III. Объяснение нового материала.

I. Организация класса.

Ход урока.

Н.А. Добролюбова (1 час).

На примере статьи Н.А. Добролюбова

Обучение тезированию и конспектированию

По теме

Конспект урока литературы

по развитию речи учащихся в 10 классе

«Виды сокращения текста.

«Луч света в темном царстве»

 

Тема: Драма А.Н.Островского «Гроза» в оценке

Краткость – сестра таланта.

А. П. Чехов

Цели:

1. Образовательная:

· Познакомить учащихся с трактовкой Н.А. Добролюбовым драмы А.Н. Островского «Гроза».

· Осмыслить основные положения статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

· Продолжить обучение различным видам сжатия текста.

· Продолжить формирование у учащихся навыков анализа текста литературно-критической статьи.

2. Воспитательная:

· Воспитывать в учащихся чувство уважения к чужому мнению, формировать собственную позицию.

· Формировать способности к самостоятельной деятельности,

3. Развивающая:

* Учить старшеклассников умению обобщать и оценивать литературный материал, конспектировать опорные моменты критической статьи.

* Развивать у старшеклассников навыки связного рассказа, группового поиска,

Оборудование:

- портрет Н.А.Добролюбова;

- хрестоматии с текстом сокращённой статьи «Луч света в темном царстве»;

- распечатки заданий для групповой работы;

- толковые словари;

- памятки «Правила конспектирования литературно-критических статей».

II. Проверка домашнего задания(по ходу урока).

1. Слово учителя с элементами беседы:

На прошлом уроке литературы вы познакомились с литературно-критической статьёй Н.А. Добролюбова, посвящённой анализу драматургии А.Н. Островского. Наиболее подробно в статье рассматривается пьеса «Гроза».

Вся статья очень большая - около 65 страниц. Мы будем работать с наиболее интересной её частью, в которой речь идёт непосредственно о «Грозе». Это заключительная часть статьи, представленная в школьной хрестоматии историко-литературных материалов для 10 класса (стр. 17 – 24) уже в сокращённом варианте, что значительно облегчит сложную работу по её изучению и анализу.

Прежде чем приступить к конспектированию, предлагаю вспомнить всё, что вы уже знаете о различных видах текстов. Напомню: есть тексты первичные и вторичные. Первичные тексты –это художественные, научные, публицистические произведения, созданные писателями, учёными, литературными критиками. Вторичные тексты создаются на основе первичных, их осмысления, усвоения, творческой переработки. На доске вы видите перечень различных жанров (на экран проецируются термины:

а) рассказ, б) повесть, в) тезисы, г) литературно-критическая статья, д) аннотация, е) реферат, з) рецензия ж) очерк). Предлагаю вам самостоятельно распределить их на две группы по отнесённости к разным видам текстов. На выполнение работы – 3 минуты.

(Заслушиваются мнения учащихся, вносятся поправки. Ответы аргументируются).

Итак, мы выяснили, что рассказ, повесть, литературно-критическая статья и очерк - это первичные тексты, а тезисы, аннотация, реферат, рецензия – вторичные.

Какие из названных терминов требуют разъяснения?

-Аннотация- сжатая характеристика идейной направленности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи.

Чем аннотация отличается от рецензии?

-Рецензия– статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т. д.

А в какую группу вы отнесёте конспект?

- Конспект - это вторичный текст, т. к. он составляется на основе текста первичного. Например, в прошлом году мы конспектировали статью Белинского.

Да, начиная с 8 класса вы учились различным видам сокращения текста. В каких ситуациях этот навык необходим?

- Срочно передать какую-нибудь важную, но объёмную информацию.

- Общение по телефону, в Интернете.

А. П. Чехов назвал краткость – «сестрой таланта» (обращаем внимание на эпиграф к уроку). Этот чеховский афоризм известен всем. Объясните его смысл.

- Сам Чехов умел писать коротенькие, но смешные рассказы.

- Писать коротко, но дельно значительно труднее, чем многословно.

- Бывает, напишешь маленькое по объёму сочинение, а мысли в нём никакой и нет. Так что соглашусь с Чеховым: чтобы написать короткое, но интересное сочинение - талант нужен!

Сегодня существует три вида сокращения текста: конспект, план, тезис. Давайте расположим их по мере увеличения объёма.

- План, тезис, конспект.

Поговорим о каждом из них более подробно. Итак, план. Сколько раз вам приходилось его составлять! Кто попробует дать определение плана?

- Перечень основных вопросов.

- Последовательность расположения текста.

План – взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения, сочинения. (Запись определения). Каким может быть план?

- Простым или сложным.

- План бывает цитатным. Но его трудно составлять.

Следует назвать и такой вид плана, который встречается редко, хотя является несложным. Я имею в виду вопросный план. А каким должен быть план литературно-критической статьи? Что при выполнении подобного задания важнее: дать заглавия отдельным частям статьи и определить тем самым логическую последовательность в изложении материала или же составить такой план, который раскрывал бы идейное содержание статьи, давал бы представление о взглядах автора-критика и в то же время не противоречил последовательности изложения?

