Оценка результатов деятельности правоохранительных органов.

 

Главная цель оценки оперативно-служебной деятельности заключается в выявлении и познании общих закономерностей оперативно-служебной и управленческой деятельности конкретного правоохранительного органа, определении путей и способов повышения результативности работы. Решаемые задачи:

- исследование установленных ведомственными нормативными актами отдельных показателей оперативно-служебной и управленческой деятельности и определение на этой основе ее фактического состояния;

- оценка эффективности оперативно-служебной деятельности и определение степени влияния работы органа на состояние преступности и правопорядка;

- выявление неиспользованных резервов и возможностей повышения эффективности оперативно-служебной деятельности для принятия последующих управленческих решений.

В качестве основных оцениваемых направлений деятельности могут быть определены:

- регистрация и учет сообщений о преступлениях;

- профилактика, предотвращение и пресечение преступлений;

- выявление преступлений;

- раскрытие преступлений;

- предварительное следствие;

- дознание;

- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

- обращения граждан.

Исходной информационной базой для анализа и оценки состояния и эффективности оперативно-служебной деятельности являются различные формы статистической отчетности, а также разного рода официальные документы: уголовные дела, дела оперативного учета, проверочные материалы, справки, аналитические записки, различные учеты, СМИ, обращения граждан и др.

Все многообразие показателей можно свести в несколько групп:

1) Показатели, которые опосредованно отражают итог оперативно-служебной деятельности. Это, прежде всего показатели динамики преступности. Их анализ и оценка позволяют сделать предварительный общий вывод относительно влияния работы личного состава органов внутренних дел на состояние преступности, общественного порядка и общественной безопасности.

2) Показатели, прямо свидетельствующие о количестве и качестве проведенных оперативно-служебных действий, операций, мероприятий и т.д. Они отражают объем оперативно-служебной деятельности.

3) Показатели, отражающие результаты использования сил и средств, осуществляющих оперативно-служебную деятельность. Сюда входят данные об использовании личного состава и подсобных сил, технических и денежных средств, показатели различного рода нагрузок, временных затрат.

4) Показатели-нормативы, в которых количественно выражены различного рода требования к проведению оперативно-служебной деятельности, например, сроки расследования преступлений, проведения дознания, нормативы нагрузок на личный состав.

Как и всякий процесс, в котором участвуют люди, анализ и оценка оперативно-служебной деятельности имеют свои объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в том, что анализируемые и оцениваемые сведения существуют независимо от тех людей, которые занимаются этим анализом. Субъективная сторона проявляет себя в том, что суждения аналитиков основываются на выводах, сделанных на основе субъективного индивидуального мышления. Индивидуальные суждения и оценки всегда субъективны.

В этой связи возникает проблема выработки критериев оценки оперативно-служебной деятельности. Критерий – это правило, позволяющее объективно оценивать какую-либо деятельность или ее результаты – положительно или отрицательно.

Критерии оценок лежат в основе формирования оценочных показателей и способа их сравнения с эталонными значениями. Например, основным критерием работы органов внутренних дел по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений можно считать возможное в данных условиях раскрытие совершенных преступных проявлений. Количественным выражением этого критерия, то есть его показателем, могут служить абсолютное количество раскрытых преступлений, их число в расчете на одного сотрудника, процент раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, отдельных их видов и групп и т.д.

 

Оценка осуществляется по каждому из критериев в отдельности без выведения единого интегрированного показателя, а также на основе сравнения каждого субъекта оценки самим с собой без ранжирования субъектов РФ.

 

Анализ результатов следственной работы органов внутренних дел, Следственного комитета, ФСБ, ФСКН, таможенных органов включает в себя сведения:

- об окончании следователями дел по видам преступлений;

- о сроках расследования уголовных дел;

- о задержании подозреваемых;

- об основаниях прекращения уголовных дел и т.д.

 

Аналитические подразделения судебных департаментов на основе данных судебной статистики определяют показатели работы судов по трем направлениям:

  1. рассмотрение уголовных дел;
  2. рассмотрение гражданских дел;
  3. исполнение судебных решений.

 

По рассмотрению уголовных дел показатели работы судов первой инстанции характеризуют:

- количество поступивших уголовных дел;

- общее число осужденных;

- состояние судимости (уровень, темпы роста, структура судимости);

- структура и динамика мер наказания;

- законность и обоснованность постановлений;

- оперативность судебного разбирательства (нарушение процессуальных сроков).

 

По рассмотрению гражданских дел:

- общее число поступивших дел, темп роста;

- структура по категориям гражданских дел;

- практика разрешения споров (удельный вес удовлетворенных исков, заявлений, жалоб, общий размер сумм, присужденных к взысканию);

- показатели законности и обоснованности решений судов (количество отмененных и измененных решений в кассационном и надзорном порядке);

- показатели оперативности работы.

По исполнению судебных решений:

- общее число поступивших исполнительных документов, с выделением количества документов с материальными взысканиями, требующими принятия активных мер к розыску имущества должников и установления источников его доходов;

- общий уровень материальных взысканий с выделением возмещения ущерба от преступлений в стадии исполнения судебных решений, взыскания судебных штрафов;

- оперативность исполнения судебных решений – сроки их исполнения, остатки неисполненных документов.

 

В соответствии с Концепцией судебной реформы в РФ предлагается изменить подход к оценке деятельности ОВД, прокуратуры, суда и выделить три уровня оценок:

 

- на первом уровне (РФ, субъекты) достаточно анализировать лишь позитивные и негативные статистические тенденции и факторы, их порождающие;

- второй уровень оценок связан с проверкой деятельности объекта (органа);

- третий уровень оценки – это оценка профессиональной деятельности конкретных должностных лиц в соответствии с требованиями закона и иными стандартами поведения (например, присяга судьи), но не по статистическим показателям.

 

Задание:

На основе статистического материала предыдущих лекций подготовьте анализ состояния правопорядка и результатов работы правоохранительных органов региона.