Дисциплинарная ответственность

Ответственность работников за нарушение требований по охране труда

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ

Лекция 5

Содержание:

1 Ответственность работников за нарушение требований по охране труда

2 Дисциплинарная ответственность

3 Административная ответственность

4 Материальная ответственность

5 Уголовная ответственность

За нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов виновные работники привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно законодательству.

Дисциплинарная ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины, за невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, в том числе в области охраны труда, заключается в том, что виновный работник вынужденно несет невыгодные для него последствия в связи с наложением на него дисциплинарного взыскания.

Выполнять требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии обязывают работников Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины (ст. ст. 139, 159), Закон Украины «Об охране труда» (ст. 18), правила внутреннего трудового распорядка, действующие на предприятиях, в учреждениях и организациях, нормы коллективных договоров, другие нормативные акты о труде. Соответствующие условия могут быть внесены и в контракты, которые заключаются с работниками.

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работников является нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда и их действия, направленные на создание препятствий для выполнения должностными лицами органов государственного надзора за охраной труда их полномочий. Перечень основных полномочий должностных лиц этих органов содержимся в ст. 45 Закона Украины «Об охране труда».

Одним из конкретных нарушений законодательства об охране труда, прямо указанных в Законе, за которое собственник или уполномоченный им орган имеет право притянуть работника к дисциплинарной ответственности, есть уклонение его от прохождения обязательного медицинского осмотра (ч. 2 ст. 19 Закона Украины «Об охране труда»). В этом случае собственник или уполномоченный им орган обязан также отстранить работника от работы без сохранения заработной платы.

Полномочия и права профсоюзов осуществлять контроль за выполнением собственником или уполномоченным им органом законодательных или иных нормативных актов об охране труда предусмотрены КЗоТ Украины (ст. 244) и Законом Украины «Об охране труда» (ст. 48). Создание работниками препятствий для деятельности представителей профессиональных союзов, направленных на выполнение этих полномочий, является основанием для привлечения виновных работников к дисциплинарной ответственности.

КЗоТ Украины (ст. 147) установлены такие дисциплинарные взыскания: выговор, увольнение с работы. Законодательством, уставами и положениями о дисциплине, которые действуют в некоторых отраслях народного хозяйства, могут быть предусмотрены для отдельных категорий и иные дисциплинарные взыскания.

Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган, который пользуется правом приема на работу (избранием, назначением на должность, утверждением в должности) этого работника.

На работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам и положениям и иным актам законодательства о дисциплине, дисциплинарные взыскания могут накладываться также органами, вышестоящими над органами, уполномоченными принимать на работу.

К работникам, занимающим выборные должности, такая мера дисциплинарного взыскания, как увольнение с работы может быть применена только по решению органа, их избравшего, и только на основаниях, предусмотренных законодательством.

Дисциплинарные взыскания на работника за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов может быть наложено по инициативе органов, осуществляющих государственный и общественный контроль за охраной труда.

Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда и его должностные лица (государственные инспекторы) имеют право посылать собственникам, руководителям предприятий, учреждений и организаций представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности для принятия мер (ст. 45 Закона Украины «Об охране труда», подпункт б пункта 5 Положения о Государственном комитете Украины по надзору за охраной труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 4 мая 1993 г. № 328).

Профсоюзный орган, подписавший коллективный договор, имеет право требовать от собственника или уполномоченного им органа расторжения трудового договора (контракта) с руководящим работником либо устранения его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательств по коллективному договору. Требование профсоюзного органа может быть обжаловано работником, собственником или уполномоченным им органом в вышестоящем профсоюзном органе или в суде (ст. 45 КЗоТ Украины).

Профессиональные союзы имеют право по последствиям проверки соблюдения требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда вносить собственникам или уполномоченным им органам, а также государственным органам управления представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ (ст. 48 Закона Украины «Об охране труда»). В представлении может быть поставлен вопрос и о привлечении виновных работников к ответственности, в том числе дисциплинарной.

Специалисты службы охраны труда на предприятии имеют право требовать от должностных лиц отстранения от работы работников, не прошедших медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда, не имеющих допуска к соответствующим работам либо нарушающим нормативные акты об охране труда. Они имеют право направлять руководителю предприятия представления о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда (ст. 23 Закона Украины «Об охране труда», пункты 2.5.4 и 2.5.5 Типового положения о службе охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 3 августа 1993 г. № 73).

Уполномоченные трудовых коллективов по вопросам охраны труда имеют право вносить собственнику или уполномоченному им органу предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих нормативные акты об охране труда (п. 3.1.4 Типового положения о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 28 декабря 1993 г. № 135, согласованного с профсоюзными органами).

На предприятиях, в организациях, хозяйствах с количеством работающих 50 и более человек независимо от форм собственности и видов хозяйственной деятельности могут создаваться комиссии по вопросам охраны труда предприятия (ст. 26 Закона Украины «Об охране труда»). Эти комиссии имеют широкие полномочия в области охраны труда, в частности, имеют право осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам охраны труда непосредственно на рабочих местах, обеспечением работающих средствами коллективной и индивидуальной защиты, смывающими и обеззараживающими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, состоянием санитарно-бытовых помещений и т. п. Комиссия имеет право обращаться к собственнику или уполномоченному им органу с предложениями по регулированию отношений в сфере охраны труда (п. 8 Типового положения о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 3 августа 1993 г. № 72). В обращении комиссии могут быть аргументированы предложения также по привлечению виновных работников к дисциплинарной ответственности.

Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда, может быть поставлен также органами прокуратуры, в частности, в форме представления.

Дисциплинарное взыскание применяется собственником или уполномоченным им органом непосредственно за выявлением проступка, но не позже одного месяца сот дня его выявления, не считая времени освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или пребыванием его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позже шести месяцев со дня совершения проступка (ст. 148 КЗоТ Украины).

Прежде чем наложить дисциплинарное взыскание, собственник или уполномоченный им орган должен затребовать от виновного работника письменное объяснение. Закон не устанавливает срока, в течение которого работник должен предоставить объяснение. Желательно, чтобы ориентировочные сроки для представления объяснений были предусмотрены в коллективном договоре, а конкретные сроки, в зависимости от обстоятельств совершения проступка, устанавливало служебное лицо, имеющее право наложения дисциплинарных взысканий. В случае неполучения от работника объяснений в установленный срок дисциплинарное взыскание может быть наложено на основании материалов, имеющихся на предприятии, в учреждении, организации.

В том случае, когда работник отказывается дать объяснение» об этом должен быть составлен акт за подписью служебного лица и работников предприятия, которые были свидетелями этого отказа.

За каждое нарушение трудовых обязанностей может быть применено лишь одно дисциплинарное взыскание. При выборе дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен учесть степень тяжести совершенного проступка и причиненный им ущерб, обстоятельства, при которых совершен проступок, предыдущую работу работника. Взыскание оглашается в приказе (распоряжении) и сообщается работнику под расписку (ст. 149 КЗоТ Украины).

Статья 49 Закона Украины «Об охране труда» является общей нормой, она не устанавливает непосредственно конкретных санкций за то или иное административное нарушение, а отсылает к административному законодательству, ограничиваясь определением двух основных групп проступков, за которые может наступить такая мера ответственности, как административное взыскание. В частности, это:

1) нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

2) создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора и представителей профессиональных союзов.