Украинская модель управления.

При этом государственность в чистом виде не существует. Она не исчерпывает ситуации в обществе, в которых имеет место какая-то власть. Она смешана с явлением внегосударственной власти. Она вынуждена прибегать к негосударственным методам правления и вмешиваться в дела, выходящие за рамки её законных функций.

Власть как социальный институт. Государство общество.

Возникновение государства обусловлено множеством аспектов. Выделим из них три: интересы общества, обособление самой власти от общества и дифференциация внутри самой власти - и рассмотрим их по отдельности.

1)Общество складывается из каких-то групп людей - из частей. Последние имеют свои частные интересы. Эти интересы могут у каких-то частей совпадать, могут различаться и даже быть противоположными. Но у них есть одно общее: они могут быть удовлетворены только в составе объединения этих частей в целое.

Целое, таким образом, есть условие удовлетворения каких-то частных интересов. Причём не обязательно все части без исключения могут быть заинтересованы в целостности их объединения. Какие-то из них могут стремиться к дезинтеграции целого.

Но в совокупности частей имеется достаточно большое число таких, которые стремятся к целостности и имеют силы противостоять дезинтеграционным стремлениям.

Далее, появляется какая-то группа людей, которая использует эту ситуацию в своих интересах. Она стремится поживиться за счёт потребности этого скопления людей в целостности и делает своим частным интересом удовлетворение этой потребности. Эта группа людей может появиться извне данного скопления, врасти в него и разрастись в нём. Она может выделиться из числа представителей этого скопления, обособиться в нечто автономное и опять-таки разрастись в нём. Она может сложиться как смешанный вариант.

Важно то, что она становится носителем интересов целого. Она заботится о себе. Но средством удовлетворения своей заботы волею судьбы избирает заботу о создании, сохранении и упрочении данного скопления людей как целостного объединения.

Таким образом, интересы целого - вовсе не интересы всех частей целого, а лишь условие удовлетворения частных интересов и частный интерес особой части целого, которая и развиваетсяв государство.

При его рассмотрении различают такие аспекты: исторический и структурный, государство для себя и для других, внутренние явления государства и отношение его к окружению, государство и другие сферы и т.п. Причём эти аспекты берутся в их взаимодействии, переплетении и эволюции.

2) Другой аспект формирования государства возникает не просто как превращение догосударственной власти в государственную, а как образование нового структурного уровня власти, подчиняющего себе все прочие явления власти и преобразующего их применительно к своим интересам.

В основе своей власть человейника включала в себя власть как физическое принуждение людей к определённому поведению, власть как обладание и распоряжение материальными ценностями и власть как влияние на сознание подвластных.

С увеличением и усложнением человейников произошла дифференциация этих аспектов власти, произошло образование различных сфер, их разрастание и структурирование, образование системы власти в сферах.

Одновременно действовала тенденция сохранения или восстановления единства власти. Она действовала как борьба различных властей (военных, хозяйственных, церковных) за власть над всем человейником, за доминирование в системе власти.

Имели место и до сих пор видны варианты доминирования той или иной власти и их комбинации. Но при всех вариантах происходило сосредоточение всех средств власти в руках той её части, которая брала верх. В конце концов, в каких-то человейниках произошло обособление особой сферы власти, отличной от прочих сфер и противостоящей им в качестве органа управления человейником в целом. Можно сказать, что произошло первое великое разделение властей, т.е. выделение государственной власти от всех остальных.

Государственная власть есть узаконенное право на принуждение подвластных к определённому поведению и на средства осуществлять это право на деле, - полиция, армия, суды, тюрьмы. В паре «власть и управление» власть имеет приоритет. Она есть власть и над управлением, а не власть в силу управления. Управление есть реализация власти. А государственная власть есть, прежде всего, власть закона.И лишь постольку она есть власть людей, издающих и исполняющих законы и живущих за счёт этой функции.

3) Отметим ещё один аспект формирования государства. Всякая власть обладает функцией приказаний и функцией принуждения тех, к кому относятся приказания, к их исполнению. Обособление первой функции в качестве функции высшего уровня власти общества придаёт последней характер государственности.

