Ресертификация

Контрольный аудит

Проектирование системы

Определение узких мест СМК

Анализ состояния дел

Организация проекта РС

Ресертификация

Ре…(лат re…) - приставка, обозначающая: обратно, назад, вновь, снова. Например: реэвакуация, реэкспорт, реанимация.

Предприятия, внедрившие систему качества и успешно проведя её сертификацию, при внедрении очередной редакции МС ИСО 9000 сталкиваются проведением «очередной сертификации» или ресертификации.

Фазы ресертификации приведены ниже.

Фазы ресертификации:

a) формирование рабочей группы

b) обучение

c) разработка плана РС

a) идентификация имеющейся документации

b) идентификация недокументированных процессов

c) описание системы качества

a) составление вопросника по выявлению узких мест

b) анализ имеющейся системы

c) план работы по РС

a) разработка процессов, методологических инструкций, рабочих инструкций

b) внедрение документации

a) формируется группа аудита

b) составляется план проведения аудита

c) проведение аудита

d) подача заявки на РС

a) проведение сертификации аудита

b) выдача сертификата

c) непрерывное улучшение качества

Тема 6. Информационное обеспечение систем качества – CAQ, CALS – технологии

 

Актуальность исследования CALS-технологий

Периодом интенсивного развития систем интегрированной разработки и изготовления сложных наукоёмких изделий в отечественной экономике можно считать начало 1980-х годов, когда в оборонных отраслях и некоторых подразделениях машиностроения была осознана необходимость в организации комплексного технологического процесса проектирования и изготовления изделий. Именно в то время появились такие системы, как КАПРИ (Комплексное Автоматизированное Проектирование, Разработка, Изготовление) или, несколько позже ИРБИС (Интегрированная Разработка Больших Инженерных Систем), которые, однако, по причине ненадежности отечественной техники и отсутствия капиталовложений постепенно сошли со сцены.

CALS‑технологии в Российской федерации сейчас рассматриваются как любые попытки интеграции производственных данных: на уровне отдельного предприятия, корпорации, отрасли промышленности, государства, в мировом масштабе. Отставая от Запада в использовании систем автоматизации производства и управления, РФ получила возможность не плестись в хвосте эволюции этих систем, а использовать наиболее перспективные решения для создания «скелета» будущей системы управления. Использование CALS-технологий в России, таким образом, является актуальной задачей.

 

Современное состояние и задачи рынка

наукоёмких отраслей промышленности

В настоящее время на мировом рынке наукоёмких промышленных изделий (производство самолетов, кораблей, автомобилей, компьютеров, военной техники) наблюдаются такие основные тенденции как:

1. Повышение сложности и ресурсоёмкости изделий.

2. Повышение конкуренции на рынке.

3. Углубление кооперации между участниками жизненного цикла изделия.

Повышение сложности и ресурсоёмкости заключается в том, что промышленные изделия становятся все более сложными по своей структуре и используемым в них технологиям. Вместе с этим, усложнение изделий приводит к повышению потребности в ресурсах, необходимых для их разработки, производства и эксплуатации. С увеличением сложности наукоёмких промышленных изделий увеличивается, и объём данных, описывающих эти изделия. Использование на отдельных этапах жизненного цикла изделия автоматизированных систем приводит не только к улучшению качества выполнения этих этапов, но и к увеличению объёма информации, создаваемой на этом этапе. Таким образом, одной из основных проблем, мешающей эффективному управлению предприятием, является огромное количество информации об изделии, которую необходимо учитывать и анализировать.

Одновременно с увеличением сложности изделий, увеличивается конкуренция между их производителями. Залогом успеха на рынке становится максимально полное удовлетворение запросов потребителя, наряду с минимизацией затрат на всех этапах жизненного цикла изделия. Для повышения конкурентоспособности, во-первых, необходимо повысить степень удовлетворения потребностей заказчика; а во-вторых, необходимо снизить издержки. Повышение степени удовлетворения потребностей заказчика подразумевает не только создание изделия с требуемыми функциональными характеристиками, но и соответствующие потребностям услуги по поставке, эксплуатации, обслуживанию, ремонту и модернизации изделия. Одним из путей решения проблемы повышения степени удовлетворения заказчика является не только совместное определение требований к изделию, но и тесный контакт производителя и заказчика при проектировании, производстве и испытании изделия. Основными путями снижения издержек являются: сокращение времени выхода изделия на рынок (минимизация временных издержек) и сокращение затрат на создание и эксплуатацию изделия (минимизация материальных издержек). Несмотря на многие изменения, произошедшие в последнее время на мировом рынке наукоёмких промышленных изделий, основной задачей, стоящей перед любым предприятием, по-прежнему является повышение конкурентоспособности своих изделий.

Углубление кооперации между участниками жизненного цикла изделия на современном этапе наиболее полно проявляется в применении виртуальных предприятий (ВП), представляющих собой особую организационную форму, имеющую следующие основные свойства:

- ВП создаётся рядом независимых юридических организация для достижения определенной цели (выполнения проекта);

- участники ВП предоставляют определенную часть своих ресурсов, использование которых затем осуществляется совместно;

- потребители изделия являются полноправными участниками ВП;

- ВП обладает гибкой структурой.

Процесс взаимодействия всех участников жизненного цикла изделия обязательно связан с передачей информации. Эффективность такого обмена данными значительно влияет на качество и конкурентоспособность изделия. Существенным препятствием при передаче информации между участниками жизненного цикла изделия является наличие коммуникационных барьеров. Основные коммуникационные барьеры, возникающие при управлении в условиях кооперации, приведены в табл. 6.1. Главной задачей в повышении эффективности передачи информации между участниками жизненного цикла является устранения коммуникационных барьеров между всеми участниками ВП.

Таким образом, на современном этапе необходимо решение таких задач как:

1. Управление большим количеством информации об изделии.

2. Повышение конкурентоспособности изделия.

3. Устранение коммуникационных барьеров.

Одним из возможных методов решения этих проблем является

использование CALS-технологий в управлении предприятием.

