ТЕМА УРОКА: Россия и глобальные проблемы современного мира.

13.КРИЗИС МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ?

Вторая половина ХХ в. принесла мировому сообществу множество проблем, имеющих общепланетарное (глобальное) значение. Решить их можно лишь объединенными усилиями если не всех, то наиболее развитых стран мира. В условиях противостояния двух мировых систем в годы «холодной войны» о таком соединении усилий не могло быть и речи. В связи с этим ученые заговорили о кризисе мировой цивилизации, угрожающем самому ее существованию.

Однако с распадом мировой социалистической системы, с одной стороны, открывались возможности для глобализации мировой экономики, политики, культуры, а с другой – началась замена «биполярного» мира «однополярным». В этом крылась угроза не только унификации многообразного мирового сообщества по единому образцу, но и формирования нового клубка международных противоречий.

Выход из этой ситуации виделся ученым и политикам в органичном соединении общемировых тенденций развития со спецификой различных стран и народов, формировании многополюсной модели будущего мирового сообщества.

Только в этих условиях речь могла идти не о кризисе мировой цивилизации, а о переходном ее состоянии, за которым открывались перспективы преодоления глобальных проблем, сложившихся в ХХ в.

15.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ. ХХ век стал веком терроризма. Начавшись с проявлений индивидуального террора в самом начале века, по мере обострения социальных и национальных проблем, совершенствования орудий уничтожения он стал массовым явлением и превратился в международный инструмент борьбы с правящими режимами и корпорациями.

В послевоенные годы динамика роста террористических актов увеличивалась в геометрической прогрессии. В 1963 г. от рук террориста погиб 35-й президент США Д.Кеннеди, а в 1968 г. – его брат кандидат на пост президента США Р.Кеннеди. Дело дошло до похищения и убийства крупных политических и религиозных деятелей (в 1978 г. жертвой террористов стал бывший председатель правительства Италии Альдо Моро).

Пик роста терроризма пришелся на 90-е гг., когда террористы по всему миру захватывали самолеты и автобусы с заложниками, взрывали общественные здания (например, посольства США в Танзании и Кении в 1998 г.), вокзалы и аэропорты.

Однако именно Россия стала первой страной, столкнувшейся с угрозой международного терроризма. Серия террористических актов потрясла в 1995 – 2000 гг. Российскую Федерацию. Террористами были взорваны жилые дома, поезда метро и автобусы, а в Буденновске летом 1995 г. было захвачено рекордное для всего мира число заложников (около 2 тыс.).

Особую угрозу создавал возможный захват международными террористами ядерного или химического оружия.

Для борьбы с этой новой угрозой Президент России В. В. Путин в 2000 г. предложил создать Международный центр борьбы с терроризмом. Однако тогда западные страны не поддержали Россию.

События в Чечне, с которыми Путин связывал вопрос о терроризме, по мнению многих западных политиков, не имели никакого отношения к терроризму.

 

Перелом в отношениях мировых политиков к борьбе с терроризмом произошел после событий 11 сентября 2001 г.

В этот день группы экстремистов, захватив несколько крупных рейсовых самолетов с сотнями пассажиров на борту, направили их на объекты в Нью-Йорке и Вашингтоне. В результате были полностью разрушены строения Международного торгового центра на Манхэттене и значительная часть Пентагона. Крупнейший акт международного терроризма подтолкнул ведущие мировые державы к объединению усилий в борьбе с этой планетарной угрозой.

 

 

16.ВОЕННАЯ УГРОЗА. С изобретением ядерного, а затем и термоядерного оружия и ракетных средств его доставки мир на планете стал хрупким. К началу 90-х гг. в мире имелось 50-60 тыс. ядерных боеголовок, из которых 95% принадлежали США и СССР.

Несмотря на сокращение ядерных потенциалов двух стран, их арсеналы по-прежнему неимоверно велики. Они достаточны, чтобы все живое на планете погибло несколько раз, и исчезли даже примитивные формы жизни. Несмотря на начавшееся в конце 80-х гг. ядерное разоружение и изменение самого климата международных отношений, атомная угроза не только не ушла в прошлое, но и приобрела новые параметры.

Вместо пяти ядерных держав (США, России, Англии, Франции и Китая) ядерное оружие и ракетные средства его доставки могли теперь производить почти два десятка стран, включая такие страны, как Израиль, Иран, Ирак, Ливия, КНДР, Пакистан, Индия и ряд других. Создалась реальная угроза расползания ядерного оружия по миру и его несанкционированного применения.

 

Кроме ядерного, в мире накоплено огромное количество химического оружия, названного «ядерным оружием для бедных» из-за простоты и дешевизны его производства. Его создание уже сегодня возможно в десятках стран.

Трагедии на Чернобыльской АЭС (СССР), химическом комбинате в Бхопале (Индия) показали всему миру, насколько опасны современные техногенные катастрофы не только на ядерных объектах, но и на любых современных предприятиях.

Немалую угрозу несут и накопленные в огромном количестве обычные средства вооружения.

