по таблице(страница 37, упражнение 107)
— Какие звуки обозначает буква е?
4. Работа в тетради (страница 37, упражнение 108)
— Какой звук обозначает буква е в каждом слове?
— Запишите слова в три столбика.
Предмет | Действие | Признак |
победа дела река | ездить | еловый |
— Со словом победа составьте предложение.
5. Работа в парах (страница 37, упражнение 109)
6. Игра «Где буква е?» (слайди 6 - 16)
Учитель демонстрирует рисунки. Если в слове есть буква е, вывешивает их на доске; если нет — кладёт на стол. (Енот, лиса, медведь, гриб, корова, лес.ель, петух, верблюд, мальчик, девочка)
— Проанализируем, какой звук обозначает буква е в каждом слове?
— Выполните звуко-буквенный анализ слов:
= О | — О — |
енот — 4 б., 5 зв., 2 сл.
= О | — О — |
петух — 5 б., 5 зв., 2 сл.
— Почему в слове енот букв меньше, чем звуков?
7. Работа над стихотворением(страница 37, упражнение 110)
— Выразительно прочитайте стихотворение, обращая внимание на произношение слов с буквой е.
— Назовите слова с буквой е из текста стихотворения.
— Назовите имена мальчика и девочки — героев стихотворения.
— Какое условие Ева поставила Емеле?
(Можно выучить стихотворение наизусть — по усмотрению учителя.)
8. Работа в тетради (страница 38, упражнение 111)