Таблица 6.1. Коммуникационные барьеры и причины их возникновения

Коммуникационный барьер Причина возникновения
Временной барьер Получение доступа к данным, созданным предшествующим этапом жизненного цикла
Пространственный барьер Получением данных от географически удаленного объекта
Организационный барьер Получение доступа к данным, созданным в другой организации. Вопросы интеллектуальной собственности
Междисциплинарный барьер Получение доступа к данным, описывающим изделие с иной, чем у получателя данных точки зрения
Выразительный барьер Получение доступа к данным, форма описания которых непонятна для получателя данных

 

Значение CALS-технологий в управлении

предприятием

Основным способом повышения конкурентоспособности промышленного изделия является повышение эффективности процессов его жизненного цикла (ЖЦ). Жизненный цикл, согласно стандартам серии ИСО 9000, представляет собой совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенном продукте до момента удовлетворения этой потребности и утилизации продукта.

Эффективность процессов жизненного цикла в первую очередь зависит от эффективности управления ресурсами (материальными, финансовыми, кадровыми, информационными), используемыми в течение ЖЦ. В настоящий момент разработано и используется множество методик повышения эффективности управления тем или иным видом ресурсов.

Наиболее известными методиками повышения эффективности управления являются:

- тотальное управление качеством (TQM – Total Quality Management);

- управление потребностью в материалах (MRP – Material Requirements Planning);

- управление производственными ресурсами (MRP-II – Manufacturing Resource Planning)

- управление ресурсами предприятия (ERP – Enterprise Resource Planning).

Среди прочих методик повышения эффективности процессов ЖЦ изделия находятся CALS-технологии, направленные в первую очередь на повышение эффективности управления информационными ресурсами предприятия. CALS-технологии являются одним из важнейших компонентов при решении проблемы повышения конкурентоспособности промышленного изделия, который необходимо использовать вместе с другими способами повышения эффективности процессов ЖЦ.

Информация является важнейшим ресурсом предприятия, поскольку современное промышленное изделие состоит из двух компонентов: физического воплощения изделия и информационного воплощения изделия, причем физический продукт существует с этапа производства до этапа утилизации, а интеллектуальный продукт – весь ЖЦ.

Основная цель применения CALS-технологий – повышение эффективности управления информацией об изделии за счет преобразования ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный процесс. Основным средством реализации CALS-технологий являются новые информационные технологии хранилищ данных, обмена информацией в глобальных сетях, объектно-ориентированный подход и методы искусственного интеллекта.

В результате применения CALS-технологий предприятие получает эффект, проявляющийся в следующем:

1. Сокращении времени выхода изделия на рынок.

2. Сокращении стоимости ЖЦ.

3. Повышении качества изделия.

 

Проблемы внедрения CALS-технологий в Российской федерации

Активное внедрение CALS-технологий в промышленность РФ только начинается. За последние годы целый ряд предприятий занимается изучением CALS-технологий и делает первые попытки их применения в управлении предприятием. На некоторых предприятиях уже разработаны долгосрочные программы развития CALS-технологий как средства кардинального решения проблемы повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой наукоемкой продукции. Эти организации работают над адаптацией CALS-технологий для решения конкретных производственных задач.

Внедрению CALS-технологий в России препятствуют такие проблемы как:

1. Неэффективная организация производственных процессов и управления производством.

2. Отсутствие достаточного количества финансов.

3. Недостаточная компьютеризация и автоматизация хозяйственной производственной и коммерческой деятельности.

4. Отсутствие отечественной нормативной базы, позволяющей перейти от традиционных методов организации проектирования, производства, испытаний эксплуатации, к новым, основанным на электронном взаимодействии и обмене данными.

5. Недостаточное понимание преимуществ и потенциального эффекта, достигаемого за счет применения CALS-технологий.

6. Отсутствие рынка предложений и услуг в области CALS ‑ технологий.

Несмотря на ряд имеющихся проблем, полученный передовыми российскими предприятиями опыт практического применения CALS-технологий свидетельствует о том, что отечественные предприятия могут использовать CALS-технологии с целью повышения эффективности управления производством, и внедрение CALS-технологий является актуальной задачей.

 

Концепция CALS-технологий

Концепция CALS-технологий состоит в повышении эффективности управления информацией об изделии за счёт преобразования жизненного цикла изделия в высокоавтоматизированный процесс. Такой подход возможен в настоящее время благодаря бурному развитию новых технологий обработки, хранения, доступа и передачи информации вне зависимости от способа ее представления, количества и местонахождения.

Использование CALS-технологий направлено на решение таких основных проблем, возникающих при разработке и поддержке жизненного цикла наукоемкой промышленной продукции, как: управление данными об изделии и управление информационными процессами ЖЦ изделия, создающими и использующими эти данные.

Законодательная база, нормативное обеспечение

и стандарты CALS

Существующий в РФ в настоящее время комплекс стандартов (ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД, СРПП и других), отраслевых стандартов и других нормативных документов не позволяет отказаться от традиционного бумажного документооборота. Наряду с этим, применение современных компьютерных технологий для обмена информацией между всеми участниками ЖЦ изделия только лишь дублируют бумажный документопоток.

С целью решения проблемы законодательного обеспечения CALS в РФ необходимо на федеральном уровне разработать и ввести в действие соответствующие нормативные акты, гарантирующие государственную поддержку промышленным предприятиям и организациям, активно использующим и разрабатывающим CALS-технологи. Принятие государственных законодательных актов обеспечит нормативную базу проведения реорганизации промышленного производства на основе CALS-технологии.

Нормативное обеспечение CALS ‑ технологий с учётом требований Всемирной Торговой Организации (ВТО) включает в себя комплекс вопросов по созданию инфраструктуры для разработки нормативной базы, собственно разработку нормативной базы и разработку механизмов реализации нормативной базы. Создание инфраструктуры для разработки нормативного обеспечения CALS-технологий включает в себя создание при Агентстве по техническому регулированию РФ Технического Комитета по CALS-технологиям. Одним из направлений деятельности Технического Комитета является разработка на основе международных стандартов системы российских нормативных документов разных уровней. Кроме того, Технический Комитет формирует комплекс государственных и отраслевых стандартов в соответствии с утвержденной программой стандартизации.

