Во втором вопросе «Человек как «социальное животное». Биосоциальный вид. Социальное поведение у животных и человека» рассматриваются следующие аспекты.

В первом вопросе «Человек как биологический вид. Эволюция вида. История развития экологических связей человека с точки зрения эволюционистов: от древних гоминид до человека разумного» необходимо остановиться на следующих моментах.

Раздел I. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Тема 2: «Человечество в экосистеме Земли». Занятие первое (рассчитано на 90 минут; 14.09.09, 26с)

Вопросы семинара:

1. Человек как биологический вид. Эволюция вида. История развития экологических связей человека с точки зрения эволюционистов: от древних гоминид до человека разумного.

2. Человек как «социальное животное». Биосоциальный вид. Социальное поведение у животных и человека.

3. Биологически обоснованные потребности человека. Биоэтика.

Темы докладов:

· Основные теории происхождения человека.

· Новые разделы экологии (медицинская экология, биотехнология, радиоэкология, аудиоэкология, бионика, видеоэкология)

· Ландшафт и этнос: физический и духовный ландшафт.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Вегетарианство как нравственная ценность.

Литература:

1. Марков Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.

2. Маркович Данило Ж.. Социальная экология.- М.: Изд. РУДН, 1997.

3. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - М.: Мир, 1993

4. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.Н.. Экология. - М.: МАИЭ, 2000.

5. Одум Ю.. Экология. - М.: Мир, 1986

6. Прохоров Б.Б. Социальная экология. - М.; Academia, 2005.

7. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. - М.: Россия молодая, 1994.

8. Ситаров В.А. Пустовойтов В.В. Социальная экология. Учебное пособие. –М.:2000.

9. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.- М.: Юрайт, 2001.

10. Шилов И.А.Экология. - М.: Высшая школа, 1998.

 

Содержание семинара:

Организационный момент - 5 минут

Обсуждение вопросов семинара - 40 минут

Доклады - 20 минут

Дискуссия – 15 минут

Подведение итогов - 10 минут

 

Организационный момент (5 мин.): проверка отсутствующих; освещение темы и целей семинара, определение его роли и места в курсе «Социальная экология» (вторая тема первого раздела дисциплины: «Объект, предмет и задачи социальной экологии»); а также осветил план работы на семинаре.

Обсуждение вопросов семинара (40 мин).

Новейшие исследования антропологов позволяют оценить воз­раст наиболее древнего представителя человеческого рода (Homo habilis - человек умелый) в 2 млн лет. Примерно 200 тыс. лет назад сформировался вид Homo sapiens. Около 10-15 тыс. лет назад че­ловечество расселилось по всему ареалу своего современного обитания. Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциаль­ное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию. Выйдя из животного царства, Человек и поныне остается одним из его членов. Согласно сложившимся в науке представлениям современный человек произошел от обезьяноподобного предка - дриопитека, представителя ветви гоминид, отделившихся примерно 20-25 млн лет назад от высших узконосых обезьян. Причиной отхода пред­ков человека от генеральной линии эволюции, предопределивших невиданный скачок в совершенствовании его физической органи­зации и расширении возможностей функционирования, стали из­менения условий существования, произошедшие вследствие раз­вития естественных природных процессов. Общее похолодание, вызвавшее сокращение ареалов лесов - естественных экологиче­ских ниш, населяемых предками человека, поставили его перед не­обходимостью приспособиться к новым, крайне неблагоприятным обстоятельствам жизни. Важнейшим фактором, обусловившим выживание и последующее прогрессивное развитие человека, стала его способность созда­вать жизнеспособные, предельно функциональные социальные общности. Постепенно, по мере освоения человеком умений соз­дания и использования орудий, создания им развитой материаль­ной культуры, и, что самое главное, развития интеллекта, он фак­тически перешел от пассивного приспособления к условиям суще­ствования к активному и сознательному их преобразованию. Та­ким образом, происхождение и эволюция человека не только за­висели от эволюции живой природы, но и в значительной степени предопределили серьезные экологические изменения на Земле.

В результате выступлений и обсуждения вопроса должны быть даны определения следующим понятиям:

Гоминиды - род Homo из отряда приматов, включающий как ископаемых предков человека - Человека умелого и Человека прямостоящего, так и современных людей.

Гоминоиды - человекообразные существа из семейства прима­тов. К их числу относятся австралопитеки.

Индивид - человек как единичное природное существо, пред­ставитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онто­генетического развития, единства врожденных и приобретенных качеств, носитель индивидуального своеобразия черт.

