В конце семинарского занятия (5 мин): подведение общего итога, выставление оценок, комментирование плана следующего семинарского занятия.

Диагностика интенсивности субъективного отношения к природе – тест «Натурафил» (15 минут). Способствовует целям занятия, а также тесно связан с дисциплиной «Методика социологического исследования».

Во втором вопросе «Первобытные формы субъективного отношения к природе» рассматриваются следующие формы субъективного отношения к природе: фетишизм, тотемизм, анимизм, антропоморфизм.

Анимизм - это система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у природных объектов души, способной дей­ствовать активно и самостоятельно. Это наиболее древняя форма субъективации природы. Согласно анимистическим представле­ниям духи живут во всех природных объектах и явлениях, именно они могут вызывать разные природные явления, милуя или нака­зывая человека в зависимости от его поведения в природе.

Антропоморфизм - система представлений о мире, в основе которой лежит наделение объектов и явлений природы челове­ческими свойствами, уподобление человеку. В силу такого пред­ставления объектам приписываются чувства, мысли, действия, подобные человеку. Например, камень может «скучать», лес -«сердиться», река - «радоваться» и т.п. Другими словами, это возможно потому, что все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличии.

Персонификация, или олицетворение - система представлений, когда тот или иной объект становится воплощением отдельных человеческих свойств, абстрактных понятий или идей. В последующие времена особенно ярко персонификация прояви­лась в фольклоре, где даже неодушевленные предметы могли об­ретать определенные свойства и качества человека. Тотем - животное, растение, явление природы, которые у ро­довых групп людей служат объектом религиозного почитания, основанного на вере в тесную связь между людьми одного рода и их тотемом.

Фетиш - неодушевленный предмет (камень, череп, клык зверя и др.), который по представлению верующих наделен сверхъестест­венной силой. Фетиши, защищающие человека от злых духов и опасностей, называются амулетами. Часто фетишами являлись фигурки людей и животных - прообразы будущих идолов.

После выступления по данному пункту вопроса целесообразно выступление по темам докладов (20 мин): «Природные объекты в языческих верованиях славян», «Персонифицированные духи природы в языческих верованиях славян (русалка леший, кикимора)» в качестве иллюстрации к теоретическому материалу.

Третий вопрос «Субъективное отношение к природе в современном обществе» предусматривает рассмотрение следующих аспектов:

Отношение к природе в восточных и западных религиях. Джайнизм. Буддизм. Индуизм. Даосизм. Ислам. Христианство. Экоцентризм и антропоцентризм. Антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны:

1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности;

2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека;

3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.

Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны:

1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;

2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Отношение к природным объектам в искусстве, фольклоре, геральдике.

Субъектификация - процесс наделения объектов природы субъ­ектными функциями, пос ле чего они и начинают восприниматься как субъекты. В силу этого и становится возможным общение, например, с природой в целом или отдельными ее объектами. Ко­гда человек разговаривает с собакой или кошкой, он наделяет их субъектными свойствами, то же самое происходит, когда он раз­говаривает с растениями, цветами, утренней зарей и т. п. Субъектификация является наиболее мощным средством формирования субъектного восприятия при­родных объектов, а это, в свою очередь, является мощным средст­вом построения и системы отношений к природе, миру в целом. В качестве механизмов субъектификации выступают такие, как идентификация в форме проекции , способность природного объекта опосредовать отноше­ние человека к миру, когда он становится значимой для личности величиной, способность природного объекта откры­ваться в качестве субъекта в процессе совместной деятельности и общения.

Таким образом, специфика восприятия человеком мира приро­ды, с одной стороны, определяется субъективными свойствами са­мого человека (построение перцептивного образа опосредовано эмоциями, знаниями, ценностями, прошлым опытом человека), с другой - способностью человека наделять субъектными свойст­вами объекты и явления природы, которые таковыми на самом деле не являются. Такого рода восприятие служит основой для по­строения и проявления отношений к природе. В свою очередь, сформировавшиеся и закрепившиеся отношения способствуют расширению сферы восприятия, насыщению ее новым (позитив­ным или негативным) содержанием.