III. Персоналистический подход
II. Соцегенетический подход
П О Д Х О Д Ы
I. Биогенетическая теория (подход)
Представители: Платон, Аристотель, Фрейд
Основной фактор: наследственность
Идея: человек развивается по заранее заложенной программе.
Воспитание играет вспомогательную роль и помогает
реализации данной программы
Аристотель: «Раб родился для того, чтоб быть рабом (внешность и т.д.) и заниматься физическим трудом. А свободный человек родился таким, чтоб заниматься интеллектуальным трудом».
В начале ХХ века в США и др. странах – наука педология.
Педология – это наука о детях. Цель: выявить особенности наследственности. Связано развитие человека с наследственным предрасположением.
Коэффициент умственной одаренности.
Метод: тесты разработали
Выбрать из 5 слов одно, не похожее на другие:
красный
зеленый
мокрый <<
желтый
голубой
В 1936 г. постановление «О педологических извращениях» в системе народных комитетов просвещения:
Педология – лженаука, запрещенная наука. Ее запрещают.
Это повлияло на изучение индивидуальности человека.
Свое второе дыхание педология как наука получила в 90-е годы, когда происходил переход от одной модели образования к другой. В этот момент проявляется большой интерес к изучению индивидуальности.
Представители: Руссо, Чернышевский, Гельвецкий
Подход появился в науке в XVIII веке в период революции, зарождение капитализма.
Основной фактор – среда.
Н.Г. Чернышевский выступал против биогенетического подхода и говорил «Не природа, не наследственная обреченность делают людей порочными, а ненормальные общественные «условия и дурное воспитание».
Чернышевский придавал большое значение в развитии личности нравственному воспитанию.
Джон Локк – английский педагог. «Ребенок чистая доска, на которой может быть все, что угодно».
Белинский: «Нет, ребенок – это не чистая доска, а результат его развития, зависит от качества доски и от того, кто на ней пишет».
Представители: Роджерс, Маслоу
Важный фактор развития – внутреннее Я, т.е. адекватная самооценка, развитие самого человека
Персона – развитие внутреннего мира человека
Советская педагогика
Воспитание имеет главенствующую роль.
И в советской, и в зарубежной педагогике большое внимание всегда уделялось активности самой личности.
Отечественная наука: Новикова, Дадонова, Русинский, Калькова
1) все факторы имеют большое значение
2) большое значение – активность самой личности
3) проблема социализации
Воспитание играет большую роль, а не главенствующую. Воспитание не всесильно.
Эти ученые выделяют три группы социальных факторов:
1) микрофакторы (ближайшее окружение: родители, школа, семья)
2) мезофакторы (культурные условия, в которых живет человек)
3) макрофакторы (влияние общества, государства, космоса)