- Конечно, второй вид плана ценнее. Но и сложнее…

Согласна с Вашим мнением. План этого типа называется идейно-тематическим. Обычно он состоит из тезисов, следовательно, его можно одновременно считать и тезисным или цитатным. Он – великолепное подспорье при анализе статьи, при написании сочинения на литературную тему.

Тезисы –кратко сформулированные основные положения текста-источника, которые записываются в виде цитат или в собственной формулировке. Тезисы бывают глагольными (в виде предложений с глагольными сказуемыми) и назывными (в виде назывных предложений или именных сказуемых).

2. Анализ критической статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве».

А какой план получился у вас при выполнении домашнего задания?

(Учащиеся зачитывают составленные ими дома планы заключительной части статьи Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», определяют вид плана. Идёт коллективное редактирование.)

Давайте проанализируем окончательную редакцию наиболее удачно составленного плана заключительной части статьи Н. Добролюбова..

1. «Гроза» - «самое решительное произведение Островского». («В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее»).

2. Образ Катерины – «шаг вперёд» в развитии русской литературы.

3. Почему «решительный русский характер» у Островского дан в женском типе?

4. Катерина среди «тёмного царства». (Драма Катерины – борьба естественных стремлений с моралью «тёмного царства»).

5. «Сила любви» и «мысль о грехе». (Что влечёт Катерину к Борису?)

6. Тихон и Борис – «жалкие типы», «столь же вредны, как и сами самодуры».

7. Самоубийство Катерины – «протест против кабановских понятий о нравственности…доведённый до конца». (Самоубийство Катерины – страшный вызов самодурной силе.

8. Здесь «живые завидуют умершим».

Мы видим, что у нас получился тезисный план. Как уже отмечалось, это один

из самых удачных видов плана. А теперь поговорим о конспекте.

Конспект– один из видов вторичных текстов. Его название происходит от латинского слова, означающего «обзор». А обзор – это всегда нечто сжатое, сокращённое.

Конспект –это краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-либо. В конспекте отражается самое главное, самое существенное из того, что мы прочитали или в течение какого-то времени воспринимали на слух: конспект статьи, конспект лекции.

Известны некоторые правила конспектирования. Их очень много. Мы обратимся сегодня к самым основным и проиллюстрируем соблюдение их примерами из статьи

Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Существуют определённые правила конспектирования литературно-критических статей. Как вы думаете, что в этом виде работы можно считать наиболее важным? Без чего не обойтись при составлении конспекта, например, статьи Добролюбова?

- Основным в любой статье, на мой взгляд, нужно считать содержание.

- Это самые главные мысли, тезисы, которые мы при чтении подчёркиваем, чтобы не упустить их при разборе статьи.

(На экран проецируется следующая запись):

Правила конспектирования литературно-критических статей:

1. Прочитайте краткие сведения об авторе статьи.

2. Вдумайтесь в её заглавие.

3. Прежде чем конспектировать какой-либо фрагмент статьи, осмыслите её структуру в целом. Если объём статьи слишком большой, в учебнике даётся её план или наиболее важные фрагменты. Внимательно прочитайте их, подумайте над прочитанным.

4. Читая первый раз фрагмент статьи, предложенный или выбранный вами для конспектирования, отметьте слова, значения которых вам недостаточно ясны; обратитесь к толковому словарю, сделайте из них соответствующие выписки.

5. После повторного чтения фрагмента составьте его план.

6. Согласно плану передайте предельно кратко содержание каждой микрочасти. У вас получился конспект.

Учитель: Первые этапы этой работы нами уже пройдены. Вспомним основные сведения об авторе статьи, которую мы сегодня анализируем.

- Николай Александрович Добролюбов. Родился в 1836 году в семье священника. Окончил Нижегородское духовное училище и семинарию, затем – историко-филологический факультет Главного педагогического института в Петербурге. Литературный критик, публицист, поэт, прозаик.

- С 1857 года работал в журнале «Современник», возглавлял критико-библиографический отдел.

- С 1859 года являлся главным автором сатирического отдела «Свисток».

- По политическим убеждениям - революционер-демократ.

- Главное занятие – литературная критика.Состоял наряду с Белинским и Чернышевским в объединении «реальной критики».

Учитель: как можете вы объяснить название добролюбовской статьи - «Луч света в тёмном царстве»?

- «Лучом света» названа Катерина, т.к. она пробудила «темное царство» (так, кстати, называлась первая статья Добролюбова, посвящённая творчеству Островского).

- Название это и лиричное, и светлое, и оптимистичное. Это – своеобразный контраст «темному царству».

- Название пьесы – «Гроза». А после грозы в природе обязательно засияет солнце. Так и в литературе.

Учитель: Вот мы и увидели самый яркий прием языка добролюбовской статьи. Как он называется?

- Это антитеза, противопоставление, контраст.

Учитель: Сочетания слов «темное царство» и «луч света в темном царстве» в нашем языке стали крылатыми выражениями, афоризмами. Они же – явная антитеза, что является отражением идейного содержания драмы. Перечитывая фрагмент статьи ещё раз, не забудем обратить внимание на другие языковые «изюминки»- авторские находки, которые так блестяще и активно использует критик. Найдем и удачные эпитеты, и сравнения…

Итак, у нас выполнено и самое сложное - составлен тезисный план. Теперь приступаем к составлению конспекта.