БАРОККО

РЕНЕССАНС

 

Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса: протестантский собор в Сморгони, костел в Несвиже, Спасо-Преображенская церковь в Заславле).

Костел св. Михаила Архангела – храм в Сморгони – оригинальный памятник архитектуры ренессанса. Он построен как кальвинистский сбор (храм) в 1606–1612 гг. (по другим сведениям в 1553 г.); известен как костел с 1617 г. План представляет собой растянутый восьмигранник. Внутреннее пространство перекрыто сферическим куполом, основание которого замаскировано аттиком, богато декорированным со всех сторон лопатками и спаренными полуциркульными нишами и гирьками.

В противоположность аттику большая часть храма выполнена в строгих формах. Монументальная приземистая башня, через которую открывается доступ внутрь постройки, имеет оборонный характер. Такого же назначения небольшая полукруглая башенка с узкими окнами-бойницами, поставленная в месте примыкания основной башни к храму.

Преображенская церковь является Достопримечательностью Заславля, построенная в середине XVI–XVII в. на территории замка, в окружении его валов. Вначале это был кальвинистский храм, а затем в 60-х годах XIX в. здание было превращено в православную церковь.

Замчище с храмом в 1967 г. объявлены историко-археологическим заповедником, а внутри реставрированной Преображенской церкви разместился филиал Белорусского государственного исторического музея. В 1990-х гг. здание было передано церкви, в конце 1990-х пожар ее сильно повредил, в начале XXI в. ремонт был закончен.

 

 

С конца XVI в. Как стиль в архитектуре Беларуси появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел.

Фарный (бывший иезуитский) костел в Несвижеархитектурный памятник раннего барокко – также построен Яном Марией Бернардони в 1584–1593 гг. Прототипом его является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г. зодчими Виньолой и Портой. Костел был построен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826 г.).

Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Хески в 1752–1754 гг. Тогда же художником была написана и картина "Тайная вечеря" для главного алтаря костела. Храм является родовой усыпальницей князей Радзивиллов.

 

В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства.

Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра – рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.

Таким образом, XIV– XVI вв. – это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.