Как показал опыт 90-х гг., взрывы на армейских складах оружия и боеприпасов могут на десятки лет вывести из оборота большие земельные массивы, нанести непоправимый урон здоровью сотен и тысяч людей.

Такая опасность многократно возрастает в тех странах, которые, обладая колоссальными арсеналами оружия, не могут обеспечить политическую и социальную стабильность в обществе. Эта угроза, к сожалению, сохраняется и для России.

17.ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. В третье тысячелетие мир вступил с населением около 5,5 млрд. человек, причем в большинстве регионов темпы роста населения продолжают расти. Если в 1950 г. из 12 наиболее населенных стран мира 5 были наиболее передовыми (США, Англия, ФРГ, Франция и Италия), то уже к 1955 г. их осталось, лишь две – США и ФРГ. По прогнозам специалистов, в 2050 г. картина радикально изменится. 12 наиболее населенными странами мира станут: Индия (1231 млн. человек), Китай (1198 млн.), Пакистан (306 млн.), Нигерия (279 млн.), США (272 млн.), Индонезия (251 млн.), Бразилия (188 млн.), Бангладеш (178 млн.), Эфиопия (176 млн.), Заир (146 млн.), Иран (143 млн.), Мексика (127 млн.). Даже на Филиппинах к этому времени жителей станет больше, чем в любой европейской стране, включая Россию. В самой же России сокращение населения приведет к уменьшению его численности до 100 млн. человек. Ожидается старение населения Европы, где к этому же времени на каждого ребенка до семи лет будет приходиться по четыре человека старше 65 лет.

При таком стремительном росте населения на Востоке и Юге планеты обострится проблема энергетических и биологических ресурсов человечества. К концу ХХ в. доля возобновляемой энергии составляла лишь 10 % общей энергии, производимой в мире. А это значит, что даже при сохранении современных энергозатрат (они неуклонно растут) человек должен либо уменьшить свои потребности в 10 раз, либо в 10 раз должно сократиться население планеты, либо срочно найти новые источники энергии.

Прогнозируется и изменение этнонационального состава населения ведущих стран. Уже сейчас выходцы из бедных стран Азии и Африки составляют во Франции 3 млн. человек, в Германии и Англии по 2 миллиона. В США, где в 1960 г. белых было 90%, в 2000 г. их осталось уже лишь 75%. К 2050 г., по прогнозам специалистов, США перестанут быть страной западного типа и в этническом, и в культурном отношении.

Подобные изменения могут привести не только к обострению уже существующего противостояния между мощным и богатым Севером с одной стороны, и нищим многолюдным Югом – с другой, но и к расовым войнам в самих странах Севера.

Некоторым социологам в связи с этим уже видится гибель в результате этих катаклизмом западной цивилизации, вместо которой возникнет нечто совершенно новое и пока неведомое.

Для многонациональной России, стремительно теряющей население и экономические позиции, подобная угроза также не представляется невозможной. События в Чечне последних лет – яркое тому подтверждение.

18.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Уже в середине ХХ в. производственная деятельность человека впервые создала реальную угрозу его дальнейшему существованию как биологическому виду. Только за 10 лет (1950 – 1960) объемы производства товаров и услуг в ведущих странах Европы и в США выросли в 30 раз. Возникла нехватка минеральных ресурсов. Для того чтобы обеспечить всему населению Земли уровень жизни, адекватный американскому в 1980 г., человечеству необходимо в 250 раз больше олова, в 200 раз – свинца, в 100 раз – меди, в 75 раз – железа, чем производят все страны мира сейчас. Такими возможностями мир не обладает.

В последнюю четверть ХХ в. в мире начались процессы стремительного потепления климата. Главной причиной тому стало усиление выбросов в атмосферу углекислого газа, вызванное возросшим потреблением органического топлива, при одновременном сокращении площади лесных массивов, являющихся «легкими» Земли. Наряду с загрязнением воды, почвы, воздуха отходами производственной деятельности это создает реальную угрозу не только здоровью людей, но и в перспективе самому их выживанию.

Сам научно-технический прогресс также привел к ухудшению экологической ситуации. Мощное электромагнитное излучение передающих теле- и радиостанций приводит к возникновению новых проблем со здоровьем людей. Генная инженерия, влияние человека на геном живых организмов уже привели к появлению новых заболеваний, последствия которых для организма человека до сих пор окончательно не выяснены. Человечество так и не сумело найти эффективных способов лечения сердечнососудистых и онкологических заболеваний, СПИДа. Одной из глобальных угроз жизни человека остаются наркомания и алкоголизм.

Экологические проблемы в России в полной мере отражают эти общемировые тенденции. Численность наркоманов в стране только за последние 10 лет выросла почти в 20 раз и продолжает увеличиваться. Причем абсолютное большинство страдающих ею составляет молодежь в возрасте до 20 лет.

СТАНОВЛЕНИЕ НООСФЕРЫ.