Решающим тут является осознание обществом этих функций власти как функций власти высшей. В данном случае надо различать содержание и форму власти. Власть по содержанию может быть государственной, но рядиться в неадекватную ей форму военной, экономической или религиозной власти. Порою, эта форма утверждается прочно и надолго, делая государственность неполноценной или недоразвитой.

Адекватной содержанию государственности является форма профессиональной, т.е.чисто политической власти. Эта форма устанавливается, когда система власти разрастается до сравнительно больших размеров, а её функции усложняются настолько, что требуется профессионализм для их исполнения и требуются затраты усилий и времени, исключающие прочие занятия.

Результатом рассмотренного выше длительного и многостороннего процесса явилось возникновение в системе власти нового структурного уровня - уровня высшей власти, власти, как таковой, власти политической.Функцией этого подразделения власти стала власть над всей совокупностью власти в обществе и через неё власть над обществом как целым. Именно этот уровень придаёт всей системе власти характер государственности в её самом развитом виде

Итак, государство есть управляющий орган общества. Государство формируется как орган формирующегося общества, а общество формируется как человейник с таким управляющим органом, каким является государство. Это - единый процесс.

Функция государственности заключается в том, чтобы обеспечить жизнь и самосохранение общества как единого целого, управление им как целым. Специфическими средствами этого являются законодательство и принудительный аппарат исполнения законов.

Государство способно выполнять функцию целостности общества лишь при том условии, что оно, будучи «уполномочено» обществом на эту роль в историческом процессе своего формирования, становится самодовлеющим социальным феноменом, существующим для самого себя, а не для чего-то другого, - становится субъектом истории, использующим общество как сферу и орудие своего собственного бытия.

Функция государства как органа целостности общества детализируется и развивается в сложную систему функций: охрана целостности, установление и охрана правового порядка, защита общества от внешних угроз и т.д.

Среди этих задач государства оказывается также и забота о частных интересах каких-то определённых категорий, слоёв, классов и групп населения, а также примирение вражды между ними. Оно при этом зачастую пренебрегает своими обязанностями, что порождает социальные конфликты, восстания, перевороты и т.д.

Каждое государство имеет свою структуру - строение его основных линий. Организационные: 1) структурирование в за­висимости от территориального деления страны. Складывается иерархическая структура, начиная от учреждений центральной власти и кончая учреждениями власти минимальных территориальных единиц. Между ними устанавливаются различные отношения, включая подчинение низших уровней высшим и распределение власти, т.е. некоторую автономность низших уровней по отношению к высшим. Территориальные власти в той или иной мере копируют власть более высоких уровней (принцип стандартизации).

2)Структурирование государства намикроуровне. Для подавляющего большинства лиц, занятых в системе государства, их дело является работой, требующей профессиональной подготовки и навыков. Для них участие во власти есть рутинная работа в деловых клеточках. По этой линии структура государства разрастается в сеть и иерархию деловых учреждений (клеточек), связанных в целое отношениями субординации и координации. Это - бюрократически-административный аппарат.

3) Функциональная линия - дифференциация различных функций власти и обособление их в виде особых подразделений власти. В идеале тут имеет силу социальный закон соответствия: каждой функции соответствует какое-то множество частей государственной структуры и каждой части - функция. Самым крупным разделением властей по третьей линии является разделение на законодательную и исполнительную власти.

Иногда к этим подразделениям присоединяется отделение судебной власти (так в США). Классически отчётливую форму это разделение приобрело в государственности западного типа. Степень сложности государственной структуры зависит от степени сложности общества и отражает её. Тут имеет силу закон соответствия между частями общества и частями структуры государства.

В структуре современного государства выделяются такие элементы: 1) центральное правительство; 2) местные (территориальные) органы власти; 3) административно-бюрократический аппарат; 4) органы общественного порядка и защиты страны; 5) правящая элита; 6) политические партии и "околоправительственные" организации. Между ними имеет место множество взаимоотношений, образующих многомерную сеть отношений. Они выполняют разнообразные функции и сплетаются в сложную систему. Плюс ко всему, все они и их функции погружены в сферу коммунальности, которая сама погружена в среду целого социального организма.

