В современном обществе

Педагогическая профессия и ее роль

  1. Понятие профессия и специальность.
  2. Классификация профессий.
  3. История профессии.
  4. Педагогическая деятельность и ее виды.
  5. Структура педагогической деятельности.

Профессия– это ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающие ему взамен приложенного труда возможность существования и развития.

Специальность– вид занятий в рамках профессии.

По социальному статусу педагоги делятся на 2 вида:

 

профессиональные лица – реально обучающие

работают за плату, имеющие пед. деятельность

специальную подготовку (родители, лидеры)

 

 

Классификация профессий по Е.А. Климову

Классификационный признак Виды и характер труда
Предмет труда Т человек – техника (водитель, слесарь, сантехник) Ч человек–человек (учитель, психолог, методист) Пчеловек – природа (микробиолог, биолог) Зчеловек – знаковая система (экономист, стенограф) Хчеловек – худож. образы (музыкант, артист)

Педагог.

Одна из древнейших и почетных профессий в истории человечества.

Первый период – дети постигают практическим путем.

Второй период – упорядочивание брачных отношений. Семейная форма воспитания – инициация.

В Киевской Руси труд Мономаха назывался Поучение, основной свод правил жизни

- любить природу

- заботиться о народе

- творить добро близким

- не грешить

- уклоняться от злых дел

- быть милостивым

Учителя в Древней Руси – мастера – подчеркивает почет.

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человеком опыта культурой и создание условий для их личностного развития и подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

 

Виды педагогической деятельности

преподавание – вид воспитательной воспитательная работа – это

деятельности, который направлен на педагогическая деятельность,

управление преимущественно направленная на организацию

познавательной деятельностью воспитания …….... управл. разнообразными видами

деятельности воспитанников с

целью решения задач гармоничного

развития

 

Различия:

  1. Преподавание имеет строгий временной регламент, а воспитание нет.
  2. Преподавание имеет строгую цель и конкретные способы ее достижения, а у воспитания цель решается через задачи.
  3. У преподавания четкая логика, последовательные этапы.
  4. Результат учения в преподавании определяется деятельностью, т.е. направить ученика.

Вывод: Обучение носит воспитывающий характер, а воспитание – обучающий.

 

Структура педагогической деятельности (Кузьмина)

1. Конструктивная деятельность

а) конструктивно-содержательная (отбор учебного материала,

планирование)

б) конструктивно-оперативная (планирование своих действий и

действия учащихся)

в) конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной

базы)

2. Организаторская деятельность (включает учащихся в различные виды

деятельности, создание организации совместной деятельности).

 

3. Коммуникативная деятельность – установление отношений с педагогами,

родителями.

 

Щербаков

 

конструктивная организаторская исследовательская

- аналитическая - информационный - научные подходы

- прогностическая - развивающий - эвристический поиск

- проективный - ориентационный

компонент

 

Учитель как субъект педагогической деятельности

План:

  1. Ролевые позиции педагога.
  2. Требования к личности педагога.
  3. Направленность личности педагога.

Позиция педагога – система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности, которая является источником его активности.

Ролевые позиции: Ительсон

  1. Педагог-информатор.
  2. Друг.
  3. Диктатор.
  4. Советчик.
  5. Проситель.
  6. Вдохновитель.

Требования определяются как педагогическая готовность. Ее содержание определяется в профессиограмме, т.е. в научно-обоснованных требованиях, к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Компоненты:

1) Социально-нравственный --- соц. потребности, моральных и ценностных ориентиров, чувства общественного долга, гражданской ответственности.

2) Профессионально-педагогический --- интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

3) Познавательный --- духовные потребности и интересы, включающие любовь к преподаваемому предмету и стремление к знаниям.

Вывод:все три компонента важны и связаны между собой.

Профессиональная компетентность педагога (П.К.)

План.

  1. Понятие П.К.
  2. Структура.
  3. Содержание теоретической готовности учителя.
  4. Содержание практической готовности учителя.
  5. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

П.К. – это единство его теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности. Характеризует его профессионализм. Содержанием подготовки той или иной специальности представлена в квалификационной характеристике.

