Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Тема 16

 

В настоящее время любой руководитель должен без посторонней помощи уметь определять правомерность совершаемых им действий и операций.

Для этого каждый руководитель должен знать основы менеджмента и права, т. е. владеть правовой терминологией, знать как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных (в том числе предпринимательских) отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность и т.д.

Как субъект, так и объект управления должны обладать правоспособностью (ст. 17 и 49 ГК РФ), т.е. иметь гражданские права и нести обязанности.

Для того чтобы реализовать свою правоспособность и осуществлять принадлежзащие ей права, каждая организация должна иметь органы управления, В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Органы юридических лиц различных организационно-правовых форм существенно различаются между собой. Чтобы установить, какие органы управления существуют в той или иной организации, и определить их компетенцию, необходимо изучить закон, регулирующий деятельность данных организаций, и учредительные документы данной организации, поскольку порядок назначения органов юридического лица и их компетенция определяются законом и учредительными документами юридического лица.

Как правило, органы юридического лица бывают единоличными (генеральный директор, президент, управляющий) или коллегиальными (правление, совет директоров). Высшим органом хозяйственных обществ и товариществ является общее собрание участников (учредителей, акционеров). Юридическое лицо, как правило имеет руководителя (генеральный директор, президент), который вправе без доверенности действовать от имени юридического лица. Действовать без доверенности не означает не иметь никаких документов, поскольку полномочия директора таже должны быть удостоверены и подтверждены документально.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. При их посредстве организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях.

В противоположность организационным, административные методы активны, ибо на их основе происходит вмешательство в саму деятельность.

Говоря об организационной (административной) форме управляющего воздействия, остановимся на проблеме управления, правовой регламентации этого воздействия.

Право нельзя отождествлять ни с организационной (административной) формой методов управления, ни с властной мотивацией (которые возможны и без права), ни с реализацией в методах управления законов организации, систем. Но все же проблема правовой регламентации ближе всего именно к проблемам административной формы. В обоих случаях речь идет о форме воздействия, Специфика правовой формы состоит в том, что используется особая форма регулирования общественных отношений.

Правовые формы административных методов – это правила, соблюдение которых гарантируется принудительной силой государства. Они требуют, чтобы воздействие в системе управления соответствовало законам государства.

Любой орган, любое должностное лицо призваны осуществлять свои действия в соответствии с законом, нормами права.

С помощью права происходит формирование содержания метода управления, Например, при издании должностной инструкции, принятия положения и т.д. необходимо руководствоваться действующим законодательством, актами вышестоящих органов, которые регулируют данные взаимоотношения. Здесь право в позитивной форме участвует в формировании содержания методов управления.

Менеджмент как управленческая деятельность регулируется огромным количеством нормативных актов различного уровня. Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. – Основной Закон Российской Федерации, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства.

Вторым по значению нормативным актом, регулирующим менеджмент, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Кроме этого существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы менеджмента.

Очень часто менеджеры используют понятие «нормативный документ» применительно к нормативному акту. Это является грубой ошибкой, поскольку документ подтверждает какой-либо окт. или событие, удостоверяет личность и т.д., но не может содержать обязательные для всех правила поведения.

Кроме нормативных актов существуют акты толкования права, которые разъясняют и комментируют применение нормативных актов. Актами толкования права являются различного рода разъяснения, ответы на вопросы, даваемые официальными органами.

Менеджеру необходимо помнить, что различного рода письма и разъяснения могут только толковать и комментировать законы и подзаконные акты, а не дополнять и уточнять их. В том случае, если решение государственного органа будет основано на «разъяснении», противоречащем закону, арбитражный суд может признать принятое решение недействительным.