Во втором вопросе «Человек как «социальное животное». Биосоциальный вид. Социальное поведение у животных и человека» рассматриваются следующие аспекты.
В первом вопросе «Человек как биологический вид. Эволюция вида. История развития экологических связей человека с точки зрения эволюционистов: от древних гоминид до человека разумного» необходимо остановиться на следующих моментах.
Раздел I. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
Тема 2: «Человечество в экосистеме Земли». Занятие первое (рассчитано на 90 минут; 14.09.09, 26с)
Вопросы семинара:
1. Человек как биологический вид. Эволюция вида. История развития экологических связей человека с точки зрения эволюционистов: от древних гоминид до человека разумного.
2. Человек как «социальное животное». Биосоциальный вид. Социальное поведение у животных и человека.
3. Биологически обоснованные потребности человека. Биоэтика.
Темы докладов:
· Основные теории происхождения человека.
· Новые разделы экологии (медицинская экология, биотехнология, радиоэкология, аудиоэкология, бионика, видеоэкология)
· Ландшафт и этнос: физический и духовный ландшафт.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Вегетарианство как нравственная ценность.
Литература:
1. Марков Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.
2. Маркович Данило Ж.. Социальная экология.- М.: Изд. РУДН, 1997.
3. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - М.: Мир, 1993
4. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.Н.. Экология. - М.: МАИЭ, 2000.
5. Одум Ю.. Экология. - М.: Мир, 1986
6. Прохоров Б.Б. Социальная экология. - М.; Academia, 2005.
7. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. - М.: Россия молодая, 1994.
8. Ситаров В.А. Пустовойтов В.В. Социальная экология. Учебное пособие. –М.:2000.
9. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.- М.: Юрайт, 2001.
10. Шилов И.А.Экология. - М.: Высшая школа, 1998.
Содержание семинара:
Организационный момент - 5 минут
Обсуждение вопросов семинара - 40 минут
Доклады - 20 минут
Дискуссия – 15 минут
Подведение итогов - 10 минут
Организационный момент (5 мин.): проверка отсутствующих; освещение темы и целей семинара, определение его роли и места в курсе «Социальная экология» (вторая тема первого раздела дисциплины: «Объект, предмет и задачи социальной экологии»); а также осветил план работы на семинаре.
Обсуждение вопросов семинара (40 мин).
Новейшие исследования антропологов позволяют оценить возраст наиболее древнего представителя человеческого рода (Homo habilis - человек умелый) в 2 млн лет. Примерно 200 тыс. лет назад сформировался вид Homo sapiens. Около 10-15 тыс. лет назад человечество расселилось по всему ареалу своего современного обитания. Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциальное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию. Выйдя из животного царства, Человек и поныне остается одним из его членов. Согласно сложившимся в науке представлениям современный человек произошел от обезьяноподобного предка - дриопитека, представителя ветви гоминид, отделившихся примерно 20-25 млн лет назад от высших узконосых обезьян. Причиной отхода предков человека от генеральной линии эволюции, предопределивших невиданный скачок в совершенствовании его физической организации и расширении возможностей функционирования, стали изменения условий существования, произошедшие вследствие развития естественных природных процессов. Общее похолодание, вызвавшее сокращение ареалов лесов - естественных экологических ниш, населяемых предками человека, поставили его перед необходимостью приспособиться к новым, крайне неблагоприятным обстоятельствам жизни. Важнейшим фактором, обусловившим выживание и последующее прогрессивное развитие человека, стала его способность создавать жизнеспособные, предельно функциональные социальные общности. Постепенно, по мере освоения человеком умений создания и использования орудий, создания им развитой материальной культуры, и, что самое главное, развития интеллекта, он фактически перешел от пассивного приспособления к условиям существования к активному и сознательному их преобразованию. Таким образом, происхождение и эволюция человека не только зависели от эволюции живой природы, но и в значительной степени предопределили серьезные экологические изменения на Земле.
В результате выступлений и обсуждения вопроса должны быть даны определения следующим понятиям:
Гоминиды - род Homo из отряда приматов, включающий как ископаемых предков человека - Человека умелого и Человека прямостоящего, так и современных людей.
Гоминоиды - человекообразные существа из семейства приматов. К их числу относятся австралопитеки.
Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденных и приобретенных качеств, носитель индивидуального своеобразия черт.
Неолит (новокаменный век) - эпоха в истории развития человеческой культуры, следующая за палеолитом и предшествовавшая бронзовому веку. Характеризуется изготовлением орудий из шлифованного камня, керамической посуды, приручением животных и началом земледелия - переходом от присваивающей к производящей форме хозяйствования.
Палеолит (древний каменный век) - эпоха в развитии человека, характеризующаяся изготовлением орудий из камня с грубой отделкой. Соответствует времени от начала четвертичного периода до конца последнего оледенения. Различают ранний п. и поздний п.
Человек прямостоящий (Homo erectus) - вид, образовавший около 1 млн лет назад следующую, после Человека умелого, ступень эволюции биологического рода Человек (Homo).
Человек разумный (Homo sapiens; H. sapiens sapiens) - вид (подвид), стоящий на высшей ступени эволюции биологического рода Человек; к нему относятся все современные люди.
Человек умелый (Homo habilis) - вид, с которым связывают формирование биологического рода Человек. Его остатки обнаружены в Африке и имеют возраст около 3 млн лет.
Неолит (новокаменный век) - эпоха в истории развития человеческой культуры, следующая за палеолитом и предшествовавшая бронзовому веку. Характеризуется изготовлением орудий из шлифованного камня, керамической посуды, приручением животных и началом земледелия - переходом от присваивающей к производящей форме хозяйствования.
Палеолит (древний каменный век) - эпоха в развитии человека, характеризующаяся изготовлением орудий из камня с грубой отделкой. Соответствует времени от начала четвертичного периода до конца последнего оледенения.
По окончании обсуждения вопроса и определения ключевых понятий выступление с докладом на тему «Основные теории происхождения человека». Рассмотреть дополнительно к эволюционной теории креационизма, космизма и т.д
Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциальное существо, тесно связанное с окружающей средой. Окружающая среда - среда обитания и производственной деятельности человека, включающая абиотические, биотические и социально-экономические факторы. Складывается из природной среды и социосферы. Отличительная черта человека – создание искусственной среды.
Понятие «естественная среда» имеет для человека совсем иной смысл, чем для животных. Животные, растения живут непосредственно в природе, слиты с ней, подчиняются ее законам; для человека под естественной средой обитания понимается комплекс условий, как естественных, так и искусственных, созданных самим человеком.
При выборе индивидом какого-либо варианта поведения на него оказывают влияние следующие элементы среды:
-культура (усвоенные человеком моральные установки, нормы, ценности, а также нормы и ценности, доминирующие в его микросоциуме);
- стрессовые факторы и другие источники напряженности;
- физические и социальные условия, необходимые индивиду для нормальной жизнедеятельности.
Тем не менее в поведении человека в естественной среде можно выделить два взаимосвязанных аспекта - пространственный и временной. Что касается первого аспекта, т. е. пространственного, то давно известно, что поведение человека приобретает свою специфику в зависимости от места, где он находится или постоянно проживает; кроме того, на поведение человека влияет статус и социальная роль, которую он играет, согласно ситуации. Каждый индивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время.
Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими.
Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью.
В-третьих, поведение человека во многом определяется той группой, в рамках которой протекает его жизнь. Особое влияние на поведение человека оказывает референтная группа, т. е. группа, на мнение и оценки которой ориентируется конкретный человек.
В-четвертых, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй - с состоянием человека как личности.
Важнейшими характеристиками человека в антропоэкологических и социально-экологических исследованиях выступают
Потребности, рассматриваемые как нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности и развития человека. В зависимости от конкретных задач изучения потребности могут быть классифицированы по различным основаниям, например, по субъекту потребностей, по их функциональности и др. Потребности человека образуют своеобразную иерархию, в основании которой находятся биологические потребности, свойственные и человеку и животным, а последующие уровни представлены присущими исключительно человеку социальными и духовными потребностями.
Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со средой выступает адаптивность, определяемая как способность к активному приспособлению к окружающей среде и ее изменениям. Адаптивность человека проявляется в присущих ему адаптивных способностях и адаптивных признаках. Своим образованием она обязана таким человеческим качествам, как изменчивость и наследственность.
