Понятие, предмет и задачи музейной педагогики

Тема 22. Музейная педагогика

Международный совет музеев (ИКОМ)

 

Постоянно растущая в мире сеть музеев сейчас насчитывает свыше 13 тыс. учреждений. Больше всего музеев в США – около 2000, в Италии – примерно 1500, во Франции, Германии и России – свыше 1000, в Великобритании – около1000.

Международный совет музеев, ИКОМ (англ. International Council of Museums, сокр. англ. ICOM) – неправительственная профессиональная международная организация, созданная в 1946 году.

В соответствии с Уставом, целями и задачами ИКОМ являются:

1) содействие развитию музейного дела во всем мире;

2) cохранение наследия и борьба с запрещенной торговлей культурными ценностями;

3) обучение музейных работников и повышение профессиональных стандартов;

4) оказание помощи музеям и музейным работникам;

5) налаживание сотрудничества между музейными учреждениями и специалистами различных стран.

В настоящее время в ИКОМ входят более 22000 индивидуальных и коллективных членов из 165 стран мира.

В состав ИКОМ входит 15 присоединенных международных ассоциаций.

В Республике Беларусь насчитывается всего 133 музея, 57 филиалов, все государственные. Общее количество музейных предметов – 3 млн. 700 тыс., из них в постоянных экспозициях около 8%.

Ежегодно 18 мая отмечается Международный день музеев.

Белорусское отделение ІСОМа возглавляет белорусский художник, директор национального художественного музея Владимир Прокопцов.

 

 

Понятие культурно-образовательная деятельность появилось на рубеже 1980–90-х гг., на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию, когда происходит переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода и складывается образовательная модель музея. Музей рассматривается как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.

Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны. К традиционным относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце 19 в.

С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др.

Понятие клубные формы музейной работы объединяет лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы. Обязательным условием функционирования музейных клубных форм является связь с собранием конкретного музея.

Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую (приоритетная группа музейных посетителей) и взрослую; а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.) Образовательные программы учитывают специфику конкретного музея и особенности его музейного собрания.

Музейная педагогикаспецифическая педагогическая деятельность музея, направленная на решение просветительных, образовательных и воспитательных задач.

Это смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

Предмет изучения – проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории посетителей.

Общие задачи:

– изучение закономерности музейно-педагогического процесса и их использование на практике;

– определение специфики педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы населения, обоснование необходимости дифференцированного подхода к ним;

– выявление наиболее рациональных форм и методов совместной работы музеев с аудиторией и другими учреждениями культуры и образования;

– прогнозирование развития музеев в плане реализации их педагогических возможностей.

Другим предметом музейной педагогики является – образовательная и воспитательная функция, обусловленная информативными свойствами музейных предметов.

Педагогическая деятельность музеев основана на дидактических принципах,которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов – посетителей музея.

К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступ­ность, системность, доходчивость и убедительность.

Стационарные формы педагогической музейной работы

Основная форма работы музея – экскурсия.

Другие стационарные формы музейной работы:

– музейные уроки – в основном это элемент работы со школьниками, проводятся в экспозиции или в фондах, с целью приобретения или закрепления знаний по определенной теме, музейный предмет здесь выступает как источник знаний, а не просто иллюстрация;

– музейные кружки – небольшая группа детей/подростков, объединенных по интересам и работающих под руководством музейного педагога. Например, кружок юного археолога, художника и др.;

– музейные олимпиады и конкуры – проводятся обычно среди постоянных посетителей музея, дается определенная тема или задание и сроки выполнения. Подводятся итоги, победителей награждают. В РБ самый известный музейный конкурс – на разработку дизайн-проекта билета Национального художественного музея, проводится ежегодно;

– лекции и семинары – одна из форм образовательной и воспитательной работы музея, рассчитаны на большую аудиторию, лекции читаются музейными специалистами по заранее определенной теме, затем следует обсуждение. Учебные лекции объединяются в циклы. Формируются платные абонементы, это обеспечивает постоянную аудиторию.