IV. Закрепление материала.

Составление конспекта статьи Добролюбова (самостоятельная работа).

Учитель: По сути конспект – это расширенный, более развернутый тезис. Думаю, что с этой работой большинство из вас справится самостоятельно.

(В течение 10 - 15 минут идёт работа в парах по составлению конспекта.)

Учитель: Проверим правильность выполненной работы.

(На доску проецируется таблица. Для удобства проведения сравнительного анализа всех видов сокращения текста в ней предложены одновременно план, тезисы и конспект.)

Беседа:

Учитель: Даже визуально мы видим, насколько различаются виды сокращения текстов. Однако главное в них сохраняется обязательно. Кто справился с самостоятельной работой? Что оказалось самым трудным?

(В классах с сильным и средним составом учащихся эта работа выполняется правильно и быстро).

План Тезис Конспект
1.«Гроза» - самое реши- тельное произведение Островского. Определение «Грозы» как самого решитель-ного произведения Островского, т.к. взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до трагических последствий. «Гроза» является самым решительным произведением Островского, потому что взаимные отношения самодурства и безгласности (Кабаниха и Катерина) доведены до самых трагических последствий; вместе с тем фон пьесы (вся обстановка, в которой развивается действие) обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства. Наконец, ободряющее и освежающее впечатление достигается самим характером Катерины.
2.Своеобра-зие характера Катерины. Своеобразный характер Катерины – её естественность, стрем-ление к красоте, добру, справедливости, сво-боде чувств, искрен-ность, высокая нрав-ственность её натуры – приходит в столкно-вение с устоями «тёмного царства». Своеобразие характера Катерины заключается в том, что в своих поступках, поведении она исходит не из внешних требований и обстоятельств, а от своих внутренних качеств – глубокой искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Попав в неволю, столкнувшись со страшным миром зла, насилия, само-дурства, ханжества, унижения челове-ческого достоинства, она испытывает потребность свободно жить, свободно любить и вступает в страшную борьбу не только с миром «тёмного царства», но и с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману, с собственным убеждением в греховности своих чувств.
3. Катерина и Борис. Влечение Катерины к Борису вызвано потребностью любви, желанием воли и свободы. К Борису её влечёт не столько внешняя непохожесть на остальных (вид, речь), сколько потребность любви, оскорб-лённое чувство жены и женщины, смертельная тоска однообразной жизни, желание воли и беззапретной свободы. Такое чувство не уживается в стенах кабановского дома с притворством и обманом.
4.Самоубийство Катерины. Такое освобождение горько, но всё-таки конец кажется отрад-ным, т.к. в нём дан вызов самодурной силе, кабановским по-нятиям о нравствен-ности. В Катерине отразился новый тип, создаваемый русской жизнью. Она уже не возвратится к прежней жизни. В бедной женщине нашлась решимость на страшный вызов самодурной силе. Этот протест против кабановских понятий о нравственности доведён до конца. отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть. Вот почему конец драмы кажется отрадным и производит впечатление освежающее.