ПЛАНЫИКОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙ



Л. и. Пензулаева

Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду


Физкультурные

занятия

в детском саду

подготовительная к школе группа детского сада



Библиотека программы воспитзния и обучения в детском саду


Л. И. Пензулаева

Физкультурные

занятия

в детском саду

подготовительная к школе группа детского сада

Конспекты занятий

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2011


Введение

Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкуль­турных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на све­жем воздухе под непосредственным руководством воспитателя.

В данном пособии представлены методические рекомендации к про­ведению физкультурных занятий, организации игр различной интен­сивности, игр с элементами спорта. В конце каждого месяца изложен материал на повторение и закрепление пройденного, который педа­гог может по своему усмотрению изменять или дополнять.

Примерные конспекты занятий построены по общепринятой струк­туре и включают обучение основным видам движений, комплексы уп­ражнений общеразвивающего характера с различными предметами и подвижные игры. Все физкультурные занятия проводятся в игровой и занимательной форме.

Важное место в занятиях с детьми 6-7 лет занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей не только раз­виваются и закрепляются физические качества, но и формируется от­ветственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе). Главное, чтобы заня­тия и игры в помещении и на площадке детского сада приносили де­тям удовольствие и радость, прибавляли уверенности в своих силах, развивали самостоятельность.

В результате работы по развитию физических качеств и двигатель­ных навыков на протяжении всего периода воспитания и обучения в детском саду к моменту поступления в первый класс дети имеют оп­ределенный и достаточно прочный запас двигательных навыков и уме­ний, физических качеств, хорошую координацию движений. Все это позволит им успешно справляться с нагрузками в школе, сохранять правильную осанку на уроках, проявлять усидчивость, умение слушать учителя не отвлекаясь.


Проведение физкультурных занятий с детьми 6-7 лет

В подготовительной к школе группе детского сада проводятся 3 за­нятия по физической культуре в неделю в утренние часы. Продолжи­тельность занятия составляет 30—35 минут. Каждое третье занятие про­водится на свежем воздухе.

Структура физкультурных занятий общепринятая: занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Выделение частей занятия обусловлено физиологическими, психо­логическими и педагогическими закономерностями. Вводная часть обеспечивает постепенное включение детей в двигательную деятель­ность. Основная часть (самая большая по объему и значимости) спо­собствует достижению оптимального уровня работоспособности в со­ответствии с задачами занятия. Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей.

Вводная часть(продолжительность 5-6 минут). В эту часть включа­ют упражнения в построениях, перестроениях; различные варианты ходьбы, бега, прыжков с относительно умеренной нагрузкой; неслож­ные игровые задания.

Разучивание упражнений в ходьбе и беге предусматривает обязатель­ное их чередование. Неравномерность этих упражнений, их однообра­зие могут привести к снижению внимания, интереса, а также отрица­тельно сказаться на формировании осанки и стопы детей.

Основная часть(продолжительность 20-25 минут). В эту часть включают упражнения на развитие опорно-двигательного аппарата, физических и морально-волевых качеств личности. Эти общеразви-вающие упражнения, проводящиеся с разными темпом и амплитудой движения, укрепляют крупные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, умения ориентироваться в про­странстве.

Одно из ведущих мест в основной части занятия занимает обучение основным видам движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), обеспечивающим всестороннее воздействие на организм ребенка и его функциональные возможности. В содержание основной части занятия


При проведении подвижных игр с детьми подготовительной группы возрастает роль педагога. Он должен не только знать содержание и пра­вила каждой игры, но и умело направлять детей на достижение двига­тельных задач, формирование морально-волевых качеств (смелости, сообразительности, взаимовыручки, поддержки и т.д.), без которых процесс воспитания и обучения невозможен.

Физическая нагрузка в подвижной игре во многом определяется ме­тодикой ее проведения. Интенсивность движений, их продолжитель­ность, темп влияют на физическую нагрузку в игре. Различают игры большой, средней и малой подвижности.

На физкультурных занятиях преимущественно используются игры большой и средней подвижности; характер игры во многом определяет­ся предыдущим набором упражнений и их количественным соотноше­нием.

К играм большой подвижности относятся те, в которых по возмож­ности участвуют все дети. В таких играх используются бег и прыжки в чередовании с коротким отдыхом. Нагрузка диктуется содержанием, правилами и подготовленностью детей. Это игры «Ловишки», «Пере­бежки» и др.

В играх средней подвижности также принимает активное участие большинство детей, однако их действия посменные и не несут большой двигательной нагрузки. Это игры «Пустое место», «Мяч водящему» и др.

После проведения подвижной игры любой интенсивности, и осо­бенно большой, необходимо предложить детям обычную ходьбу, не ос­танавливая их резко на месте; дать возможность восстановить дыхание, переключив на другую, более спокойную деятельность.

Заключительная часть(продолжительность 4-5 минут). В содержа­ние этой части входят упражнения в ходьбе, игры малой подвижности, хороводы, несложные игровые задания.

Для каждого занятия необходимо предусмотреть наиболее рацио­нальные способы организации детей и расположение физкультурного инвентаря. Это позволит более эффективно использовать время, отве­денное для непосредственного выполнения физических упражнений, повысить двигательную активность детей.

При проведении физкультурных занятий рекомендуется использо­вать общепринятые способы организации детей — фронтальный, по­точный, групповой и индивидуальный.

При использовании фронтального способавсе дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в обшеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.

Поточный способ— один из самых распространенных. Дети поточно, друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя



заданное упражнение (равновесие — ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ позво­ляет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и глав­ное — оказывать страховку в случае необходимости.

Поточный способ широко используется для закрепления пройден­ного материала. Иногда этим способом выполняется несколько упраж­нений подряд. Например, дети колонной, друг за другом, проходят по гимнастической скамейке, выполняя задание на равновесие, затем пе­реходят к прыжкам на двух ногах, продвигаясь вперед на заданную ди­станцию, и, наконец, забрасывают мяч в корзину.

При групповом способе дети по указанию педагога распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие зани­маются самостоятельно или в парах (например, с мячом). Пособия и оборудование располагают таким образом, чтобы педагог мог видеть всех детей и по мере необходимости отдавать распоряжения. Обычно такой способ организации применяется, когда дети уже овладели опре­деленным запасом двигательных навыков и умений.

Индивидуальный способ применяется при объяснении нового про­граммного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее под­готовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей об­ращается на правильность выполнения техники упражнения, на воз­можные ошибки и неточности. Показ упражнения и объяснение долж­ны быть предельно точными и краткими. Подобный способ использу­ется при оценке уровня физической подготовленности (в начале года, в середине и в конце), чтобы определить исходные возможности детей и результаты целенаправленных физкультурных занятий.


Примерное содержание занятий

Сентябрь — октябрь — ноябрь