Занятие 1
Декабрь
Материал для повторения
«Салки». Все играющие свободно бегают по плошадке, водящий-салка старается кого-либо запятнать. Игрок, которого запятнали, становится салкой; если салка не может долго поймать кого-либо, то воспитатель назначает другого водящего. Если группа многочисленна, то можно назначить двух водящих.
«Пингвины». Прыжки на двух ногах с мешочком, зажатым между колен, используя энергичный взмах рук. Задание может выполняться по кругу, в прямом направлении и между предметами.
Игра «Перемена мест». Играющие располагаются в начерченных на полу (земле) кружках (или обручах) произвольно. У каждого из них свой «домик»-кружок, а у водящего «домика* нет. По сигналу воспитателя дети меняются местами («домиками»). Водящий в это время старается занять свободное место. Оставшийся без «домика» ребенок становится водящим, игра продолжается. Воспитатель останавливает игру, выдерживает некоторую паузу, и игра возобновляется.
«Канатоходец». Играющие становятся в две колонны, в руках у каждого мешочек с песком. Выполняется ходьба по узкой дорожке (ширина 30 см) с мешочком на голове. Руки свободно балансируют. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
Эстафета с мячом (в шеренге, в колонне).
Подвижные игры «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Фигуры», «Совушка».
Декабрь — январь — февраль
Задачи. Упражнять детей в ходьбе с различными положениями рук, в беге врассыпную; в сохранении равновесия при ходьбе в усложненной ситуации (боком приставным шагом, с перешагиванием). Развивать ловкость в упражнениях с мячом.
I часть. Общеразвивающие упражнения в парах
1. И. п. — основная стойка липом друг к другу, руки сцеплены в замок.
1-2 — медленно поднять руки вверх; 3—4 — исходное положение (5—6 раз).
2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, держась за руки. 1 — поднять
руки вверх; 2 — наклон вправо, правая рука вниз, левая — вверх, выпря
миться; то же влево (6 раз).
3. И.п. —основная стойка, лицом друг к другу. 1—2— держась за руки,
присесть, развести колени в стороны; 3—4 — исходное положение (6 раз).
4. И. п. — основная стойка, лицом друг к другу, держась за руки.
I —2 — поднять назад-вверх правую (левую) ногу; 3—4 — исходное поло
жение — «ласточка».
5. И. п. — основная стойка, руки на пояс. Прыжки на двух ногах:
правая вперед, левая назад — попеременно, в чередовании с неболь
шой паузой. На счет воспитателя «1—8»; повторить 3 раза.
II часть. Основные движения
1. Равновесие. Ходьба боком приставным шагом с мешочком на го
лове, перешагивая через набивные мячи (3—4 мяча, расстояние между
мячами три шага ребенка), руки свободно балансируют. Выполняется
двумя колоннами. Дети делают три шага, а на четвертый перешагивают
мяч (повторить 3 раза).
2. Прыжки на двух ногах между предметами, огибая их (кегли, кубики,
набивные мячи). Предметы ставятся по двум сторонам зала. Выполняет
ся двумя колоннами. Главное — энергично отталкиваться от пола и мягко
приземляться на полусогнутые ноги, стараясь не задевать предметы.
3. Бросание малого мяча вверх одной рукой и ловля его двумя рука
ми. Дети свободно располагаются по всему залу и в произвольном тем
пе выполняют задание (по 10-12 бросков подряд), затем небольшая па
уза и повторение упражнения. Главное — следить за полетом мяча, при
ловле стараться не прижимать его к груди.
III часть.Подвижная игра «Хитрая лиса».
Занятие 2*
Основные виды движений
1. Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке, руки на пояс; на
середине присесть, вынести руки вперед, подняться и пройти дальше; в
конце скамейки сойти, не прыгая, Страховка воспитателем обязательна.
2. Переброска мячей друг другу, стоя в шеренгах (расстояние меж
ду детьми 2—2,5 м). Исходное положение — стойка ноги на ширине
плеч. Броски мяча выполняются двумя руками снизу, от груди и из-
за головы (в каждой серии по 10-12 бросков).
3. Прыжки на правой и левой ноге вдоль шнура, продвигаясь впе
ред (попеременно то на одной, то на другой ноге). Выполняется дву
мя колоннами (2—3 раза).
Занятие 3**
Задачи.Повторить ходьбу в колонне по одному"с остановкой по
сигналу воспитателя; упражнять детей в продолжительном беге (продолжительность до 1,5 минуты); повторить упражнения в равновесии, в прыжках, с мячом.
I часть.Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Аист!» ос
тановиться на одной ноге, слегка поджав вторую ногу, руки в стороны;
продолжение ходьбы; на сигнал «Лягушки!» присесть, положив руки на
колени; на сигнал «Зайки!» прыжки на двух ногах на месте. Бег в умерен
ном темпе (продолжительность до 1,5 минуты), без остановки, затем пере
ход на обычную ходьбу.
II часть. Игровые упражнения
«Пройди — не задень». Ходьба между кеглями, поставленными в линию по двум сторонам зала (6—8 шт.; расстояние между кеглями 40 см). По одной стороне зала ходьба, руки на пояс; по другой — ходьба, руки за голову.
«Пас на ходу». Играющие распределяются на пары и становятся у исходной черты. В руках одного ребенка в паре мяч большого диаметра. По команде воспитателя играющие передвигаются с одной стороны зала на другую и на ходу перебрасывают мяч друг другу. Главное — быстро дойти до линии финиша и не уронить мяч (дистанция 10 м).