Квалификационная характеристика – свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Педагогическое умение – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована, основанных на теоретических знаниях, направленных на решение задач, развитие личности.

Структура П.К. может быть раскрыта через педагогические умения.

4 группы педагогический умений:

- умение переводить содержание в педагогические задачи

- умение построить и привести в движение педагогическую систему (логический отбор содержания, выбор форм)

- умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие

- умение учета и оценки результатов педагогической деятельности (самоанализ)

 

Теоретические готовности

  1. Аналитические умения – расчленять педагогические элементы на явления (условия, мотивы, формы), находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, находить основную педагогическую задачу и способы ее оптимального решения.
  2. Прогностические умения – отбор способов достижения целей, предвидение результата, возможных отклонений, определение этапов педагогического процесса, распределение времени.
  3. Проективные умения – перевод целей и содержания в задачи, определение доминирующих и подчиненных задач, отбор видов деятельности, планирование индивидуальной работы, планирование связей с родителями, общественностью.

4. Рефлексивные умения

рефлексия - это не просто знание и понимание субъектом

самого себя, но и выяснение того, на сколько и

«возврат в как другие знают и понимают его личностные

себя» особенности, эмоциональные реакции и

самоанализ представления

Контроль на основе соотнесения полученного результата с заданными образцами.

Практическая готовность

Мобилизационные умения – привлечение внимания учащихся, формирование устойчивого интереса к знаниям, потребности к знаниям.

Информационные умения – умение ясно и четко излагать учебный материал.

Развивающие умения – информация дается с опережением (от 1 до 10, потом от 1 до 20).

Ориентационные умения – на формирование морально ценностных установок воспитанников.

Перцептивные умения – восприятие общее умение понимать других.

Умение педагогического общения – последовательно действовать в публичной обстановке, целенаправленно поддерживать общение, способ поведения.

 

ПК и педагогическое мастерство (Макаренко)

Педагогическое мастерство – основано на умении построить воспитательный процесс, привести его в движение.

  1. Профессия – область труда, куда мы можем приложить свои физические и духовные силы (или) и это дает возможность нам для существования и развития (в шир. интегриров.)
  2. Профессия – это вид трудовой деятельности, которая характеризуется определенными требованиями к личностным качествам человека.
  3. Специальность – то, чем занимается человек в рамках данной профессии.
  4. Учитель

а) лицо, которое передает свои знания, опыт другим

б) преподаватель одного или нескольких предметов.

  1. Педагог – общий термин для обозначения лиц, которые занимаются различными видами образовательной деятельности.
  2. По социальному статусу педагоги делятся на 2 вида:

а) профессионалы – имеющие подготовку и занимающиеся этой деятельностью за з/плату

б) лица, которые выполняют воспитательно-образовательную работу, но не имеют специального образования.

  1. Классификаций профессий – существуют разные классы профессий. Климов – предмет труда

ч-т, ч-ч, ч-з, ч-п, ч-х

  1. Специфика педагогической деятельности

а) особый вид социальной деятельности (мотив, компонент)

б) деятельность, может быть профессиональная или общепедагогическая

9. Сущность профессиональной педагогической деятельности – могут занимать профессионалы и непрофессионалы.

Признаки профессиональной педагогической деятельности:

- преднамеренный характер

- специальность человека, определенные знания

- специальное образование

- реализация – определенные формы (урок)

- официальный характер между учителем и ребенком

- результат проверен (контрольная работа, экзамен)

10. 2 вида педагогической деятельности: преподавание и воспитательная работа.

11. Структура:

а) Козлова, Куликова …. психологии

б) Кузьмина

- конструктивная – планирование работ

- организаторская

- коммуникативная

в) Щербаков

- конструктивная

- организаторская

- исследовательская

Учитель как субъект педагогической деятельности

Рассматривая данный вопрос, мы коснемся проблемы социальной и профессиональной позиции педагога.

Позиция педагога – его ценностная ориентация, т.е. отношение к миру,

к людям, к себе, профессии.