Развитие в РФ CALS-технологий невозможно без создания комплекса соответствующих стандартов. Госстандартом России (ныне Агентство по техническому регулированию) и Минэкономики России было принято решение о совместном финансировании разработки в 1999-2000 годах ряда первоочередных стандартов, которые открывают путь к внедрению CALS-технологий в отечественной промышленности. ВНИИ Стандартом в 1999 году были разработаны первые стандарты в сфере CALS, которые затем были утверждены в качестве стандартов РФ. К ним относятся:

- ГОСТ – Р ИСО 10303 – 1;

- ГОСТ – Р ИСО 10303 – 11;

- ГОСТ – Р ИСО 10303 – 21;

- ГОСТ – Р ИСО 10303 – 41.

Большая программа по разработке отечественных CALS-стандартов была реализована в 2000 году, подготовлены к утверждению такие документы как:

- РД «CALS-технологии. Автоматизация обмена технической информацией»;

- РД «CALS-технологи. Интерактивные электронные технические руководства».

В мировой практике использования CALS-технологий существует пять групп стандартов, регламентирующих интеграцию всех программных систем, используемых участниками жизненного цикла изделия. Используемые группы стандартов приведены в таблице 6.2.

Таблица 6.2. Международные стандарты CALS-технологий

Группы стандартов Предназначение Примеры
Функциональные стандарты Описание бизнес-процессов предприятия и их влияния на данные об изделии - IDEF0 (FIPS 183) - WfMC - стандарты календарного планирования - стандарты качества ISO 9000
Информационные стандарты Описание структуры данных об изделии, используемой всеми участниками ЖЦ при выполнении бизнес-процессов - ISO 10303 STEP - ISO 13584 PLIB - ISO 15531 MANDATE - ISO 15926 OIL&GAS - NATO CALS Data Model - MIL-D-87269
Коммуникационные стандарты Описание способов физической передачи данных между компьютерными системами - Internet (www, ftp, e-mail) - ISO 8879 SGML (HTML, XML) - криптографические стандарты DES, RSA, ГОСТ
Стандарты на программную архитектуру Описание архитектуры программных средств, позволяющей им взаимодействовать и обмениваться данными без непосредственного участия человека - CORBA - DCOM - SDAI (STEP)
Стандарты на интерфейс с пользователем Описание интерфейса, предоставляемого программными системами для диалога с пользователем - MIL-M-87268

 

Бизнес идеи CALS

Термин «CALS» в переводе с английского языка означает «непрерывное развитие и поддержка жизненного цикла». В этом названии содержатся две основные бизнес идеи CALS-технологии, связанные с организационными вопросами повышения конкурентоспособности изделия. Преобразование ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный процесс, согласно концепции CALS, должно происходить за счет реструктуризации составляющих ЖЦ процессов. Бизнес идеи CALS-технологии представляют методику такого преобразования.

Жизненный цикл современного промышленного изделия продолжается длительное время (десятки лет), за которое изделие с целью избегания морального износа постоянно модернизируется, приобретает новые качества и развивается. В свою очередь, развитие изделия происходит в результате взаимодействия поставщика и потребителя изделия. CALS-технологии подразумевают использование не фиксированных схем взаимодействия участников ЖЦ, а точно также улучшать (развивать) их в течение всего ЖЦ.

Большинство проблем, которые возникают при эксплуатации, обслуживании, ремонте и модернизации изделия, связано с неверными конструкторскими и технологическими решениями, принятыми при разработке изделия. Исправление ошибок подобного рода всегда влечет за собой значительно большие расходы, по сравнению с вложениями в разработку изделия. CALS-технологии обосновывают увеличение инвестиций в проект изделия на начальных этапах ЖЦ с тем, чтобы изделие было более приспособлено к условиям эксплуатации. В таком случае удается снизить затраты на последующие этапы ЖЦ, и полученная экономия будет с избытком компенсировать дополнительные затраты на этапе проектирования изделия. По сравнению со странами Запада, выигрыш отечественной промышленности от такого подхода в процентном отношении должен быть еще больше, поскольку на западных предприятиях возможности повышения эффективности управления информационными ресурсами практически исчерпаны, а в РФ в этой сфере еще существует большое поле деятельности, связанное, прежде всего, с оптимальной организацией ЖЦ изделия.

Таким образом, основными бизнес - идеями CALS-технологии являются:

1. Непрерывное развитие (постоянное улучшение) в течение всего жизненного цикла самого изделия и методов взаимодействия поставщика с потребителем.

2. Оптимизация стоимости всего жизненного цикла изделия за счёт правильного распределения затрат по этапам жизненного цикла.

Стратегия CALS

Стратегией CALS является создание единого информационного пространства (ЕИП) для всех участников жизненного цикла изделия. Создание ЕИП позволяет преодолеть информационный хаос и коммуникационные барьеры между участниками ЖЦ изделия. Это приводит к повышению эффективности процессов ЖЦ и улучшению взаимодействия между его участниками. В результате происходит снижение временных и материальных издержек в течение ЖЦ изделия и повышение степени удовлетворения потребностей заказчика, что в свою очередь ведет к повышению конкурентоспособности изделия.

Использование ЕИП позволяет предприятию добиться повышения конкурентоспособности изделия за счёт таких преимуществ как:

- обеспечение целостности данных;

- минимизация преобразований при переходе с одного этапа ЖЦ на другой;

- видимость изменения данных сразу после произведения всеми участникам ЖЦ;

- повышение скорости поиска и доступа к данным;

- возможность использование различных компьютерных систем для доступа к данным;

- организация географически удаленного доступа к данным.

Единое информационное пространство может быть создано для организационных структур разного уровня. В зависимости от уровня, на котором создается ЕИП, получаемы эффект различен. Зависимость эффекта, получаемого при внедрении ЕИП от уровня организационной структуры, приведена в таблице 6.3.