Прыжки на двух ногах через короткую скакалку. Дети свободно располагаются по всему залу и выполняют прыжки через короткую скакалку различными способами — кто как умеет. Главное — чтобы ребята не мешали друг другу, во избежание травм.
Подвижная игра «Совушка».
3 часть.Ходьба в колонне по одному.
Занятие 4
Задачи.Упражнять детей в ходьбе с изменением темпа движения, с ускорением и замедлением, в прыжках на правой и левой ноге попеременно; повторить упражнения в ползании и эстафету с мячом.
I часть.Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя (медлен
ные удары в бубен или хлопки) ходьба широким свободным шагом; пе
реход на обычную ходьбу; на следующий сигнал (частые удары) ходьба
мелким, семенящим шагом, руки на пояс; бег врассыпную, ходьба в ко
лонне по одному, перестроение в три колонны.
II часть. Общеразвивающие упражнения.
1. И. п. — основная стойка, палка вниз, хватом сверху. 1 — правую
ногу назад на носок, палка вверх, прогнуться; 2 — исходное положение;
3—4 — то же, отставляя левую ногу (6—8 раз).
2. И. п. — основная стойка, палка вниз. 1 — наклон вправо, правую но
гу в сторону на носок; 2 — исходное положение. То же влево (6—8 раз).
3. И. п. — основная стойка, палка вниз. 1 — присесть, палка вперед;
2 — исходное положение (6—8 раз).
4. И. п. — стойка ноги врозь, палка вниз. 1 — палка вверх; 2 — наклон
вперед, коснуться пола; 3 — выпрямиться, палка вверх; 4 — исходное
положение (6 раз).
5. И. п. — основная стойка сбоку от палки, лежащей на полу. Прыжки вокруг палки (в обе стороны) (3—4 раза). Основные движения
1. Прыжки на правой и левой ноге попеременно, продвигаясь вперед
(расстояние 6 м).
2. Эстафета с мячом «Передача мяча в колонне*. Играющие строятся в
3—4 колонны. Перед каждой колонной лежит короткий шнур. Водящие с
мячом в руках (большой диаметр) становятся напротив первых игроков в
колоннах на небольшом расстоянии. По команде воспитателя водящие
бросают мяч первым игрокам колонны, те ловят мяч, бросают его обрат
но и бегут в конец своей колонны. Второй игрок получает мяч от
водящего, возвращает его обратно и тоже бежит в коней колонны и так да
лее. Когда первые игроки снова окажутся на своем месте в колоннах, вос
питатель отмечет команду-победителя. Эстафета повторяется 3-4 раза.
3. Ползание по скамейке на ладонях и коленях (2—3 раза).
Подвижная игра «Салки с ленточкой». Играющие становятся в круг.
Каждый прикрепляет сзади к поясу ленточку (полоску из цветного материала). В центре круга находится водящий-ловишка. По сигналу воспитателя «Беги!» все дети разбегаются, а ловишка старается вытянуть у кого-либо ленточку. Лишившийся ленточки игрок отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» дети снова образуют круг. Ловишка показывает собранные им ленточки и возвращает их играющим. Игра возобновляется с новым водящим. IIIчасть. Игра малой подвижности «Эхо!».
Занятие 5*
Основные виды движений
1. Прыжки ногах между предметами: на двух ногах; на правой и левой
поочередно (серия прыжков, пауза и продолжение упражнения).
2. Прокатывание мяча между предметами (5—6 кубиков или набив
ных мячей; расстояние между предметами 1 м), подталкивая его двумя
руками, не отпуская далеко от себя. По окончании прокатывания взять
мяч в руки, выпрямиться, подняться на носки, потянуться.
3. Ползание под шнур (дугу) правым и левым боком, не касаясь верх
него края шнура, группируясь в «комочек» (шнур натянут на высоте
50 см от пола). Выполняется шеренгами попеременно.
Занятие 6**
Задачи.Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному с выполнением заданий по сигналу воспитателя; повторить игровые упражнения на
равновесие, в прыжках, на внимание.
Рис. It
I часть.Ходьба в колонне по одному, ходьба врассыпную; на сигнал
педагога «Цапля!» остановиться и поднять одну ногу, согнутую в коле
не, руки за голову, удерживая равновесие; переход на обычную ходьбу.
На сигнал «Бабочки!» бег врассыпную, помахивая руками «как кры
лышками». Ходьба и бег проводятся в чередовании.
II часть. Игровые упражнения
«Пройди — не урони». Ходьба «змейкой» между предметами (6-8 кубиков или набивных мячей; расстояние между предметами 1 м) с мешочком на голове, руки свободно балансируют. По окончании ходьбы взять мешочек в руки (рис. 8).
«Из кружка в кружок». Вдоль стены зала кладут 5-6 обручей плотно, один к другому. Играющие становятся в две колонны. По сигналу воспитателя дети по очереди прыгают на двух ногах, используя взмах рук, из обруча в обруч без паузы и возвращаются в коней своей колонны с внешней стороны (2-3 раза).
Игровое упражнение «Стой!». Играющие становятся в одну шеренгу или произвольно недалеко друг от друга. На противоположной стороне зала спиной к играющим стоит водящий. Он громко произносит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!*- На каждое слово играющие шагом продвигаются вперед (ритмично, в соответствии с произносимым текстом). На последнем слове дети останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Тот, кто не успел остановиться, делает шаг назад. Водящий отворачивается и снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, успевший пересечь линию финиша, прежде чем водящий произнесет слово «Стой!», становится водящим. Игра повторяется.