Наш великий соотечественник академик В. И. Вернадский еще в годы Второй мировой войны предсказал возрастающее влияние человека на преобразование биосферы, трансформирующейся в результате этого в ноосферу – сферу разума человека. Действительно, усложнившиеся к концу ХХ в. экономические отношения, экологические и социально-политические связи, нарастание скорости общественных перемен делают невозможной любую профессиональную деятельность человека без современного научного знания и новых технологий.

Наука впервые превратилась в ведущих мировых странах в главную производительную силу.

В условиях раскрепощения человека и утверждения его нового положения в мире особое значение приобретает культура.

Это особенно наглядно наблюдается в тех странах, где население, достигнув высокого уровня материальной повседневной жизни, обратилось к непреходящим духовным ценностям. Развитые средства коммуникации позволяют добиваться этого во все возрастающих масштабах.

Образованиев новых условиях приобретает приоритетное место. Оно становится в ведущих странах непрерывным, нацеленным не на усреднение личностей, а на раскрытие их творческих задатков и индивидуальности. Центральное место в системе образования начинают занимать не столько сами знания (что становится невозможным в условиях информационной революции), сколько овладение методами и технологиями их усвоения.

Постепенно утверждаются и новые нормы этики,подчеркивающие уважение к самостоятельности выбора личности, но одновременно формирующие у нее такое, же отношение к интересам других граждан.

Наконец, устраняется приоритетное в прежние годы положение идеологических концепций, утверждаемых правящими кругами того или иного общества. Человек вправе самостоятельно выбирать систему взглядов и идеалов.

В конечном счете именно от успеха формирования ноосферы зависит будущее человечества ХХI в.

 

 

Интеграционные процессы.

Важной чертой международной жизни в начале 21 века стали интеграционные процессы. Наиболее успешно они протекают в ЕВРОПЕ.

В 1949 г. был создан СОВЕТ ЕВРОПЫ с целью сближения западноевропейских стран.

В1951 г. – ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ, цель –восстановление ЕВРОПЫ ( БЕЛЬГИЯ, ИТАЛИЯ, ЛЮКСЕМБУРГ, НИДЕРЛАНДЫ,ФРГ).

В 1992 г. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО превратилось в ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, интеграция затронула не только экономические, но и политические аспекты.

Были сформированы обладающие значительным влиянием общеевропейские органы:

- ПАРЛАМЕНТ ЕВРОСОЮЗА, заседает в СТРАСБУРГЕ, члены которого избираются в странах – участницах путем прямых выборов.

Количество парламентариев от каждой страны пропорционально численности ее населения.

Европарламент получил значительные наднациональные полномочия.

- ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, находится в СТРАСБУРГЕ, государства – ответчики обязаны выполнять решения этого суда.

- ЕВРО – единая валюта в государствах ЕВРОСОЮЗА.

- Право свободного передвижения и выбора занятий в рамках объединенной ЕВРОПЫ получили граждане стран ЕВРОСОЮЗА.

Интеграция характерна и для других регионов мира. Свои экономические и политические усилия координируют страны СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ, АЗИАТСКО – ТИХООКЕАНСКОГО региона, ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ, АРАБСКОГО мира.

В СНГ эти процессы шли медленно. Политического и экономического сближения государств, входящих в СОДРУЖЕСТВО, не произошло. Только РОССИЯ и БЕЛОРУССИЯ создали СОЮЗ и разрабатывают планы более тесного экономического и политического объединения.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

 

1. Распад СССР. Причины распада.

2. Постсоветское пространство. Страны СНГ.

3. Политическое развитие России в 90 – е г. г.

4. Президентская власть.

5. Развитие парламентаризма.

6. Судебная власть.

7. Местное самоуправление.

8. Экономика в России в 90 – е г.г.

9. Реформы переходного периода в промышленности и в сельском хозяйстве.

10. Роль государства в развитии экономики в переходный период..

11. Изменения в социальной сфере.

12. Демографическая ситуация в России.

13. Кризис мировой цивилизации.

14. Глобальные проблемы современности.

15. Мировой терроризм.

16. Военная угроза.

17. Демографические и этнонациональные проблемы.

18. Экологические проблемы

19. Внешняя политика России в 2000 – 2011г.г.

20. Россия в современной геополитической карте мира.

21. Россия и СНГ.

22. Россия и Запад.

23. Россия и мусульманский мир.

24. Культура России на рубеже веков.

 

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1. Зуев, М.Н. История России [Текст]: Учебное пособие / М.Н. Зуев. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 656 с.

2. Артемов, В.В., Лубченков, Ю.М. История. Ч.2 [Текст]: Учебник для начального и среднего профессионального образования / В.В. Артемов, Ю.М. Лубченков – М.: Академия, 2011. – 304 с.

 

Дополнительные источники:

1. История России с древнейших времен до начала XXI века [Текст]: учебное пособие / под редакцией А.Н. Сахарова - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 1263 с.

 

Интернет-ресурсы:

- http://www.libsib.ru/geopolitika/geopolitika-v-sovremennom-mire/vse-stranitsi (Сайт литературы для студентов, содержащий статья и методические рекомендации по различным учебным дисциплинам)