Исследования культурных, гендерных и возрастных представлений об успехе и успешности
Результаты кросс-культурных исследований показывают, что стремление к успеху как фундаментальная установка признается всеми культурами, но само понятие успеха и способы его достижения различаются содержательно и качественно, будучи представленными в менталитете разных наций. Стремление к успеху подразумевает такие ценности, как работа, свобода, власть. Однако соотношение и субъективная значимость этих детерминант в разных обществах неодинаковы. В культурах с высоким уровнем мотивации личного успеха свобода и инициатива ассоциируются с работой и учебой, в культурах со средне- и слабовыраженной мотивацией преимущественными сферами считаются игра, досуг и семейная жизнь.
Кросс-культурное исследование -любой вид исследования человеческого поведения, который сравнивает специфическое поведение в двух или более культурах.
При сравнении различных культур можно заметить изменение содержательной наполненности мотивации достижения, интенсивность и степень выраженности. Д. Мак-Клеланд однозначно связывал культуру с активностью и успешностью экономического поведения данной культуры. Помимо содержа ния мотивации достижения и индекса ее силы учитывается ее место в иерархии других социокультурных ценностей, так как в условиях одной культуры ведущей мотивацией может стать стремление к власти, а в условиях другой — поиск смысла жизни. В одних культурах успех понимается как материальный успех, наличие определенных накоплений, а в других культурах успех мыслится как достижение социального положения, признания или обретения внутренней свободы, независимости.
Исследования российского менталитета, проведенные К.А. Абульхановой, показали наличие зависимости успешности деятельности от взаимодействия именно с «хорошим человеком» и добрых с ним отношений. Т.е. в России для успеха совместной деятельности люди обязательно должны вступить в личные, доверительные отношения с участниками этой деятельности. В указанном исследовании выявлены и особенности в представлении о себе как о субъекте или объекте. Обнаружены лица, которые имеют представления о себе как об объектах, от которых ничего не зависит, которые оказываются подчиненными, управляемыми или опекаемыми. В противовес этому в западной культуре, в частности, в североамериканской, очень популярным является образ человека «сделавшего себя» (К.С. Гаджиев, Л.Р. Голдберг, А.Г. Шмелев).
В исследованиях В.В. Белых, Н.В. Маркеловой содержится понятие о том, что в рамках одной и той же (российской) культуры содержание, вкладываемое в понятие успешности, зависит от возрастных, половых, социальных различий. Так, молодые люди воспринимают другого как успешного по следующим параметрам: удовлетворенность собственными достижениями, наличие социально-одобряемого подтверждения успешности, объективные положительные результаты деятельности. С этими же критериями связано представление о себе как об успешном человеке.
Разница в понимании и восприятии успеха у мужчин и женщин наблюдается в рамках и российской, и западной культуры. Несмотря на это, средние показатели интеллекта, как показано в исследованиях, у мужчин и женщин не отличаются, высокие результаты мужчин чаще всего объясняются его способностями, аналогичные результаты, полученные женщиной, приписываются ее усилиям, удаче и другим причинам. В условиях традиционной социализации женщины вынуждены ориентироваться на модель успеха более высокостатусной группы - мужчин. В соответствии с социальными стереотипами эта модель включает высокий статус, профессионализм, карьеру, бизнес, высокие доходы и т.п. (П. Берд).
Особое значение для признания успешности женщин имеет и факт наличия семьи. Успешная женщина обязательно должна состоять в браке и желательно иметь детей. Отсутствие семьи даже при высоких социальных достижениях является основанием для оценки женщины как «частично успешной». Достижение социальной успешности может рассматриваться окружающими как компенсация неуспешности в семье. Одновременно с этим, самореализация женщины в роли жены или матери так же понимается как неуспех. Т.е. женщина, реализуя только традиционную женскую роль, однозначно не рассматривается как успешная (Ш. Берн, Г. Почепцов).
Исследование тендерных различий карьеры показало наличие страха перед профессиональным, карьерным успехом. Успех, по данным М. Хорнер, вызывает у женщин тревогу, т.к. ассоциируется с нежелательными последствиями: утратой женственности, потерей значимости в отношениях с социальным окружением. Кроме того, женщина, испытывая вину перед детьми и мужем, подсознательно стремится отказаться от профессиональной карьеры, тем более что культурные традиции не одобряют жен, добившихся большего успеха по сравнению с их мужьями. Успех в сферах профессиональных и значимых отношений представляется для женщин взаимоисключающим. Поэтому, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.
М. Хорнер считала, что страх успеха изначально присущ женской природе, другие исследователи полагают, что этот страх появляется под влиянием внешних факторов (воспитание, взгляды общества на традиционные социальные роли и т.п.). С точки зрения Н.С. Лейтеса, практика воспитания девочек во многих культурах изначально нацелена на внушение им зависимости от других, неспособности самостоятельно справиться с ситуацией, в школе «от девочек ждут большего послушания ..., учителя гораздо меньше стремятся ориентировать их на высокие достижения».
Тендер– это модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, а также социальные отношения в основных институтах общества.
Успешность, на наш взгляд, нельзя рассматривать в отрыве от деятельности и поведения субъекта, т.к. она предполагает «нужный исход дела» и может означать соответствие достигнутого результата поставленной цели деятельности. В настоящее время в психологической науке и практике наблюдается интерес к изучению успеха личности в целом, а также к исследованию профессиональной (А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина), карьерной (А.Р. Фонарев, Е.А. Могилевкин), социальной успешности.
Долгое время понятие «карьера» в России имело негативную окраску. При изучении семантического пространства русских фразеологизмов образы «карьерист», «лидер», «мой враг», «деловой человек» оказались в одной семантической зоне вблизи отрицательного полюса фактора «оценка» (В.Ф. Петренко, 1997).
Аналогичные результаты были получены А.Г. Шмелевым при изучении российского менталитета. Ученый обращает внимание на устойчивую негативную окрашенность термина «карьерист» в российской выборке. Карьерист в русской культуре воспринимается как человек, который пренебрегает социальными нормами и готов пойти «по головам» ради личного успеха. Этот момент указывает на существование негативного отношения к ценностям индивидуального успеха в российской социальной жизни.
А.И. Чирикова, изучая российскую ментальность, отмечает, что «обыденное сознание, а вслед за ним и профессионалы настороженно относятся к успеху, видя за ним подарок судьбы, стечение обстоятельств, теневые капиталы». Несмотря на столь противоречивое отношение к успеху и успешности в российском обществе, проблема достижения успеха вызывает несомненный интерес.
Одним из актуальных направлений исследования профессионального развития в настоящее время является исследование возможностей реализации карьерного потенциала и управления карьерой.