На позицию педагога влияют

- внешние факторы --- социальные,

- внутренние факторы --- духовные

Социальная и профессиональная позиция педагога связана между собой.

1) Социальная позиция начала формироваться еще в общеобразовательной школе в процессе общения с учителями.

2) Профессиональная позиция формируется в процессе овладения педагогической профессией.

Существуют разные классификации ролевых педагогических позиций педагога. Остановимся на классификации Ительсоном.

Информатор, друг, диктатор. советчик, проситель, вдохновитель.

Каждая позиция может давать + и – эффект в зависимости от личности педагога. Но любая позиция может дать (-) результат при следующих условиях:

1) несправедливость и произвол

2) подыгрывание ребенку, превращая его в кумира или диктатора

3) подавление инициативы

 

Профессиональность готовность

Чтобы человек был хорошим педагогом, он должен обладать определенными качествами, определенной классификацией.

Состав профессиональной готовности:

а) психологическая

психофизическая

физическая готовность

б) практическая, научно-теоретическая компетентность

Содержание профессиональной готовности определено в профессиограмме –

Научно-обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога.

В настоящее время при построении профессиограммы ученые выделили 3 основных комплекса, которые взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга

а) общегражданские качества (коммуникативность, умение объяснять)

б) качества, определяющие специфику проф. учителя

в) спец. ЗУН по предмету

Теория гуманитарных систем

Рассматривая личность учителя, как субъекта целостного педагогического процесса, обратимся к анализу теории гуманитарных систем: авт. Гусинский Э.Н., Ю. Турчанинова

I этап Система чувствует себя комфортно, т.е. действие системы

получает (+) результат

II этап Поведение, действие системы получает (-) результат

III этап Система начинает осуществлять поиск моделей поведения

Закон отрицания - отрицания

IV этап Система снова чувствует себя комфортно опять.

 

I ------ «+»

II ------ «-»
III
IV ------ «+»

 

Принципы, которые влияют на развитие

Принципы открытости гуманитарных систем связаны с внешним фактором и влияет на развитие. Система не закрыта.

Принцип цикличности. Развитие системы проходит по определенному циклу. Каждый из нас эти этапы проходит.

Принцип неопределенности. До конца 100% нельзя сказать на каком этапе проходит.

Второе исследование.

Этапы профессиональной деятельности.

Разработали Гусинский, Турчанинова.

В основе лежат 3 модели субъективные:

1. Яконцепция – как я себя вижу в этой профессии

2. Ддеятельность концепция как я представляю и осуществляю свою

деятельность

3. В воспитанники концепция как я воспринимаю своих воспитанников

 

III На каждом этапе

Я Д В работают все 3 модели.

20 лет Но какая-то модель

II имеет большее значение

Я Д В

10 лет

I кризис

Я Д В

5-8 лет

повышение

квалификации

 

I этап заканчивается желанием повысить свою квалификацию, а II этап – кризисом.

По исследованиям ученых (80-90-х гг.) только 10% учителей выходят на III этап, а остальные 90% попадают снова на I этап.

Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению его педагогической деятельности.

ПК характеризует профессионализм педагога.

Структура ПК раскрывается через педагогические умения.

Структура – это готовность

 

теоретическая практическая

 

Умения:

- переводить содержание педагогического процесса в конкретные задачи;

- построить и привести в движение педагогическую систему. Спланировать работу, выбрать методы, средства, способы контроля;

- умения учета и оценки результата профессиональной деятельности.

Профессия учителя таит в себе определенные опасности. Это профессиональные заболевания:

1. сердечно-сосудистые

2. зрение

3. заболевание горла

4. желудочно-кишечные

5. расширение вен

6. консерватизм (когда сложно воспринимается что-то новое)

7. профессиональная трансформация личности (человек остро чувствует свои проблемы, но не способен чувствовать и сочувствовать проблемам другого человека)

8. синдром хронической усталости, диагноз поставлен в Америке и России. Характерные признаки, те же, что и при ОРЗ и гриппе. Агрессивность учеников и их родственников.