 

 

Таблица 6.3. Эффективность от внедрения ЕИП на разных

организационных уровнях

 

  Организационная структура Сфера повышения эффективности
Управление процессами Управление данными Обмен данными внутри структуры
  Подразделение предприятия СРЕДНЕЕ ВЫСОКОЕ НИЗКОЕ
  Отдельное предприятие   ВЫСОКОЕ ВЫСОКОЕ СРЕДНЕЕ
Виртуальное предприятие (корпорация) ВЫСОКОЕ ВЫСОКОЕ ВЫСОКОЕ
  Эксплуатирующая организация СРЕДНЕЕ ВЫСОКОЕ СРЕДНЕЕ

 

Достижение высокого эффекта в управлении данными объясняется большим количеством информации, используемой на всех уровнях. Среднее повышение эффективности управления процессами наблюдается там, где количество и сложность процессов относительно невелики и достаточно контролируемы. Низкий уровень повышения эффективности обмена данными на уровне подразделения предприятия объясняется тем, что в подразделении, вероятнее всего, используются одинаковые компьютерные системы, либо уже налажено взаимодействие между разнородными системами. На предприятии, как и в эксплуатирующей организации, эта проблема стоит более остро и наблюдается средний эффект. Максимальный эффект достигается для виртуального предприятия или корпорации.

Использование ЕИП предполагает отказ от прямого взаимодействия и передачи информации между всеми участниками ЖЦ изделия. Все коммуникации между ними должны осуществляться через ЕИП.

Российская стратегия CALS предусматривает двухэтапный переход к ЕИП:

1. Автоматизация отдельных процессов (этапов) ЖЦ изделия и представление данных на них в электронном виде в соответствии с требованиями ЕИП.

2. Интеграция автоматизированных процессов и относящихся к ним данных, уже представленных в электронном виде, в рамках ЕИП.

Созданное ЕИП должно удовлетворять ряду предъявляемых к нему требований, к основным из которых относятся:

- представление всей информации только в электронном виде;

- включение всех данных об изделии;

- единственность ЕИП как источника данных для всех участников ЖЦ изделия;

- разграничение прав доступа к информации;

- использование только международных, государственных и отраслевых стандартов, регламентирующих представление и обмен данными об изделии;

- использование для создания ЕИП существующих на предприятии программно-аппаратных средств;

- непрерывное развитие.

Таким образом, стратегия CALS состоит в создании ЕИП, согласно существующим методам CALS-технологий.

Основные технологии CALS

Реализация концептуальных бизнес идей CALS заключается в использовании CALS-технологий. CALS-технологии – это набор методов реализации стратегии CALS, представляющих собой способы создания ЕИП.

Существует три группы CALS-технологий:

1. Технологии реинжиниринга бизнес-процессов.

2. Технологии представления данных об изделии в электронном виде.

3. Технологии интеграции данных об изделии в рамках ЕИП.

Технологии анализа и реинжиниринга бизнес-процессов представляют собой набор методов реструктуризации способа функционирования предприятия с целью повышения его эффективности. Преобразование ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный процесс должно начинаться с перестройки составляющих ЖЦ процессов. Технологии реинжиниринга позволяют оптимизировать существующие бизнес-процессы. На предприятии происходит переход от бумажного к электронному представлению информации. Наряду с этим внедряются организационные новации: параллельное проектирование, тотальное управление качеством. Преодоление коммуникационных барьеров между участниками ЖЦ изделия способствует непрерывному повышению эффективности и развитию их взаимодействия между собой.

Технологии представления данных об изделии являются набором методов для представления в электронном виде данных об изделии, относящихся к отдельным процессам ЖЦ изделия, и предназначенных для автоматизации отдельных процессов ЖЦ изделия. Технологии представления данных включают также технологии перевода данных из бумажного в электронный вид. В этой группе технологий выделяется три подгруппы, которые соответствуют укрупненным этапам ЖЦ изделия; они представлены в табл. 6.4.

Таблица 6.4. Использование технологий представления данных

об изделии на этапах ЖЦ изделия

 

Подгруппа технологий представления данных Краткая характеристика Примеры Укрупненные этапы жизненного цикла
Маркетинг Проектирование Производство Поставка Эксплуатация
Технологии проектирования изделия Автоматизация проектирования изделия, подготовки производства, инженерных расчетов CAD, CAM, CAE          
Технологии производства изделия Автоматизация производственных процессов и планирования ресурсов, потребностей в материалах MRP, MRP-II, ERP          
Технологии поставки и эксплуатации изделия Системы логистической поддержки изделия. Автоматизация обслуживания и ремонта, заказ и поставка комплектующих SCM          
Системы электронной коммерции. Управление взаимоотношениями с покупателями ERP, CRM, B2B, B2C          
Автоматизированные системы представления информации об изделии ИЭТР          

 

Технологии интеграции данных представляют собой набор методов для интеграции автоматизированных процессов ЖЦ и относящихся к ним данных, представленных в электронном виде в рамках ЕИП. Технологии интеграции могут рассматриваться как технологии управления интеллектуальным продуктом, поскольку они предназначены для управления всей информацией, созданной об изделии в ходе его ЖЦ. Технологии интеграции данных реализуются с помощью класса автоматизированных систем, которые называются системами управления данными об изделии (Product Data Management – PDM). Использование PDM-системы в ходе ЖЦ изделия показано на рис. 6.1.

 
 

 


Рисунок 6.1. PDM-система в управлении ЖЦ изделия

 

PDM-система выступает как в качестве средства интеграции всех данных об изделии, так и в качестве рабочей среды сотрудника предприятия. PDM-система взаимодействует с прикладными программами, создающими или использующими данные об изделии на всех этапах ЖЦ.

Использование PDM-технологии решает такие проблемы, возникающие при разработке и поддержке ЖЦ, как:

- управление данными об изделии;

- управление информационными процессами ЖЦ изделия.

Роль PDM-технологии состоит в том, чтобы сделать информационные

ресурсы предприятия максимально прозрачными и управляемыми. Эта задача решается путем повышения доступности данных для всех участников ЖЦ изделия с помощью их интеграции в ЕИП.

Для реализации PDM-технологии существуют специальные программные средства, называемые PDM-системами или системами управления, данными об изделии и информационными процессами ЖЦ.

Основной выгодой от использования PDM-системы является сокращение времени разработки изделия и улучшения качества изделия.

Развитие CALS-технологий в РФ

К настоящему времени в России уже создана инфраструктура, необходимая для разработки и внедрения современных интегрированных информационных технологий в различных отраслях промышленности. Инфраструктура включает в себя:

- Государственный межведомственный научно-исследовательский и образовательный центр CALS-технологий (ГНОЦ CALS-технологий);

- Научно-исследовательский центр CALS-технологий «Прикладная логистика» (НИЦ CALS‑технологий);

- Международный центр конверсионных технологий (МЦКТ).

