Экологическое право. Предмет и метод правового регулирования.

Тема 15

 

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Термин предложил в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель.

Экологическое право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Выделение экологического права в самостоятельную отрасль в России произошло в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

Предметом экологического права являются экологические отношения, возникающие между гражданами, организациями и государством по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей природной чреды в интересах граждан, общества, государства.

Метод экологического права – это способ правового воздействия норм экологического права на общественные отношения возникающие в процессе осуществления экологической деятельности. Он представляет собой определенную совокупность императивных и диспозитивных подходов к установлению обязанностей и прав субъектов экологического правоотношения.

Отраслевые принципы экологического права изложены в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

-платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде;

-презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

-обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

-обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни здоровью и имуществу граждан;

-сохранение биологического разнообразия;

-соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, кающихся их прав на благоприятную окружающую среду в соответствии с законодательством;

-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

-разработка государственных прогнозов социально-экономического развития;

-разработка федеоальных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

-разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

-возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

-установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

-предоставление налоговых иных льгот при внедрении наилучших технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-поддержка прелпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

-иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Ст. 6 Водного Кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.