Шпаргалка

Профессиональная компетентность

  1. Аналитические умения – умение анализировать причины, связи, осмыслять соотношение целого.
  2. Прогностические умения – прогнозировать целостный педагогический процесс: цели, задачи, возможные результаты. Как реализовать, предвидеть возможные результаты.
  3. Проективные – определение форм, средств, методов. Планирование взаимодействия с семьей.

 

  1. Рефлексивные умения – возврат себя, умение проанализировать свою работу.

Практическая готовность учителя

организаторские

а) мобилизационные (собрать внимание)

б) информационные (уметь печатать)

в) развивающиеся (так строить работу, чтобы развивать ребенка с опорой на его активность)

г) ориентационные (формирование на морально-ценностные установки)

коммуникативные

а) перцептивные (это умение связано с педагогическим общением, умение общаться)

б) умение педагогически общаться

Профессиональная компетентность педагога

  1. Чтобы быть профессиональным, надо быть компетентным.
  2. Профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовности педагога. Она характеризует его профессионализм.
  3. ПК характеризуют 4 группы педагогических умений (выше).
  4. Так как ПО – это единство теоретической и практической готовности учителя, рассмотрим их содержание.
  5. В содержание теоретической готовности учителя входят обобщенные умения мыслить педагогически:

а) аналитически

б) прогностически

в) проективно – проектировать каждый этап работы целостного педагогического процесса. Определять главные, второстепенные задачи, определение методов, форм, средств

г) рефлексивно

6. Практическая готовность

организаторские (4) см. выше

коммуникативные

7. Средством повышения педагогической компетентности является овладение педагогическим мастерством, педагогической техникой, как одного из компонентов педагогического мастерства. Педагогическая техника – умение владеть своим телом, голосом, эмоциональным состоянием.

8. А.С. Макаренко: педагогическое мастерство не определено задатками, а связано с уровнем педагогической компетентности.

Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя и учеников на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Функции общения:

1. Информационно-коммуникативная (передается информация)

2. Познавательная (в процессе общения мы познаем друг друга)

соц. перцепция

3. Организационная

4. Взаимовлияние (мы влияем друг на друга)

5. Общение способствует саморазвитию и самопознанию

Структура педагогического общения:

1. моделирование (заранее планирует)

2. коммуникативная атака

3. управление общения

4. анализ результатов общения

Барьеры общения и их устранение

Барьеры общения – это сложности и противоречия, которые возникают

во время общения между людьми

1/ барьер боязни общения

2/ барьер негативных установок

а) от 1-го впечатления (15 сек.) внешность

б) от негативной информации от другого лица (установку всегда

делает для себя сам)

3/ барьер ожидания непонимания в общении

4/ барьер неверных стереотипов

5/ барьер возраста (2-х сторонний)

Эмпатия – умение понять

Толерантность – умение принимать, терпимость

Условия устранения барьеров общения

  1. Анализ причин возникновения барьера (если сможешь найти «почему», то станет легче)
  2. Адекватная оценка себя. Поиск устранения возникших барьеров (ответ на вопрос «как»)
  3. Установка на интересную положительную деятельность. Поиск эмоционального ядра.
  4. Установка на оптимистическую деятельность
  5. Самовоспитание – целенаправленная работа личности над своим духовным ростом (рекомендует аутогенную тренировку)

Стили педагогического общения

Стили руководства среди них.

  1. авторитарный – требования, приказ, угроза
  2. демократический – просьба, совет, информация
  3. либеральный - попустительство

Стили общения – это совокупность стиля отношений и характера руководства воспитанием детей.

В.А. Капкалик

I. Общение на основе совместной творческой деятельности

Характер – (+) положительный

Стиль - демократический

II. Общение на основе дружеского расположения

Отношение (+) доброжелательное

Стиль демократический

III. Общение – дистанция. Педагог держит детей на внутренней дистанции.

Отношение (+)

Стиль - ближе к авторитарному

IV. Общение подавление

Отношение (-)

Стиль авторитарный

V. Общение заигрывание

Отношение - ложно положительное (+?)

Стиль - либеральный

Все стили общения можно свести к двум типам, о которых говорил Сухомлинский.