Специалистами НИЦ CALS‑технологий выполнен комплекс работ посозданию нормативно-правовой, научно-методической и программно-технической баз, обеспечивающих применение CALS-технологий в различных отраслях промышленности. Деятельность ГНОЦ CALS-технологий направлена на создание развитой структуры многопрофильного обучения, аттестации и консалтинга специалистов по разработке, внедрению и эксплуатации интегрированных информационных технологий в управление предприятием.

В настоящее время на российском рынке имеется ряд программных продуктов, реализующих CALS-технологии и предназначенных для электронного описания изделия. Производителей всей программной продукции этого вида можно разделить на две группы: фирмы-разработчики и независимые поставщики. К первой группе относятся такие системы как:

- iMAN (UGS, США);

- Windchill (PTC, США);

- T-FLEX DOCs («Топ Системы», РФ).

Ко второй группе относятся:

- PartY PLUS («Лоция Софт», РФ);

- PDM STEP Suite (НИЦ CALS «Прикладная логистика», РФ);

- Search («Интермех», Белоруссия).

Кроме того, существует ряд программных средств для моделирования процессов и создания нормативно-организационного обеспечения системы качества:

- WorkFlow Modeller v4.2;

- BP Win;

- WorkFlow-BPR.

Особое место занимает программное средство Technical Guide Builder v2.1, используемый для создания интерактивных электронных технических руководств. У каждой из перечисленных систем есть свои достоинства и недостатки, поэтому менеджеру предприятия важно принять правильное решение по выбору программного продукта. Следует учитывать, что внедрение этих программных продуктов представляет собой сложную комплексную задачу и требует адаптации к нуждам предприятия.

Полученный ведущими российскими предприятиями опыт практического применения CALS-технологий свидетельствует о том, что отечественные организации могут использовать CALS-технологии в управлении предприятием на современном этапе как средство кардинального решения проблемы повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции.

Анализ использования информационных ресурсов в производственных системах

Любая производственная система как совокупность множества элементов и связей между ними, направляемых на наиболее эффективное осуществление процесса производства в соответствии с заданной целью, зависит, прежде всего, от совершенствования организации производства, внедрения достижений науки и техники, активизации человеческого потенциала. Эффективность функционирования производственной системы в первую очередь зависит от эффективности управления всеми группами ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных), используемых в системе. К настоящему времени разработано множество методик повышения эффективности управления тем или иным видом ресурсов производственных систем.

Для современных условий характерно применение высокоэффективных информационных систем в управлении производством. Важной областью стало информационное обеспечение производства, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Для повышения эффективности управления информационными ресурсами производственной системы в настоящее время целесообразно использовать CALS-технологии обработки информации.

Системный подход к управлению производством

Производство – это любой процесс, предназначенный для того, чтобы превращать совокупность ресурсов в продукцию определенного состава. Любое производство может быть рассмотрено как система, состоящая из трех компонентов: ресурсов, продукции и производственного процесса. Ядром производства является система «ресурсы – продукция» (input – output); на входе производственного процесса – ресурсы, а на выходе – продукция, которая приведена на рис. 6.2.

 

 

 
 

 


Рисунок 6.2. Модель системы «ресурсы – продукция»

Ресурсы представляют собой элемент производства, связанный в основном с переменными расходами – издержки, изменяющиеся пропорционально объему производства. Регулирование выпуска продукции осуществляется с помощью ресурсов, вводимых в производственный процесс.

Продукция отражает направления деятельности предприятия. Исходным моментом производственной продукции служит определение желательного вида и состава продукции. Изменения рыночных условий и финансового положения предприятия стимулируют поиски новых направлений деятельности.

Производственный процесс – это заранее предусмотренный комплекс действий или операций, состоящий из стадий обработки материалов путем воздействия на них теми или иными способами. Производственный процесс включает в себя элементы, в основном имеющие отношение к постоянным расходам, которые остаются неизменными независимо от уровня операций фирмы.

В настоящее время в управлении производством широко используется системный подход, заключающийся в рассмотрении производственной деятельности предприятия и его производственно-хозяйственных подразделений как производственной системы, выполняющей операционные функции, включающие в себя те действия, в результате которых производятся товары и услуги, представляемые внешним потребителям. Системный подход представляет собой методологию рассмотрения разного рода комплексов, позволяющую глубже и лучше осмыслить их сущность: структуру, организацию; и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими. Системный подход предполагает всесторонний учёт специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, следовательно, и организацию.

Каждая система имеет свои, присущие ей особенности, свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы, свою способность реагировать на разного рода воздействия. Системный подход к управлению производством получил наибольшее распространение в США и используется практически во всех странах. Понятие «система» предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно связаны между собой и имеют многообразные связи с внешней средой. Предприятие рассматривается как комплекс взаимосвязанных элементов. При системном анализе управление рассматривается как процесс принятия управленческих решений – выбор одного курса действия из альтернативных вариантов.

Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством. Важнейшим требованием к управлению является подготовка и принятие рациональных решений на основе экономического анализа с использованием компьютерной техники. Экономический анализ – это многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности предприятия. В процессе экономического анализа выявляются цели, устанавливаются их приоритеты, взаимосвязи и противоречия. При системном анализе проводится анализ “стоимости – эффективности”, который дает оценки альтернативных курсов действий с точки зрения затрат и результатов при достижении определенной цели. Различные альтернативы проверяются посредством моделей, которые показывают, какие последствия можно ожидать, следуя каждой из альтернатив; затем используется критерий взвешивания затрат по отношению к результатам, и таким образом альтернативы могут быть расположены в порядке их предпочтительности. Процесс анализа включает:

- формулирование проблемы;

- отбор целей;

- составление альтернатив;

- сбор данных;

- построение модели;

- взвешивание затрат по отношению к результатам.

Процесс анализа разбивается на три стадии:

- формулирование проблемы – выясняются исходные предпосылки,

очерчивается сфера исследования, определяются элементы анализа;

- исследование – сбор информации и разработка альтернатив;

- оценка альтернатив.