Неолит (новокаменный век) - эпоха в истории развития челове­ческой культуры, следующая за палеолитом и предшествовавшая бронзовому веку. Характеризуется изготовлением орудий из шли­фованного камня, керамической посуды, приручением животных и началом земледелия - переходом от присваивающей к произво­дящей форме хозяйствования.

Палеолит (древний каменный век) - эпоха в развитии человека, характеризующаяся изготовлением орудий из камня с грубой отдел­кой. Соответствует времени от начала четвертичного периода до конца последнего оледенения. Различают ранний п. и поздний п.

Человек прямостоящий (Homo erectus) - вид, образовавший около 1 млн лет назад следующую, после Человека умелого, сту­пень эволюции биологического рода Человек (Homo).

Человек разумный (Homo sapiens; H. sapiens sapiens) - вид (подвид), стоящий на высшей ступени эволюции биологического рода Человек; к нему относятся все современные люди.

Человек умелый (Homo habilis) - вид, с которым связывают фор­мирование биологического рода Человек. Его остатки обнаружены в Африке и имеют возраст около 3 млн лет.

Неолит (новокаменный век) - эпоха в истории развития челове­ческой культуры, следующая за палеолитом и предшествовавшая бронзовому веку. Характеризуется изготовлением орудий из шли­фованного камня, керамической посуды, приручением животных и началом земледелия - переходом от присваивающей к произво­дящей форме хозяйствования.

Палеолит (древний каменный век) - эпоха в развитии человека, характеризующаяся изготовлением орудий из камня с грубой отдел­кой. Соответствует времени от начала четвертичного периода до конца последнего оледенения.

По окончании обсуждения вопроса и определения ключевых понятий выступление с докладом на тему «Основные теории происхождения человека». Рассмотреть дополнительно к эволюционной теории креационизма, космизма и т.д

Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциаль­ное существо, тесно связанное с окружающей средой. Окружающая среда - среда обитания и производственной дея­тельности человека, включающая абиотические, биотические и социально-экономические факторы. Складывается из природной среды и социосферы. Отличительная черта человека – создание искусственной среды.

Понятие «естествен­ная среда» имеет для человека совсем иной смысл, чем для живот­ных. Животные, растения живут непосредственно в природе, слиты с ней, подчиняются ее законам; для человека под естественной средой обитания понимается комплекс условий, как естественных, так и искусственных, создан­ных самим человеком.

При выборе индивидом какого-либо варианта поведения на него оказывают влияние следующие элементы среды:

-культура (усвоенные человеком моральные установки, нор­мы, ценности, а также нормы и ценности, доминирующие в его микросоциуме);

- стрессовые факторы и другие источники напряженности;

- физические и социальные условия, необходимые индивиду для нормальной жизнедеятельности.

Тем не менее в поведении человека в естественной сре­де можно выделить два взаимосвязанных аспекта - прост­ранственный и временной. Что касается первого аспекта, т. е. пространственного, то дав­но известно, что поведение человека приобретает свою специфику в зависимости от места, где он находится или постоянно прожи­вает; кроме того, на поведение человека влияет статус и социальная роль, которую он играет, согласно ситуации. Каждый ин­дивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время.

Человек живет не толь­ко в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими.

Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью.

В-третьих, поведение человека во многом определяется той груп­пой, в рамках которой протекает его жизнь. Особое влияние на поведение человека оказывает референтная группа, т. е. группа, на мнение и оценки которой ориен­тируется конкретный человек.

В-четвертых, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй - с состоянием человека как лич­ности.

Важнейшими характеристиками человека в антропоэкологических и социально-экологических исследованиях выступают

Потреб­ности, рассматриваемые как нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности и развития человека. В зависимости от конкретных задач изучения потребности могут быть классифицированы по различным основаниям, например, по субъекту потребностей, по их функциональности и др. Потребно­сти человека образуют своеобразную иерархию, в основании ко­торой находятся биологические потребности, свойственные и че­ловеку и животным, а последующие уровни представлены прису­щими исключительно человеку социальными и духовными потреб­ностями.

Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со сре­дой выступает адаптивность, определяемая как способность к активному приспособлению к окружающей среде и ее изменениям. Адаптивность человека проявляется в присущих ему адаптивных способностях и адаптивных признаках. Своим образованием она обязана таким человеческим качествам, как изменчивость и наследственность.

Понятие механизмы адаптации отражает представления о спо­собах приспособления человека и общества к изменениям, проис­ходящим в окружающей среде. Все множество таких механизмов может быть условно подразделено на две большие группы: биоло­гических и внебиологических механизмов. К первой можно отнести механизмы морфоло­гической, физиологической, иммунологической, генетической и поведенческой адаптации, ко второй - социальное поведение и механизмы культурной адаптации. Менее определенное, проме­жуточное по отношению к двум названным группам место зани­мают механизмы репродуктивного поведения и психологической адаптации, объединяющие в себе черты как биологических, так и внебиологических механизмов адаптации.