Функции, исполняемые государственностью, различаются по широте действия, по степени сложности, по степени важности, по тому, какие категории людей они затрагивают и какие материальные ресурсы приводят в действие, по затратам на их исполнение и другим признакам. Практически тут происходит своего рода суммирование, так что можно говорить о социальном статусе функций государства.

По социальному статусу различают уровни государственности - низший, средний и высший. К высшему уровню относятся функции, имеющие стратегическое значение для общества в целом и его положения в окружающем мире.

Далее, власть является государственной лишь при том условии, что она легитимная, т.е. признана обществом как законная. Власть может обладать силой заставить население признать её, покориться ей, примириться с ней. Но для государственности этого мало. Для неё требуется именно законность, как в её установлении, так и в воспроизводстве. Сама же легитимация власти представляет собой общественное признание конкретных личностей в качестве носителей власти.

Основной формой легитимации власти являются различные формы выборов ей носителей. Они позволяют осуществлять сменяемость формально высшей власти, сохраняя при этом стабильность и преемственность системы государственности. Тем самым общество ограждается от излишних и опасных радикальных перемен.

В рамках зародившейся и до некоторой степени легитимной власти принимались и принимаются юридические законы, укрепляющие легитимность и делающие её преемственной (например, законы о престолонаследии, конституции). При любых переворотах те, кто захватывают власть, торопятся узаконить её. В наше время сразу сочиняют конституции, узаконивающие власть захватчиков (например, Пакистан).

Особо подчеркнём формальный характер легитимации власти в качестве государственной. Сущность легитимации состоит именно в её формальности. А задача этой формальности заключается в том, чтобы навязать людям сознание незыблемости власти и наказуемости за непослушание ей. Узаконивание власти есть способ осознания обществом её силы и права на насилие, признание фактора власти как стоящего над подвластным.

Почему власть должна быть узаконена? Потребность власти в узаконивании возникает не всегда, а лишь в определённых условиях, а именно тогда, когда общество разрастается, усложняется и разбрасывается в пространстве настолько, что одними лишь средствами насилия удержать власть над ним и сохранить единство самой власти становится невозможным.

Требуется изобрести и вбить в головы людей идею, будто власть исходит от неких сверхчеловеческих сил или, по крайней мере, от сил вне данного общества (бог, древние правители), а в случае выборной власти - исходит от некоего народа, будучи воплощением его свободной воли.

Этим силам отводили роль учредителей некоего закона. А в случае выборной власти изображают народ, стоящий над каждым человеком в отдельности как высшая сила, творцом такого закона. Благодаря этому изобретению невыполнение распоряжений власти и всякие покушения на неё стали рассматриваться как выступления не против конкретных лиц во власти и конкретных проявлений власти, а против обезличенного и сверхчеловеческого закона.

Замена идеи божественности власти на идею народа как на источник власти была лишь сменой формы легитимации власти. В конкретной истории это был длительный процесс борьбы и социального творчества людей.

Важнейшим признаком государства является его суверенность.Она означает, что государство законно (формально!) не признает в рамках своего подвластного общества никакой другой власти над собой и не делит власть ни с кем, кто (и что) находится вне государственности.

В реальности этот закон постоянно нарушается. Борьба за власть, интриги, расколы, посторонние влияния, околоправительственные круги, лобби, коррупцию, родственные связи и т.п. Все это имеет место и процветает. Но это происходит в рамках одной государственности, около неё, с ней, за её счёт. И всё это не устраняет её формальный суверенитет. Тут есть свои пределы, выход за которые делает государственность не суверенной. И тогда она разрушается в этом качестве, остаётся государственностью лишь по внешней форме и по названию.

Из сказанного выше следует, что деятельность государства по управлению обществом является публичной.Но это абстрактный закон, который постоянно нарушается. Общеизвестно, каких масштабов достигает скрытая часть деятельности властей современных обществ. Причём, степень скрытности очень высока, и имеет тенденцию к росту.