Элементами системного анализа являются:

- цель (или цели руководителя), принимающего решения. Это предполагает выявление степени фактического достижения цели при различных вариантах решения;

- альтернативы – способы достижения целей, стратегии, при помощи которых можно качественно и при минимальных затратах выполнить поставленные цели;

- затраты – ресурсы, которые могут быть использованы для достижения конкретных целей и не могут быть в дальнейшем использованы для других целей. Большинство затрат принимает денежное выражение и истинная мера затрат выражается в тех возможностях, которые утрачиваются при использовании ресурсов;

- модель (или модели) – упрощенное отображение причинно-следственных связей при помощи математических уравнений, программ на ЭВМ, словесного описания ситуации, которая дает возможность оценить предстоящие затраты для каждого варианта, а также степень достижения намеченных результатов;

- критерий – правило. в соответствии с которым альтернативы располагаются в порядке их предпочтительности. Он обеспечивает средство для взвешивания стоимости по отношению к эффективности.

Системный анализ в управлении обеспечивает всестороннюю оценку

целесообразности новых вложений, комплексный учет факторов, совершенствование информационных потоков и гарантирует большую устойчивость производственной системы, оптимизацию принятых решений.

Важнейшим инструментом системного управления является компьютерная техника. Применение ЭВМ, распространяя автоматизацию на область управления предприятием как производственной системой, позволяет информационно увязывать различные процессы деловой активности фирмы, а управление информационными потоками приобретает первостепенное значение для современного производства. Информационные системы включают в себя такие – связи и отношения, как иерархия организационной структуры, распределение прав и ответственности, методы оценки эффективности работы отдельных подразделений и фирмы в целом.

Основа применения системного подхода к управлению – информационная система, которая рассматривается как модель системы управления, поскольку информация является средством объединения элементов принятия решений. Применение ЭВМ в сфере оперативного управления производством имеет первостепенное значение, поскольку основная информация может быть интерпретирована количественно.

В настоящее время под производственной системой (ПС) понимается совокупность множества элементов и связей между ними, направленных на наиболее эффективное осуществление процесса производства в соответствии с заданной целью. Целью любой ПС является создание конкретной продукции, выраженной в изделиях, деталях, в совокупности действий по созданию материальных ценностей, которые объединяются понятием «услуги». Любая ПС может быть элементом системы более высокого уровня и зависит от стратегии поведения, выбранного для высшего уровня ПС. Способность ПС адаптироваться в условиях изменения внешней среды, сохраняя свою результативность, подчеркивает ее гибкость. Это свойство влияет на эффективность ПС, так как снижает затраты на переход к выпуску новой продукции, что важно в условиях конверсии производства, изменения спроса на продукцию, влияния НТП.

С повышением уровня автоматизации производства укрепляется такое важное свойство ПС как целостность. В ПС между элементами существуют устойчивые связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные свойства системы. В ПС имеют место прямые и обратные связи, необходимые для управления, к ним относится информация. Потенциальной мощностью информационных связей может быт пропускная способность, а реальной – действительная величина потока информации. Эти характеристики во многом зависят от уровня ПС, ее связей с внешней средой, а также от типа производства и соответственно устойчивости технологического процесса, его сложности.

Управление производственной системой – это регулирование процесса производства, включающее:

- разработку и реализацию общей стратегии и направлений производственной деятельности предприятия;

- разработку и внедрение производственной системы, включающей разработку производственного процесса, принятие решения о месторасположении производственных мощностей, проектирование предприятия, проектирование продукта, введение стандартов и норм на выполнение работ;

- планирование и контроль за текущим функционированием системы, что предполагает упорядоченное и эффективное планирование, установление маршрутов прохождения заказов, определение календарных сроков, диспетчирование и управление потоком материалов, деталей, узлов и изделий в пределах предприятия – от поступления сырья до выпуска готового изделия.

ПС состоит из производственных единиц, которые включают производственные подразделения. Производственная единица – это рабочие, оборудование и производственные участки, занятые выполнением одного и того же задания. Подразделение – это формальная группа в организации, организационная единица (часть предприятия), создаваемая для того, чтобы осуществлять и нести ответственность за выполнение конкретного вида деятельности или каких либо технических и организационных функций и отвечающая за выполнение конкретного набора задач в организации в целом.

Подразделения ПС, обеспечивая процесс изготовления продукции в соответствии с этапами ЖЦ изделия, непрерывно обмениваются информацией.

 

Анализ информационных ресурсов

производственной системы

Информационное обеспечение ПС состоит в сборе, переработке, хранении и передачи информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Взаимный обмен информацией между всеми участниками ЖЦ изделия осуществляется на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи. Особое значение имеет оперативность, полнота и достоверность информации. Информация является одним из главнейших факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Содержание информационных ресурсов определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информационным ресурсам предъявляются определенные требования:

- краткость;

- четкость формулировок;

- своевременность поступления;

- удовлетворение потребностей конкретных менеджеров;

- точность;

- достоверность;

- правильный отбор первичных сведений;

- оптимальность систематизации;

- непрерывность сбора и обработки сведений.

Управленческая производственная информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровней принятия решений. Управленческая информационная система состоит из компонентов обработки информации, внутренних и внешних каналов ее передачи и собственно информации. Схема информационных потоков в производственной структуре предприятия приведена на рис. 6.3. (детально показана одна ветвь). На предприятии обеспечивается обобщение информации «снизу вверх», а также конкретизация информации «сверху вниз».

 

 
 

 


 

 

Рисунок 6.3. Информационные потоки в производственной структуре предприятия

 

Управленческие информационные системы последовательно реализуют принципы единства производственного процесса, информации и организации путем применения технических средств сбора, накопления, обработки и передачи информации в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и моделей прогнозно-аналитических расчетов. Повышение эффективности использования информационных систем достигается путем сквозного построения и совместимости информационных систем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определенные интеграционные связи, ограничить количество показателей, уменьшить объем информационных потоков, повысить степень использования информации.

Управленческая информационная система в ходе функционирования решает следующие задачи:

-координация деятельности по сбору и обработке данных финансовых отчетов на высшем уровне управления и в производственных отделениях в целях повышения качества и своевременности поступления финансовой информации по фирме в целом;

-определение основных направлений развития технологии обработки информации;

-централизованное планирование всех затрат на приобретение, аренду технических средств для обеспечения бесперебойного функционирования системы информации;

-определение уровня затрат на использование технических средств в системе информации;

-обеспечение должного уровня сбора, хранения и предоставления информации;

-разработка программных средств и прикладных программ.