Понятие механизмы адаптации отражает представления о способах приспособления человека и общества к изменениям, происходящим в окружающей среде. Все множество таких механизмов может быть условно подразделено на две большие группы: биологических и внебиологических механизмов. К первой можно отнести механизмы морфологической, физиологической, иммунологической, генетической и поведенческой адаптации, ко второй - социальное поведение и механизмы культурной адаптации. Менее определенное, промежуточное по отношению к двум названным группам место занимают механизмы репродуктивного поведения и психологической адаптации, объединяющие в себе черты как биологических, так и внебиологических механизмов адаптации.
После обсуждения вопроса выступление с докладом по теме «Ландшафт и этнос: физический и духовный ландшафт». В обсуждении доклада обратить внимание на ряд теорий: «энвайроментализм» (первостепенное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражители. Раздражителями могут выступать рельеф местности, растительность, климат, почва и т.д.); концепция географического детерминизма ( человек - продукт земной поверхности - четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей); поссибилизм ( человек является активным элементом, а окружающая среда представляет собой арену для его деятельности, доминирует не жесткая необходимость, а совокупность возможностей, которые человек выбирает и реализует.
Третий вопрос «Биологически обоснованные потребности человека. Биоэтика».
Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения.
Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:
- по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные;
- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;
-по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
- по степени конкретизации: общие и конкретные;
- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные;
- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
-по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
- по степени активности: активные и пассивные;
- по степени рациональности: рациональные и иррациональные («псевдопотребности»);
- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
- по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные.
В содержательном плане выделяют:
- биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сексуальном партнере и многие другие;
- эколого-поведенческие (психологические): потребность в доминировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.;
- этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.;
- социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп;
-трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в деятельности и др.;
- познавательные: потребность в познании, образовании;
- экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами;
-другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.).
А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил потребности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А.Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению.
К.Альдерфер согласен с А.Маслоу, что индивидуальные потребности можно разместить в виде иерархии. Но она у него имеет три ступени:
1) существования - факторы, удовлетворяющие потребность существовать (еда, воздух, вода, заработная плата, условия работы);
2) родственности - потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями (дружба, общение, любовь);
3) развития - потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным ростом индивида.
В связи с рассматриваемым предметом особо хотелось бы выделить экологические потребности, именно они обусловливают и определяют экологическое поведение человека. Прежде всего необходимо заметить, что их нельзя выделить в какую-то особую группу, поскольку они характеризуют не только и не столько особое содержание, сколько качественную характеристику имеющихся многообразных потребностей. Например, возьмем биологические потребности в пище, воде, воздухе. Эти биологические потребности могут иметь и совершенно разную качественную экологическую окраску. Например, потребности в чистой воде, чистом воздухе, качественной пище, в чистоте отношений людей, в чистоте самой природы, отсюда и производные от них потребности: потребность сделать воздух, пищу, воду, отношения чистыми, что и обусловливает соответствующее поведение в среде обитания, в своей жизненной среде, которая включает мир природы, мир людей, мир идей и многое другое. В соответствии со сказанным актуальную значимость приобретает проблема воспитания экологических потребностей человека.
Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа-общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сферу морали. При таком подходе природа в новой системе моральных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа. Встает также вопрос о нравственном отношении человека к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной регуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т.д.).
В широком и строгом смысле слова «этика» - это философская и научная дисциплина, изучающая явления морали и нравственности: морали как совокупности норм - запретов, требований, предписаний, идеалов - принятых в данном обществе и закрепленных в его культуре; нравственности как поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам. По определению предметом биологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений человек-общество-природа.
Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.).
Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.
Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача - искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.
Четвертый тип - отношение эстетическое.
Однако первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.
Доклад «Новые разделы экологии» - рассмотреть новые разделы экологической науки: медицинская экология, биотехнология, радиоэкология, аудиоэкология, бионика, видеоэкология
Дискуссия по вопросу «Вегетарианство как нравственная ценность» (15 мин). Задание было получено предварительно. Студентам необходимо было ответить на вопросы: что такое вегетарианство; проследить историю развитие данного явления в обществе; рассмотреть виды и формы в современном обществе. Аргументировано высказать свое мнение о данном явлении. Дискуссия способствовала реализации поставленных целей семинара.