Понятие музеефикации
История музееведения. Периодизация истории музейного дела
Музеография
Музейное источниковедение
5.1. Научные методы музееведческого исследования.
Музееведение связано с общественными и естественнонаучными дисциплинами – историей, археологией, этнографией, литературоведением, зоологией, геологией, искусствознанием и др.
В своей работе музееведы используют опросы, социологические наблюдения; методы естественных наук – сравнительную типологизацию, научное документирование, а для консервации и реставрации отдельных древних экспонатов – химический анализ, рентгенографию и спектрографию.
Можно дать предельно простую и образную схему истории отечественного музейного дела:
– в 18 в. в России появился музей,
– в 19 в. – музейное дело,
– в 20 в. – музееведение.
Это – периодизация развития музейного дела как особой формы культурной деятельности. Несмотря на свою лаконичность, она соответствует общенаучным представлениям о процессах развития, которые идут от единичных явлений к многообразию форм, и на определенном этапе возникает желание и потребность в их осмыслении и познании.
Однако и исследователи, и педагоги часто ощущают потребность в более детализированной схеме. Поэтому предлагается следующая периодизация музейных процессов, в основу которой положено представление о музее как некой культурной форме, выработанной человечеством на определенном этапе развития:
1. Протомузейный период – до начала 18 в.
2. Генезис музея как культурной формы:
– возникновение музеев в России и адаптация новой культурной формы к российским условиям (18 в.);
– развитие музея и превращение его в национальную культурную форму. На этом этапе происходит формирование музейного мира как особой сферы культурной жизни (начало-конец 19 в.);
– приобретение музеем статуса "культурной нормы" (1890-е -1920-е гг.)
3. Включение музеев в отечественную культурную традицию:
1. Музеи советской эпохи (1930-е - 1980-е гг.);
2. Музеи постсоветского времени (1990-е гг.).
Музеефикация – направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности.
Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.
Понятие "музеефикация" употреблял в своих работах еще Ф.И.Шмит, но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников.
В этот период принято было выделять две формы музеефикации:
– "под музей", т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы,
– "как музей", то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа.
Сегодня все чаще используется частичная (или "мягкая") музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины).
Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием.
Поскольку, музеефикация – это перевод (оформление) предметов и объектов в статус музейных, критериями музеефикации являются:
– частота встречаемости предмета или объекта, т.о. музеефикации предназначены наиболее редкие, единичные или уникальные экземпляры.
– ценность предмета или объекта (художественная, историческая, материальная);
– разрушаемость, исчезаемость, раритетность предмета или объекта.