Общение 1. монолог и 2. общение диалог.

Особенности:

а) возникновение духовной общности, взаимного доверия

б) равноправие

в) переход от жесткой оценки учеников

Педагогическое мастерство

Это комплекс свойств, личности, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Сущность педагогического мастерства:

 

1. гуманистическая направленность личности педагога, т.е. ценностные ориентации, которые лежат в основе деятельности педагога

2. профессиональные знания

3. педагогические способности

4. педагогическая техника

Гуманистическая направленность личности

а) на цели педагогического процесса, идеал гармонично развитой личности

б) на детский коллектив

в) на средства педагогического процесса (как? рефераты, творческие работы)

г) на самореализацию, на себя, на самосовершенствование

Ценностные ориентации должны находиться в гармонии (не забывать про остальные).

Профессиональные знания

а) комплексность – когда учитель умеет синтезировать науки

б) личная окрашенность тех знаний, которые предлагаются, педагог должен излагать свой взгляд на мир

в) высокий уровень проф. сознания, т.е. принципы и правила, которые лежат в основе поступков педагога

г) профессиональная компетентность – возможна, когда педагог повышает свой профессиональный уровень.

Педагог – это человек «навечно вызванный к доске».

Педагогические способности

а) коммуникативность – умение общаться и получать удовольствие от общения

б) перцептивные способности – т.е. способности к восприятию

1. проф. зоркость, наблюдательность

2. эмпатия

В.А. Сухомлинский: «надо прежде всего понимать движение детского сердца».

3. пед. интуиция – т.е. умение предвидеть ход пед. процесса

в) динамизм личности – способность к волевому воздействию, умение быть гибким, внутренняя энергичность.

г) эмоциональная устойчивость – способность владеть собой

Педагогическая техника – владение способами действия. Включает в себя 2 группы умений:

1. умение управлять собой, т.е. владение телом, эмоциональным состоянием, техникой речи

2. дидактические организационные умения, т.е. умения, которые помогают вести урок

Критерии педагогического мастерства

  1. целесообразность
  2. продуктивность (качественно)
  3. оптимальность (оптимальный вариант)
  4. творчество

Педагогическая техника.

Типичные ошибки молодого учителя:

  1. не умеет душевно беседовать
  2. не в состоянии себя сдержать или подавить неуверенность
  3. ошибки в речи
  4. осанка
  5. монотонный голос

Внешний вид.

Учитель должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки.

Управление эмоциональным состоянием:

Чтобы снять зажимы, необходимо осуществлять саморегуляцию.

Способы саморегуляции:

  1. воспитание в себе доброжелательности и оптимизма
  2. контроль свого поведения (регуляция мышечного напряжения, темпы речи, дыхания)
  3. разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия – чтение)
  4. Сухомлинский: нельзя допускать прорастания угрюмости, надо обращаться к юмору, быть оптимистом.

Перед уроком необходима аутогенная тренировка – психич. саморегуляция.

Состоит из 2-х компонентов:

  1. релаксация – состояние расслабления
  2. интересные дидактические приемы
  3. положительное общение с классом

Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Походка.

  1. Прямая походка.
  2. Должна быть открытая поза – одна нога вперед другой, руки не скрещены, ноги на ширине 12-15 см.
  3. Отказаться от дурных привычек – покачивание, хождение по классу, теребление украшений.
  4. Жесты не должны быть резкими, а должны быть округлыми, жестикуляция скупая.

Рекомендации по выработке правильной осанки:

  1. необходимо встать на цыпочки, прижаться спиной к стене, чтобы голова прикасалась к стене

Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения с помощью мускулов лица, доброжелательная улыбка, не должно быть каменного лица.

Утром посмотреть в зеркало, высунуть язык, и появившуюся улыбку сохранить на весь день.

Карнеги: ничто так дорого не ценится и так дешево не дается, как улыбка.

Глаза не должны быть бегающими. Самая сильная энергия – через глаза. Взгляд обращен к детям, а не на окна. Держать в поле зрения всех детей.