В настоящее время при анализе эффективности информационных ресурсов используется показатель (ЭИР), рассчитываемый как отношение получаемой прибыли (Пр) к затратам на технические средства и обеспечение функционирования производственной системы информации предприятия (ЗатрИнф):

ЭИР = Пр / ЗатрИнф. (6.1)

Анализ информационных ресурсов предприятия в большей степени носит качественный характер. Анализ эффективности использования информационных ресурсов предприятия ведется по следующим направлениям:

- анализ системы хранения, использования и предоставления информации.

- анализ потребностей в технических средствах (по предприятию в целом и по отдельным подразделениям);

- анализ программного обеспечения и банков данных;

- анализ обеспеченности средствами коммуникаций;

- анализ требований к содержанию информации.

Определение потребностей каждого руководителя в необходимой ему

конкретной информации является комплексной задачей, и ее решение зависит от опыта и функций руководителя, а также его полномочий в принятии управленческих решений.

Аппарат управления информацией на предприятии включает вычислительный центр для обслуживания предприятия в целом, центральную службу информации, информационную систему в производственных отделениях, центральную службу ведения записей и формирования банка данных, центр хранения информации, центр обработки текстовой информации. Информационная система в производственных отделениях состоит из отделов обработки и анализа информации, обработки входящей и выходящей документации, хранения и выдачи информационных материалов, вычислительной техники. Схема аппарата управления информацией на предприятии представлена на рис. 6.4. Внедрение ЭВМ в управленческую деятельность влечет за собой развитие видов профессиональной деятельности, связанной с информационным обслуживанием: программист, оператор ЭВМ, систематизатор, аналитик, инженер.

 
 

 


Рисунок 6.4. Схема аппарата управления информацией на предприятии

В системе оперативного управления предприятием компьютеры используются для:

- разработки оперативных планов производства и контроля за их выполнением;

- контроля движения запасов материалов, необходимых для процесса производства;

- расчета заработной платы;

- контроля за поступлением заказов;

- анализа данных о сбыте продукции;

- регистрации поступления платежей;

- ведения учета и отчетности.

Важную роль в управлении информационными ресурсами предприятия

играют источники информации. В таблице 6.5. приведены основные источники информации, данные которых анализируются при разработке новых продуктов. Информация из источников систематизируется, классифицируется и обрабатывается, делаются выводы, которые используются при принятии управленческих решений.

Большое значение имеет использование ЭВМ в системе производственного контроля. Установленные на контрольных участках ЭВМ проверяют качество поступающих на сборку частей и деталей (сверка веса, размеров допусков применительно к существующим стандартам).

Наиболее эффективной считается система информации, основанная на одновременном использовании всех видов обработки информационных ресурсов предприятия. Эффективное применение ЭВМ зависит от следующих условий: создания самих вычислительных комплексов, создания для них программного обеспечения, подготовленности среды применения. Рациональное использование информационных ресурсов предприятия позволяет экономить управленческие и накладные расходы, значительно повышает эффективность проектно-конструкторских работ, обеспечивает эффективное планирование.

Таблица 6.5. Источники информации для разработки новых продуктов

Вид информации Источники информации
  Потребность рынка · Анализ использования изделий-аналогов
· Информация из системы сбыта
· Отчеты и предложения торговых посредников
· Исследование быстрорастущих секторов сбыта
· Исследование недостатков производимых видов продукции
· Специальные исследования рынка
· Информация о заменителях
· Заказы и заявки потребителей
· Интервью, взятые у покупателей
· Информация о важнейших видах сырья
· Информация поставщиков
· Информация куратора рынка
· Тенденции в разработке новых изделий
· Удачные изделия других компаний
  Конкурентные изделия · Наблюдение за товарами-аналогами или родственными товарами на выставках и в магазинах
· Направление научных исследований конкурирующих компаний
· Патентная информация
  Зародыши новых изделий в науке и технике · Мнения экспертов по технике и технологии
· Мнения экспертов по эксплуатации, использованию товаров
· Статьи в академических изданиях журналов
· Отчеты о научных конференциях и совещаниях
· Маркетинг
· Исследовательский потенциал

 

Интегрированные компьютерные системы предполагают обязательную организацию в рамках всей производственной системы унифицированного информационного потока, увязывающего путем планирования в единое целое научные исследования и разработки, производство и другие области хозяйственной деятельности фирмы.

Пути совершенствования организации

производства в современных условиях развития информационных ресурсов

Механизм современного менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом. Принципиальные схемы каждого блока представлены на таблице 6.6 и 6.7 соответственно. Гармоничное развитие ПС обеспечивается при условии достижения согласованного развития всех ее элементов, что должно приводить к изменению внешней и внутренней среды функционирования ПС. Поведение ПС в условиях рынка во многом зависит от тенденций развития информационных ресурсов, а также технологий обработки, передачи и хранения информации. Современное состояние информационных ресурсов обеспечивает новые возможности повышения эффективности управления предприятием.

Таблица 6.6 Принципиальная схема внутрифирменного управления

Принципы Функции Экономические методы
· Централизация · Децентрализация · Сочетание централизации и децентрализации · Ориентация на долгосрочные цели развития · Демократизация: участие работников в высшем звене управления · Маркетинг · Мотивация · Планирование · Организация · Контроль · Коммерческий расчет · Внутрифирменный расчет · Цены и механизм ценообразования

 

Таблица 6.7 Принципиальная схема внутрифирменного управления

Инновационный менеджмент Регулирование и обеспечение процесса производства Обеспечение сбыта Организационные структуры управления развитием производства
· Проведение НИОКР · Научно-техническая политика · Разработка и внедрение новой продукции · Организация научно-технической деятельности · Планирование процесса производства, разработка ассортиментной политики · Повышение качества и конкурентоспособности продукции · Технологическое обеспечение · Обеспечение производства материально-техническими ресурсами · Повышение эффективности производства · Разработка сбытовой политики · Выбор каналов и методов сбыта · Организация сбыта · Функциональная · Матричная · Линейно-функциональная · Проблемно-целевое управление · Программно-целевое управление

 

Определяющей тенденцией является создание автоматизированных систем производства различного уровня. На предприятиях, обладающих ранее установленным оборудованием, создается необходимость обеспечения оптимального сочетания имеющегося потенциала и новых компьютерных систем с определенным темпом их наращивания. Критериями и ограничениями являются средства предприятия и возможности приобретения техники, сроки, позволяющие обеспечить конкурентоспособность предприятия, и имеющаяся база (не только техническая, но экономическая и социальная). Функционирование развивающейся ПС должно быть направлено на получение общесистемного эффекта.

