План-конспект урока

Тема: «Личность Екатерины II» Класс: 10

Тип (вид) урока: Урок повторения и закрепления знаний; ставится проблемный вопрос, посвященный личности Екатерины II. Класс делится на группы, каждая из которых разрабатывает свою тему. После выступлений представителей групп происходит обсуждение. В результате учащиеся находят ответ на проблемный вопрос.

Форма:Урок-проект.

Цели урока:

1. Образовательные:

Учащиеся будут:

    • знать как формировалась личность Екатерины II, какие факторы влияли на неё, как она воздействовала на государственную политику Российской империи;
    • уметь анализировать исторические события (1762-1796); составлять исторический портрет Екатерины II; соотносить эпоху с её личностью; определять роль Екатерины II в истории России.
  1. Воспитательные:

Содействовать воспитанию у учащихся:

    • самостоятельности;
    • умения работать в группе.
  1. Развивающие:

Способствовать развитию:

    • критического мышления;
    • коммуникабельности.

 

Оборудование: компьютер; проектор.

 

 

Этапы урока и время на его проведение Содержание этапов урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный этап (2 мин) Формирование и проявление замысла: организация деятельности, определение места урока в осмыслении темы. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих, намечает планы урока. Приветствуют учителя, готовятся к уроку, заслушивают планы урока.
2. Вызов ( 3 мин.) Погружение в ситуацию и формулирование проблемы урока. 1.Учитель говорит о том, что тема сегодняшнего урока будет посвящена, пожалуй, самой яркой представительнице XVIII в. Показывает иллюстрацию с изображением Екатерины II и предлагает угадать о ком пойдет речь. 2.Учитель называет тему урока, записывает на доске и просит записать тему в тетради. 3. Задает вопрос: «Опираясь на известные вам исторические факты, ответьте: какой она была, эта женщина? 4. Учитель говорит: «Молодцы, однако, в ваших ответах есть противоречия. Давайте попробуем разобраться. Кто она, Екатерина II – просвещенный монарх или деспотичная царица? Это и будет целью нашего урока». 1.Ученики называют имя Екатерины II.     2. Записывают тему урока в тетради.     3.Отвечают: - Великая, деспотичная, просвещенная, жестокая, могущественная.(ит.д.)  
3.Разминка и осмысление. ( минут) Организация работы над проблемой в группах: формирование версий и позиций и их предъявление.     1.Учитель предлагает ученикам разделиться на 3 команды: «Верноподданные», «Критики», «Историки».   2. Говорит: «Итак, начнем с небольшой разминки. Во-первых, запишем годы жизни и годы правления Екатерины (записывает на доске), а во-вторых, ответьте, с чего начинается правление любого монарха? 3. «Правильно, коронация Екатерины II состоялась в Москве 22 сентября 1762 г. (записывает на доске). Давайте тогда проведем небольшую разминку, я покажу вам несколько атрибутов коронации Екатерины, а вы с позиции ваших групп попытаетесь ответить на вопрос, который я задам». 4.Показывает презентацию с изображениями, сопровождая рассказом: «Для торжества коронации ювелир Екатерины II Георг Фридрих Экарт изготовил новую державу. Держава(картинка) представляет собой полированный золотой шар с бриллиантовыми поясками. Отполированная поверхность скипетра(картинка)перехвачена восемью бриллиантовыми ободками. Он завершен литым золотым двуглавым орлом, украшенным бриллиантом. В 1774 г. скипетр был украшен алмазом «Орлов» (189,62 карата). Этот алмаз был найден в Индии и по легенде, в 1773 г. граф Григорий Орлов купил этот алмаз за 400 тыс. рублей и подарил императрице. Большая императорская корона(картинка) была выполнена в 1762 г. придворным ювелиром Позье, который сам выбрал самые редкие драгоценные камни для неё. Коронационное платье(картинка) императрицы было выполнено из гладкого серебряного газета на шелковой подкладке. Складки юбки и длинный шлейф украшены изображениями орлов, на которых помещен герб Москвы». 5. Задает вопрос командам: «О чем говорят атрибуты, изготовленные для коронации Екатерины II»?   6.Предлагает перейти к собственно заданию для достижения цели, которая была поставлена. Дает задание: «Подготовьте выступление на 2-3 минуты о политике Екатерины с позиции групп, используя вспомогательный материал и любые доступные вам источники информации, личные замечания приветствуются». Раздает задания. Дает время на подготовку. 7. Предлагает выступить каждой команде по очереди. После выступления задает вопросы команде и резюмирует их ответ, подводя итог выступлению каждой группы. Учитель координирует работу, выступает в роли консультанта. 1.Все ребята активно работали на этапе подготовки к уроку (поиск материалов в литературе, Интернете, его осмысление, применение, систематизация). Это было предыдущим домашним заданием – ученики заранее были поделены на группы. 2.Ученики записывают в тетрадь даты. Отвечают: «С коронации».   3.Записывают дату коронации в тетрадь.     4. Смотрят презентацию.   5.Отвечают. (примерно) «Верноподданные»: Об императорском величии. «Критики»: О самолюбовании и демонстративности, тяге к роскоши. «Историки»: О желании произвести впечатление, утвердиться на троне. 6. Получают задание, готовят выступление, работают в группах.   7. Выступают команды, доказывают свое мнение  
4. Рефлексия (7 мин) Рефлексия содержания урока. 1.Учитель подводит итог выступлениям и уроку в целом. «Эпоха Екатерины II была эпохой внутриполитической стабильности, временем осуществения важных государственных реформ, активного законотворчества, затронувшего едва ли не все стороны жизни общества и имевшего по большей части долговременное значение. Но за фасадом благополучия скрывались и ужасы крепостничества, и фаворитизм, и процветавшее взяточничество. Негативные тенденции в особенности усилились в последние годы царствования Екатерины 2. «А теперь, после того как вы выслушали несколько точек зрения, у вас сложилось некоторое впечатление об Екатерине и её политике, попробуйте высказать свою позицию, продолжив фразу: «Для меня Екатерина II…»   1. Слушают.     2.Ученики высказываются
5. Оценка (5 мин.) Подведение итогов урока. «Екатерина была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. На следующем уроке мы поговорим о сыне великой императрицы». Говорит, что выставит оценки за урок. Задают интересующие вопросы по теме.
6. Домашнее задание (1 мин.)   Записывает на доске: §26, ответить на вопросы с.160-161 устно. Записывают в дневник