Техника речи

Обычное дыхание: вдох – выдох – пауза

Речевое дыхание – вдох – пауза – выдох (фонационное)

Голос – сила звука, полётность – способность посылать голос на расстояние; гибкость и подвижность – изменять голос в зависимости от содержания

Диапазон – объем голоса; тембр – окраска голоса, выносливость

Причина нарушения голоса:

  1. ежедневные речевые нагрузки
  2. неумение пользоваться голосовым аппаратом
  3. несоблюдение правил гигиены
  4. врожденная слабость

После рабочего дня педагог должен избегать длительных разговоров 2-3 часа.

До 10 лет педагогического стажа: 3-4 часа работает, потом 1 час – полный голосовой покой.

После 10 лет: 2-3 часа работает, 2 часа – полный голосовой покой.

Монотонный голос утомляет голосовые мышцы. Чем выразительнее речь, тем лучше для здоровья.

Вредно вдыхание меловой пыли, поэтому тряпка всегда мокрая.

В холодные дни нельзя быстро ходить после голосовой работы – можно простудиться, т.к. более глубоко дышим.

В пище (-) сказывается на голосовом аппарате соленое, острое, алкоголь.

Дикция – четкость, ясность произнесения слов. Рекомендуется проговаривание скороговорок.

Ритмика – скорость и длительность звучания отдельных слов.

 

  1. Чем важнее слово или текст, тем медленнее речь.
  2. Трудную часть материала надо излагать в замедленном темпе.
  3. Если нужно сформулировать правило, закон, речь тоже замедляется.
  4. Чем больше возбуждены ученики, тем медленнее надо говорить. Использовать логические, психологические паузы.
  5. Речь яркая, красочная, эмоциональная.
  6. Не рекомендуется задавать риторические вопросы.
  7. Недопустимо использовать слова-паразиты «Значит, так сказать, короче».
  8. Вопросы задаем всем детям, а потом вызываем одного.

Этапы работы над речью:

  1. Объективно оценить свои речевые данные.
  2. Регулярные упражнения, занятия (есть спец. методики)

Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его педагогического мастерства.

- Это мера педагогически целесообразного воздействия на ученика для установления продуктивного стиля общения.

Такт – «прикосновение», в переводе это нравственная категория, которая позволяет регулировать взаимность людей.

Педагогический такт предполагает педагогическое воздействие, т.е. воспитывающее воздействие, целенаправленное.

Макаренко: Как можно больше требовательности, как можно больше уважения к ученику. «Молодец», погладить по голове.

В среднем возрасте сдержанное общение с подростками.

Педагогический такт проявляется в уравновешенном поведении, в доверии к ученику.

Макаренко: «Доверять даже с риском на ошибку».

Нельзя угнетать подозрениями, проявлять педагогический такт везде: на уроке, досуге, вне урока, при проверке домашнего задания.

Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя, т.е. педагогическую тактику. Выбор педагогической тактики связан с выбором ролевых позиций: может быть позиция:

    1. подстройка сверху родитель
    2. подстройка снизу ребенок
    3. подстройка рядом взрослый

Развитие личности, факторы, влияющие на развитие личности

Развитие личности – качественные и количественные изменения свойств личности

усвоение – процесс становления в индивидуальном общечеловеческого. Это понятие тесно связано с понятием сущность воспитания.

Сущность воспитания – перевод общечеловеческой культуры в индивидуальную форму использования.

Индивидуум – отдельный представитель человеческого рода.

Личность – характер. общест. сущ. человека. Понятие личность тесно связано с понятием социализации.

Личность обозначает прижизненное качество и свойство человека. Формируется в процессе социализации.

Индивидуальность – то, что отличает одного человека от другого.

Педагогика Харламов: «индивидуумом рождается, личностью становимся, индивидуальность отстаиваем».

Факторы, влияющие на развитие личности:

  1. Наследственность
  2. Среда
  3. Воспитание

Есть разные классификации, например:

внешний (среда, воспитание)

внутренний (наследственность)

В истории науки существует несколько подходов выделения основного фактора, влияющего на развитие личности.