Для совершенствования управления информационными ресурсами предприятия в ряде крупных корпораций получила развитие система SCOPE (Systems for the Corporate Enviroment) – система для внутрифирменной обработки информации, позволяющая планировать и контролировать процесс внедрения новой техники в управленческую деятельность. Ее важной составной частью является система OAS (Office Administration System) – административная система офиса. Это система автоматизации административно-управленческой деятельности, предполагающая специализацию персонала офиса на выполнении конкретных функций: составление деловых писем, подготовка материалов к совещаниям, обслуживание управленческого звена путем получения и предоставления в его распоряжение необходимой информации, выполнение всех видов технической и конторской работы.

В современных условиях развития информации применяются различные виды информационных технологий:

- сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства (на местах возникновения затрат) в форме единоличного документа и использование центральной ЭВМ для агрегирования данных;

- обработка данных в режиме диалога для расчета показателей и выдачу их на терминал;

- получение свободного документа и использование машиносчитывающего носителя информации;

- обработка данных по производственному отделению на персональном компьютере.

Внедрение новых технологий требует комплексного разностороннего подхода. Важно не только исследовать технико-экономические и организационные аспекты проблемы, но и учитывать влияние внедрения новых технологий на положение работника в производственном процессе. В частности, требуется анализ трудовых функций работника, его образа действия, навыков, способностей, условий труда. Представляет большую трудность оценка влияния трудовых и социально экономических факторов на внедрение новых средств управления информационными ресурсами.

К основным современным путям развития технологий управления информационными ресурсами относятся:

- создание системы информации (цифровой и текстовой) с применением средств компьютерной техники;

- использование форма как носителей информации;

- формирование баз и банков данных;

- разработка пакетов прикладного программного обеспечения.

Создание системы информации основано на использовании специальных программ, предназначенных для облегчения доступа и использования требуемой информации. К важнейшим видам информации относятся:

- технологическая документация, чертежи, инженерно-конструкторские расчеты;

- научная документация, опытно-конструкторские разработки, патенты и другая промышленная собственность;

- данные учета и финансовой отчетности, финансовая документация;

- расчеты заработной платы рабочих и служащих, сведения о персонале предприятия;

- тексты контрактов, договоров и сопроводительная документация к ним;

- отчеты по календарным периодам и протоколы собраний;

- данные для осуществления многовариантных расчетов в рамках программ маркетинга;

- сведения для разработки планов и сами планы.

При использовании форм как носителей информации используются программы, которые постоянно совершенствуют организацию носителя информации под воздействием постоянно меняющихся потребностей управленческого персонала и условий функционирования ПС. Формирование баз и банков данных на предприятии ускоряет процесс получения данных из круга источников первичной информации и обеспечивает возможность выбора правильного и точного метода исследования для решения научных и технических проблем. Существенное развитие получило создание пакетов прикладных программ, ориентированных на экономические системы.

Таким образом, из анализа основных предпосылок и направлений совершенствования организации ПС в современных условиях развития информационных ресурсов, следует необходимость применения новейших технологий обработки экономической информации на всех этапах ЖЦ продукции.

Возможности применения CALS-технологий для

повышения эффективности управления информационными ресурсами

Комплексная автоматизированная обработка информации предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработки информации с использованием новейших технологий, методологии и различных процедур по обработке информации. Комплексная система обработки информации включает следующие технические средства:

- терминальные устройства;

- устройства автоматизированной обработки текстовой информации;

- ЭВМ;

- устройства автоматизированного хранения и выдачи информации;

- средства доведения информации до пользователей;

- каналы связи.

Создание комплексной автоматизированной системы состоит из автоматизации процессов сбора, хранения и выдачи данных и интеграции обособленных процессов обработки информации в единую систему.

Реализация информационной функции с использованием CALS-технологий позволяет осуществлять организационно-экономическую координацию всех подсистем ПС на всех этапах ЖЦ. Полное использование информационных ресурсов позволяет создать гибкое интегрированное производство (ГИП). Методологическая сущность ГИП состоит в реализации концепции сквозной автоматизации всего ЖЦ изделия.

Таким образом, CALS-технологии обеспечивают возможности повышения эффективности управления информационными ресурсами предприятия путем использования прогрессивных способов обработки данных и использования современных технических средств.

Практическое внедрение CALS-технологий в управление предприятием

Разработка концепции внедрения CALS-технологий в управление предприятием состоит из таких аспектов как:

- формирование целей внедрения информационных технологий;

- оценка затрат и показателей эффективности;

- оценка косвенного эффекта внедрения информационных технологий;

- формирование стратегии внедрения.

Основополагающим является выбор и обоснование целей внедрения. Выбор целей должен быть основан на тщательном анализе стоимости ЖЦ изделия, рисков и прибыли.

В выборе наиболее важных показателей эффективности функционирования информационной системы большую роль играет личный опыт руководства предприятия, то есть в некоторой степени имеет место интуитивный подход.

Конечным результатом внедрения CALS-технологий на предприятии является построение интегрированной информационной системы. Процесс внедрения включает три подпроцесса:

1. Определение структуры интегрированной модели изделия для ЖЦ.

2. Определение общей структуры и взаимосвязи различных систем на предприятии.

3. Разработка плана поэтапной интеграции операций информационного процесса в единую систему.

Внедрение CALS-технологий может быть реализовано в рамках структур различного уровня: отдельного предприятия, корпорации (виртуального предприятия), отрасли, государства, в мировом масштабе. При интеграции информации в рамках предприятия менеджеры сами определяют состав и форму ЕИП, а при международном сотрудничестве следует ориентироваться на общепринятые стандарты и технологии.

Этапы внедрения CALS-технологий

Комплекс мероприятий по внедрению CALS-технологий состоит из взаимосвязанных этапов, которые показаны на рис. 6.5.