Успех и успешность
В психологических, акмеологических, педагогических исследованиях, посвященных вопросам общего профессионального развития, профессиональной подготовки, профессионального обучения, освещены факторы профессиональной и карьерной успешности, успешности профессионального обучения. При этом определение самого понятия «успешность» сложно, хотя оно активно используется в теоретических и эмпирических работах.
Этимологическая близость понятия «успешность» понятиям «успех», «успешный» предполагает анализ содержания названных категорий.
Понятие «успешный», по определению С.И. Ожегова, означает заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» - «удача в достижении чего-нибудь». «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный, желательный исход дела».
Исследование успеха в истории западноевропейской гуманитарной мысли возникло и развивалось как важная составляющая проблемы человека. Потребность в успехе и в достижении во многих концепциях рассматривается как одна из фундаментальных. Она понимается как стремление ставить все дальше идущие цели и стремиться к их достижению, отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень. Многие авторы склонны связывать не только особенности развития личности, но и уровень цивилизации с потребностью в успехе, с успехом как ведущей жизненной ценностью индивида (Вебер, Дюркгейм).
Ориентация на успех и стремление к славе очень высоко оценивалось уже в древней Греции и признавалось одной из движущих сил цивилизации. В работе Платона есть анализ мотивов поиска славы, признания тех или иных заслуг, возможности оценки реальных и мнимых достоинств человека.
Очень ярко ориентация на успех прослеживается в американской культуре, в которой личность рассматривалась, прежде всего, как субъект экономической соревновательной деятельности. В связи с этим, такие качества личности, как честолюбие, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплинированность, прилежание, склонность к риску, независимость, самостоятельность, упорство в достижении цели получали позитивную оценку. В американском менталитете формировался образ личности, имеющий жизненную ориентацию на достижения.
Успех– это наличие положительного социально-значимого результата в деятельности.
Успешность– это сочетание актуального уровня социально значимых достижений и индивидуальных возможностей к усвоению значимой информации и выполнению деятельности.
Впоследствии высокая потребность в достижении становится в североамериканской культуре традиционной социальной установкой. Стремление к успеху стало рассматриваться в психологии одним из главных мотивов человеческой деятельности. В аналитической психологии А. Адлера стремление к превосходству и достижению является фундаментальной движущей силой в развитии человека.
Исследование успеха продолжалось в социальной психологии во второй половине XX века (работы Д. Мак-Клеланда, Дж. Аткинсона и др.). В этот период успех стал трактоваться как следствие кооперации, т.е. совместности, когда люди избегают конфликтов, помогают друг другу, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Такая модель поведения позволяет человеку чувствовать себя психологически более комфортно.
В. Фридрих и А. Хофман рассматривали направленность на успех как осознанное и целенаправленное поведение, которое определяется способностями, диспозициями к достижениям, мотивами. С точки зрения авторов, существенную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности, оценка достигнутого. В то же время со стороны общества к личности предъявляются требования в форме норм, ценностей, стандартов.
Понимание успеха как фундаментальной социальной потребности, которая формируется под влиянием социальных факторов, характерно и для отечественной психологии. Ю.М. Орлов определяет потребность в успехе как соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень. Именно эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Им введено понятие «достигающая личность», которая составляет «золотой фонд человечества».
Отечественные исследователи, изучающие как индивидуальную, так и групповую деятельность малых групп и коллективов, соотносят понятие «успешность» с результатом деятельности (А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов). В публикациях указанных авторов по отношению к результату используются и такие понятия, как «результативность», «продуктивность», «эффективность», «производительность». А.Л. Журавлев, учитывая
соотношение результата с затратами на его достижение, употребляет термин «эффективность». Г.М. Андреева указывает на то, что эффективность нужно рассматривать в системе двух взаимосвязанных показателей – производительности труда группы (продуктивности) и удовлетворенности членов группы трудом в коллективе, или эмоциональная удовлетворенность индивида группой.
А.В. Петровский отмечает, что понятие «эффективность» следует отличать от «результативности». В том случае, если принимаемые для оценки эффективности критерии могут быть количественно измерены, то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические моменты, не поддающиеся количественному измерению, то для них, как правило, используется понятие «успешность». При этом «эффективность» как «отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату» однозначно не предполагает положительный результат. Таким образом, оценка выполняемой деятельности как успешной предполагает наличие положительного социально значимого результата и высокой эмоциональной удовлетворенности субъекта деятельности процессом и результатом выполняемой деятельности. Разделение успеха на объективный и субъективный прослеживается и в подходах к определению профессионального успеха.
По мнению Б.Ф. Зейгарник, успешность понимается как нормальное развитие индивида, когда процессы социализации приводят к адекватному отражению действительности. Неуспешность понимается как нарушение подконтрольности, критичности поведения, неправильная оценка своих действий, некритичность к своим переживаниям, нарушение умственной работоспособности.