После обсуждения вопроса выступление с докладом по теме «Ландшафт и этнос: физический и духовный ландшафт». В обсуждении доклада обратить внимание на ряд теорий: «энвайроментализм» (первостепен­ное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентиру­ет условия жизни людей. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражите­ли. Раздражителями могут выступать рельеф местности, расти­тельность, климат, почва и т.д.); концепция географического детерминизма ( чело­век - продукт земной поверхности - четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей); поссибилизм ( человек является активным элементом, а окружающая среда пред­ставляет собой арену для его деятельности, до­минирует не жесткая необходимость, а совокупность возможно­стей, которые человек выбирает и реализует.

Третий вопрос «Биологически обоснованные потребности человека. Биоэтика».

Активность как центральная составляющая поведения челове­ка не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована опре­деленными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окру­жающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения моти­вов - непосредственных побудителей поведения.

Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:

- по характеру и природе возникновения: естественные, соци­альные, интеллектуальные;

- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;

-по экономической количественной определенности: абсо­лютные, действительные и платежеспособные;

- по степени конкретизации: общие и конкретные;

- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетво­ренные;

- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;

-по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;

- по степени активности: активные и пассивные;

- по степени рациональности: рациональные и иррациональ­ные («псевдопотребности»);

- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;

- по степени перспективности: социально перспективные и бес­перспективные.

В содержательном плане выделяют:

- биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сек­суальном партнере и многие другие;

- эколого-поведенческие (психологические): потребность в до­минировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.;

- этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.;

- социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп;

-трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в дея­тельности и др.;

- познавательные: потребность в познании, образовании;

- экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами;

-другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.).

А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил по­требности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А.Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению.

К.Альдерфер согласен с А.Маслоу, что индивидуальные по­требности можно разместить в виде иерархии. Но она у него име­ет три ступени:

1) существования - факторы, удовлетворяющие потребность су­ществовать (еда, воздух, вода, заработная плата, условия работы);

2) родственности - потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями (дружба, об­щение, любовь);

3) развития - потребности, удовлетворяемые личным творче­ским или производственным ростом индивида.

 

В связи с рассматриваемым предметом особо хотелось бы выде­лить экологические потребности, именно они обусловливают и опре­деляют экологическое поведение человека. Прежде всего необходимо заметить, что их нельзя выделить в какую-то особую группу, по­скольку они характеризуют не только и не столько особое содержа­ние, сколько качественную характеристику имеющихся многооб­разных потребностей. Например, возьмем биологические потреб­ности в пище, воде, воздухе. Эти биологические потребности могут иметь и совершенно разную качественную экологическую окраску. Например, потребности в чистой воде, чистом воздухе, качест­венной пище, в чистоте отношений людей, в чистоте самой природы, отсюда и производные от них потребности: потребность сделать воз­дух, пищу, воду, отношения чистыми, что и обусловливает соответ­ствующее поведение в среде обитания, в своей жизненной среде, ко­торая включает мир природы, мир людей, мир идей и многое другое. В соответствии со сказанным актуальную значимость приобре­тает проблема воспитания экологических потребностей человека.

Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа-общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сфе­ру морали. При таком подходе природа в новой системе мораль­ных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа. Встает также вопрос о нравственном отношении чело­века к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной ре­гуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т.д.).

В широком и строгом смысле слова «этика» - это философская и научная дисциплина, изучающая явления морали и нравствен­ности: морали как совокупности норм - запретов, требований, предписаний, идеалов - принятых в данном обществе и закреп­ленных в его культуре; нравственности как поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам. По определению предметом биологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нрав­ственность поведения в области отношений человек-общество-природа.

Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встреча­ется достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство жи­вотных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.).

Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.

Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача - искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип - отношение эстетическое.

Однако первый и второй типы отноше­ний недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориен­тации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом слу­чае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникаль­ности, единственности и неповторимости.

 

Доклад «Новые разделы экологии» - рассмотреть новые разделы экологической науки: медицинская экология, биотехнология, радиоэкология, аудиоэкология, бионика, видеоэкология

Дискуссия по вопросу «Вегетарианство как нравственная ценность» (15 мин). Задание было получено предварительно. Студентам необходимо было ответить на вопросы: что такое вегетарианство; проследить историю развитие данного явления в обществе; рассмотреть виды и формы в современном обществе. Аргументировано высказать свое мнение о данном явлении. Дискуссия способствовала реализации поставленных целей семинара.