Ансамблевые и средовые музеи. Экомузеология

В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция трансформации целого ряда ансамблевых музеев в средовые музеи.

Средовые музеи, музейные учреждения, деятельность которых базируется в первую очередь на музеефицированных фрагментах природной и историко-культурной среды. Основную роль играют сохраненные или восстановленные взаимосвязи между элементами среды и элементы нематериального наследия. В настоящее время в сторону средового музея эволюционируют многие музеи-заповедники, музеи-усадьбы, музеи-монастыри.

Средовой музей – музей, деятельность которого основывается в первую очередь на музеефикации историко-культурной и/или природной среды со всеми составляющими ее движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами и существующими между ними взаимосвязями, а также с участием людей, населяющих территорию.

Термин начал употребляться в конце 1980-х-начале 1990-х гг., когда стало ясно, что предложенное разделение музеев по признаку хранимого и репрезентируемого наследия на коллекционные музеи и ансамблевые музеи не охватывает всего многообразия появившихся в последние два десятилетия 20 в. музейных форм.

Под средовым музеем подразумеваются, как правило, экомузеи, живые музеи, большая часть музеев под открытым небом, некоторые музеи-усадьбы и др.

«Скансен» – музей под открытым небом, этот тип музеев впервые появился в Швеции в конце 19 века. «Скансен» в переводе означает «Маленькая крепость», где обычно собираются жилые, хозяйственные и культовые постройки из различных регионов страны.

Крупнейшие скансены находятся в Швеции, Словакии, Румынии, Франции.

В Беларуси первый скансен – Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта. Находится в 15 км от Минска, возле деревень Строчном и Озерцо.

Музеи заповедники – группа музеев под открытым небом, обладающих особой ценностью и получивших по постановлению правительственных органов статус заповедников. Они создаются на основе музеефикации территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы в их естественной среде. Имеют важное значение для сохранения историко-культурного и природного наследия в его целостности. Статус заповедника предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов.

Историко-культурный заповедник – это совокупность памятников истории и культуры в едином ландшафте, соединенных географически, исторически и тематически.

Закон о музее заповеднике до сих пор находится в стадии разработки, что сильно затрудняет решение стоящих перед музеями этой группы охранных задач. В настоящее время понятие в повседневной жизни широко применяется в качестве синонима средового музея.

На территории Беларуси есть два историко-культурных заповедника: в Заславле и в Полоцке.