Исследования культурных, гендерных и возрастных представлений об успехе и успешности

Результаты кросс-культурных исследований показывают, что стремле­ние к успеху как фундаментальная установка признается всеми культурами, но само понятие успеха и способы его достижения различаются содержатель­но и качественно, будучи представ­ленными в менталитете разных наций. Стремление к успеху подразумевает такие ценности, как работа, свобода, власть. Однако соотношение и субъек­тивная значимость этих детерминант в разных обществах неодинаковы. В культурах с высоким уровнем мотивации личного успеха свобода и инициа­тива ассоциируются с работой и учебой, в культурах со средне- и слабовыра­женной мотивацией преимущественными сферами считаются игра, досуг и семейная жизнь.

Кросс-культурное исследование -лю­бой вид исследования человеческого пове­дения, который сравнивает специфическое поведение в двух или более культурах.

При сравнении различных культур можно заметить изменение содержа­тельной наполненности мотивации достижения, интенсивность и степень вы­раженности. Д. Мак-Клеланд однозначно связывал культуру с активностью и успешностью экономического поведения данной культуры. Помимо содержа ния мотивации достижения и индекса ее силы учитывается ее место в иерар­хии других социокультурных ценностей, так как в условиях одной культуры ведущей мотивацией может стать стремление к власти, а в условиях другой — поиск смысла жизни. В одних культурах успех понимается как материальный успех, наличие определенных накоплений, а в других культурах успех мыс­лится как достижение социального положения, признания или обретения внутренней свободы, независимости.

Исследования российского менталитета, проведенные К.А. Абульхановой, показали наличие зависимости успешности деятельности от взаимодей­ствия именно с «хорошим человеком» и добрых с ним отношений. Т.е. в Рос­сии для успеха совместной деятельности люди обязательно должны вступить в личные, доверительные отношения с участниками этой деятельности. В указанном исследовании выявлены и особенности в представлении о себе как о субъекте или объекте. Обнаружены лица, которые имеют представления о себе как об объектах, от которых ничего не зависит, которые оказываются подчиненными, управляемыми или опекаемыми. В противовес этому в запад­ной культуре, в частности, в североамериканской, очень популярным является образ человека «сделавшего себя» (К.С. Гаджиев, Л.Р. Голдберг, А.Г. Шмелев).

В исследованиях В.В. Белых, Н.В. Маркеловой содержится понятие о том, что в рамках одной и той же (российской) культуры содержание, вклады­ваемое в понятие успешности, зависит от возрастных, половых, социальных различий. Так, молодые люди воспринимают другого как успешного по следующим параметрам: удовлетворенность собственными достижениями, наличие социально-одобряемого подтверждения успешности, объективные положительные результаты деятельности. С этими же критериями связано представление о себе как об успешном человеке.

Разница в понимании и восприятии успеха у мужчин и женщин наблю­дается в рамках и российской, и западной культуры. Несмотря на это, средние показатели интеллекта, как показано в исследованиях, у мужчин и женщин не отличаются, высокие результаты мужчин чаще всего объясняются его способ­ностями, аналогичные результаты, полученные женщиной, приписываются ее усилиям, удаче и другим причинам. В условиях традиционной социализации женщины вынуждены ориентироваться на модель успеха более высокоста­тусной группы - мужчин. В соответствии с социальными стереотипами эта модель включает высокий статус, профессионализм, карьеру, бизнес, высокие доходы и т.п. (П. Берд).

Особое значение для признания успешности женщин имеет и факт наличия семьи. Успешная женщина обязательно должна состоять в браке и желательно иметь детей. Отсутствие семьи даже при высоких социальных достижениях является основанием для оценки женщины как «частично ус­пешной». Достижение социальной успешности может рассматриваться окру­жающими как компенсация неуспешности в семье. Одновременно с этим, са­мореализация женщины в роли жены или матери так же понимается как неуспех. Т.е. женщина, реализуя только традиционную женскую роль, одно­значно не рассматривается как успешная (Ш. Берн, Г. Почепцов).

Исследование тендерных различий карьеры показало наличие страха перед профессиональным, карьерным успехом. Успех, по данным М. Хорнер, вызывает у женщин тревогу, т.к. ассоциируется с нежелательными последст­виями: утратой женственности, потерей значимости в отношениях с социаль­ным окружением. Кроме того, женщина, испытывая вину перед детьми и му­жем, подсознательно стремится отказаться от профессиональной карьеры, тем более что культурные традиции не одобряют жен, добившихся большего ус­пеха по сравнению с их мужьями. Успех в сферах профессиональных и зна­чимых отношений представляется для женщин взаимоисключающим. Поэто­му, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.

М. Хорнер считала, что страх успеха изначально присущ женской при­роде, другие исследователи полагают, что этот страх появляется под влиянием внешних факторов (воспитание, взгля­ды общества на традиционные соци­альные роли и т.п.). С точки зрения Н.С. Лейтеса, практика воспитания девочек во многих культурах изна­чально нацелена на внушение им зави­симости от других, неспособности са­мостоятельно справиться с ситуацией, в школе «от девочек ждут большего послушания ..., учителя гораздо меньше стремятся ориентировать их на вы­сокие достижения».

Тендер– это модель социальных отноше­ний между мужчинами и женщинами, характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, а также социальные отношения в основных институтах общества.

Успешность, на наш взгляд, нельзя рассматривать в отрыве от деятель­ности и поведения субъекта, т.к. она предполагает «нужный исход дела» и может означать соответствие достигнутого результата поставленной цели дея­тельности. В настоящее время в психологической науке и практике наблюда­ется интерес к изучению успеха личности в целом, а также к исследованию профессиональной (А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина), карьерной (А.Р. Фонарев, Е.А. Могилевкин), социальной успешности.

Долгое время понятие «карьера» в России имело негативную окраску. При изучении семантического пространства русских фразеологизмов образы «карьерист», «лидер», «мой враг», «деловой человек» оказались в одной семантической зоне вблизи отрицательного полюса фактора «оценка» (В.Ф. Петренко, 1997).

Аналогичные результаты были получены А.Г. Шмелевым при изучении российского менталитета. Ученый обращает внимание на устойчивую нега­тивную окрашенность термина «карьерист» в российской выборке. Карьерист в русской культуре воспринимается как человек, который пренебрегает соци­альными нормами и готов пойти «по головам» ради личного успеха. Этот мо­мент указывает на существование негативного отношения к ценностям инди­видуального успеха в российской социальной жизни.

А.И. Чирикова, изучая российскую ментальность, отмечает, что «обыден­ное сознание, а вслед за ним и профессионалы настороженно относятся к успеху, видя за ним подарок судьбы, стечение обстоятельств, теневые капиталы». Несмотря на столь противоречивое отношение к успеху и успешности в рос­сийском обществе, проблема достижения успеха вызывает несомненный инте­рес.

Одним из актуальных направлений исследования профессионального развития в настоящее время является исследование возможностей реализации карьерного потенциала и управления карьерой.