Древнерусское зодчество

Стилевое многообразие белоруской архитектуры

 

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в древнерусском и византийском, готическом и романском стиле, стиле барокко.

 

Образцом древнерусского зодчества на территории Беларуси является старый замок в Гродно (XII–XIX вв.), Спасо-Преображенская церковь Ефросиньевского монастыря в Полоцке (1128–56 гг. / XIX в), церковь св. Бориса и Глеба (Коложская) в Гродно (до 1183 г.), церковь св. Михаила Архангела в Сынковичах (начало XVI века).

 

Гродненский Старый замок – исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков.

Замок расположен на высоком и крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки.

В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен. Башни не сохранились до нашего времени: некоторые были разобраны при строительстве дворца Стефана Батория в конце XVI в., от других остались фундаменты и части стен. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях – как облицовочный материал.

Дальнейшая судьба Старого замка была связана с многочисленными переделками. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Тогда окна потеряли свое обрамление и были увеличены. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в.. окончательно изменила его облик.

Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.

 

Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. – небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера.

Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) – преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество.

 

Борисоглебская, или Коложская, церковь – замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художником В. Грязновым.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных в полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни – определенной симметрии, но не строгой, благодаря этому фасады приобрели еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями.

Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическими заповедниками.

Церковь св. Михаила Архангелав Сынковичах – деревне Зельвенского района – древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. План храма – слегка вытянутый прямоугольник с трехнефным членением, где все нефы имеют почти одинаковую ширину.

В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества. К первым можно отнести архитектурный поясок, охватывающий апсиды, и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды в правой апсиде – элементы готики. Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными декоративными нишами, которые снимают впечатления тяжеловесности стены.