Новые технологии в музейном деле

Особенности организации и проведения музейных экскурсий

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и перво­начально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка».

Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод:

1) помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача);

2) услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача);

3) ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача);

4) овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

Закономерности проведения музейной экскурсии:

а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ – составные части экскурсии и основные элементы;

в) движение (моторность) – один из признаков экскурсии;

г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей – методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

Это также вид научно-педагогического труда, который состоит в разработке системы показа тех или иных объектов.

Основные принципы экскурсии: сочетание показа и рассказа, демонстрации и словесного комментария, но показ должен доминировать.

Необходим дифференцированный подход к различным группам посетителей по возрасту, национальности, уровню образования и др.

Классификация музейных экскурсий

Выделяют следующие виды музейных экскурсий:

– обзорная: многотемная или многоплановая. В ней используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов;

– тематическая: посвящена раскрытию одной те­мы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени;

– историческая: по определенной тематике или теме;

– литературная: на предмете сюжета литературного произведения или жизни писателя.

 

В последние десятилетия значительно изменились условия деятельности музеев, многократно расширились и усложнились контакты музеев, механизм их взаимодействия друг с другом и другими учреждениями, музеи оказались вовлеченными в коммерческую деятельность и пр. В связи с этим в музейном деле появились новые понятия: менеджмент, маркетинг, фандрейзинг, Паблик Рилейшнз (PR).

В настоящее время идет активный процесс совершенствования управления музеями. Значительно возросла роль управляющих структур. Появились многочисленные публикации по музейному менеджменту, ведется обучение и переподготовка кадров.

Под музейным менеджментом (от англ. to manage – управлять) понимают теорию и практику управления музеем и музейным персоналом.

Музейный маркетинг (от англ. marketing – акт покупки и продажи на рынке) позволяет определять и удовлетворять интересы потребителей музейных услуг, а также формировать их.

Завоевательные маркетинговые стратегии имеют целью информирование потенциального посетителя и рекламирование музейного предложения. Эффективная маркетинговая стратегия достигается при сотрудничестве с другими музеями и различными учреждениями культуры.

Комплекс работ по привлечению финансов для реализации некоммерческих проектов называется фандрейзингом (от англ. fund – денежные средства; raise – добывать). Для функционирования системы фандрейзинга важное значение имеет налоговое законодательство, стимулирующее участие коммерческого сектора в некоммерческих проектах путём снижения или отмены налогов (распространено за рубежом).

Важным аспектом фандрейзинговой деятельности является умение музеев привлекать спонсоров, искать мотивы вкладывания средств коммерческих структур в музейные проекты. Спонсоры оказывают не только финансовую поддержку, но и предоставляют определённые услуги: ремонт зданий, передача и монтаж оборудования и др. Участие спонсоров в музейных проектах служит своеобразной рекламой, подтверждает их экономическую стабильность и формирует определённый имидж. Как внебюджетный источник дохода получили распространение "Общества друзей музея", "Клубы друзей музея", включающие индивидуальных и коллективных членов.

Многие музеи проводят активную работу по формированию общественного мнения на основе т.н. PR-технологий (от англ. public - общественный, relations – отношения, связи). PR осуществляется прежде всего через средства массовой информации.

В мире развиваются две основные модели.

Одну из них (в основе которой лежит коллекционирование) принято называть европейской.

Вторую (музей событий, а не предметов, нацеленный на диалог с публикой) – американской. Такой музей – место деятельности направленной, например, на самоидентификацию детей по талантам и способностям, работу с национальными сообществами и другие важные аспекты социально-культурной сферы, которые в нашей стране традиционно входили в разряд функций Домов культуры или Дворцов пионеров.

Музейное законодательство

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года "О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь".Устанавливает порядок государственного регулирования в сфере музейного дела, основные направления государственной политики в сфере музейного дела, статус музеев, порядок их создания и ликвидации.

Музееведческие издания

 

По музейной проблематике выходит много специальной научной литературы и периодики, среди них – международный журнал«Museum», издаваемый Международным советом при ЮНЕСКО, а также журналы «The Museum Journal» (Великобритания), «Museums» (США), «Musees de France» (Франция), «Наше наследие», «Труды НИИ культурологии»(Россия) и т.д.