Новое время XVII-XIX вв.

Томмазо Кампанелла (1568-1639).

Томмазо Кампанелла – итальянский социалист-утопист, идея экономического и политического равенства людей. Родился около Стило в Калибрии. Орден доминиканцев. Участвовал в борьбе за освобождение южной Италии В 1602 г. арестован, приговорен к пожизненному заключению Освобожденный в 1629 г., провел последние годы во Франции. Несколько раз сажали на кол – пропагандировал идею равенства.

 

Совпадает с развитием эпохи, как капитализм. Основная идеология – материалистическое восприятие мира, т.е. познание мира происходит не через разум, а через восприятие, ощущения.

Классы: буржуазия (обедневшие дворяне, купцы).

Начинает развиваться производство, нужно большое число людей, которые имеют элементарные знания (счет, чтение, письмо). Это крестьяне, которые освобождают и их дети.

Происходит во Франции революция. Лозунги: «Свобода, равенство, братство». В этот период закладываются основы обучения в начальной школе, начальное образование.

Ян Амос Каменский (1592-1670)

Человек для него – «совершеннейшее создание».

Выступал за всеобщее и равное для всех обучение (М+Ж), за единую для всех сословную школу. По его мнению – управление человека собой является одной из целей воспитания. Воспитание основывается на закономерностях естественного развития ребенка (принцип природосообразности). Идти от простого к более сложному, не проявлять торопливости. Каменский углубил и развил взгляды лучших представителей Эпохи Возрождения и утвердил в педагогике гуманистическую традицию. Обучение на родном языке. Разработал педагогику как самостоятельную отрасль. Основы дидактики. Книга «Великая дидактика», «Искусство всех учить всему». Сформулировал дидактический принцип – природосообразности – естественное развитие ребенка; принцип наглядности – золотое правило дидактики. Содержание и методы всех ступеней образования, которые он выделил. Создал классно-урочную систему– все по одному учебному плану. Каменский говорил о целенаправленности систематических процессов. Урок – основная форма.

Разработал методы воспитания детей до школы. Первый в истории труд, посвященный дошкольному воспитанию. Создал дидактическое пособие для наглядного обучения детей в начальной школе и семье. «Мир чувственных вещей в картинках» - первая детская энциклопедия.

Жан Жак Руссо (1712-1778)

В семье ремесленника – часовщика. Скитался, не получил образования систематического. Отдан в ученики и бежал. 1749 г. – первая его работа. 1754 г. – «Происхождение неравенства между людьми». Много статей, посвященных влиянию социалистической действительности о развитии личности. Идеолог французской революции. Главный фактор – среда. Город отрицательно влияет на развитие ребенка.

«Эмиль или о воспитании» - книга, роман-трактат. О Том, как воспитывать мальчика Эмиля. Должны воспитывать родители. Эмиль – сирота, отдан на воспитание учителю. Воспитание индивидуальное.

Природа

Люди 3 вида воспитания и 3 типа учителя

Предметы

Воспитание носит трудовой характер, физический, нравственный.

Естественные последствия. Если разбили стекло – не надо его вставлять, пусть мерзнет. Дать ребенку развиваться, свобода движений. До 12 лет не рекомендует учить читать, а бороться со своими страхами. Руссо противоречит себе. Не разрешать ребенку – горе для ребенка. Нельзя ребенку не разрешать, а надо уметь предотвратить. Развитие индивидуальных качеств. С 12 до 15 лет – развивать любознательность. С 17 до 18 – нельзя говорить о религии.

Пятая книга – о воспитании невесты Эмиля «София». Воспитание девушки – противоположное, отсутствие самостоятельных суждений, религий, воспитание в интересах мужчины. Подчиняться чужой воли – вот ее удел.

Ж.Ж. Руссо умер в скитаниях. Воспитатель должен быть молодым, потому что должен быть другом.

Джон Локк (1632-1704)

Родился в семье судебного чиновника.

Энгельс – «Сын классового компромисса между буржуазией и аристократии». Учился в Оксфордском университете. Там потом преподавал греческий язык и риторику. Главная книга «Опыты о человеческом разумении» в 1690-е гг. Критика теорий врожденных идей. Ребенок – пустая доска, чистый лист, который заполняется чем-то. Отрицал наследственность. Выступал против зубрежки. Говорил о необходимости чувственного познания мира. Физическое воспитание, телесное и духовное, закаливание детей с малых лет. Книга «Некоторые мысли о воспитании» - 1693 г. Воспитание джентльменов, методика, приемы. Воспитание индивидуальное. А бедным – создавать школу, рабочие – для мануфактур. Большое внимание – физическое воспитание --- методы, формы, средства.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

Швейцарский педагог, ученый и практик. Выдвинул на первый план идею об активной роли ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача – содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию активной деятельности и труда детей. Решающую роль в формировании личности он отводил нравственному воспитанию и ставил его в качестве главной задачи образовательного учреждения. Идея об объединении детей и воспитателей в дружную семью. Роль личности воспитателя. Организация сиротских школ. «Все для других, ничего для себя» - на могиле.