Типы государственности классифицируются по самым различным признакам: монархическая, республиканская, авторитарная, диктаторская, олигархическая, тираническая, демократическая и т.п. У них много как общего, так и специфического в организации и функционировании административно-бюрократического аппарата, армии, полиции, дипломатии, секретных служб и т.п., а также в социальных отношениях занятых в них людей.

С другой стороны, в деятельность государства вмешиваются негосударственные явления. Государство не охватывает целый ряд проблем, которые оно, казалось бы, обязано решать. По мере развития общества, изменения условий управления и возникновения явлений, не предусмотренных в его стадии, когда складывалось государство, назревает несоответствие между государственностью и требованиями управления обществом.

Разрастание самой государственности ведёт к образованию явлений, выходящих за её рамки. Наблюдение политической жизни современных стран позволяет сделать вывод, что система государственности переживает непреходящее кризисное состояние и что огромную (а порою - решающую) роль в управлении обществом приобретают явления внегосударственные.

Заключение: Власть над производимыми ценностями и над их распределением есть основа общественной жизни. Отношение власти и подвластности есть одно из самых фундаментальных социальных отношений. Власть над распределением точек деятельности людей есть главное из её средств (есть и другие). Социальная власть общества есть власть в собственном смысле слова, и она воплощается в определённой организации и форме.

Дифференциация и до известной степени обособление в виде особых функций различных подразделений единой власти есть разделение властей. Первым было разделение, в результате которого политическая (гражданская) власть отделилась в качестве государственной. Второе разделение – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Третьим является разделение на государство и сверхгосударство.

Сущность государства и его основная роль в обществе состоит в том, что государство есть основа, орган, условие, носитель целостности общества, орган самосохранения общества как особого целостного социального существа, орган, управляющий его поведением в таком качестве.

Вопросы и задания для самоконтроля и размышлений

1. Социальное значение и эффективность власти.

2. Бюрократия в механизмах властвует.

3. Назовите основные признаки и сущность власти. Какое соотношение между понятиями "власть" и "общество"?

4. Расскажите о способах отклонения и освобождения от политической власти.

5. Какие противоречия имеет политическая власть как способ деятельности и как взаимоотношения между людьми и почему?

6. Может ли регуляция общественных процессов с помощью политической власти быть заменено другими видами регуляции? Какие мифы, стереотипы массового сознания чаще всего используют в своей пропагандистской деятельности отечественные политики?

7. Охарактеризуйте основные технологии, которые были использованы властью в ходе подготовки и проведения выборов. Демократические выборы - это выборы лучших, или выборы себе подобных?

8. Политика проста как воды глоток – говорил поэт В. Маяковский. Так ли это?

9. Проанализируйте украинскую социальную власть по следующей схеме: а) где именно располагаются реальные центры социальной власти; б) из кого состоят группы руководителей; в) какие реальные механизмы осуществления власти функционируют внутри конституционных (официальных) органов; г) какие психологические черты и особенности социального поведения руководителей; д) какие типичные для них методы, организационные приёмы ("технологии") осуществления власти, способы социального манипулирования, режиссуры, каковы их тактика и стратегия.

10. Какой уровень доминирует в украинской государственной власти: виртуальный, показной, имитационный, или глубокий, сущностный? Почему?

11. Как бы сделать так, чтобы граждане всегда и при всех обстоятельствах нуждались в государственной власти и были верны ей? Ответ найдёте в книге Н. Макиавелли «Государь».

12. Нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть, писал Плутарх. Попробуйте поспорить с ним с аргументами в руках.

13. Демократия, отмечал Аристотель, лучшая из худших систем власти. Исторический и современный опыт демократии подкрепляют это утверждение или нет?

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1. Социальное управление как система: понятие, содержание и сущность.

2. Украинская модель управления: ретроспективы и перспективы.

 

Жизнь общества - множество поступков (действий) его членов. Это множество должно быть как-то упорядочено, чтобы общество могло жить как единое целое. Т.е. должен быть установлен и поддерживаться определённый порядок. Члены общества должны быть как-то защищены друг от друга.

Порядок может создаваться и поддерживаться сам собой, если существа, образующие объединение, биологически обречены на строго определённую форму поведения, которую они не в силах нарушить.

Но люди обладают широким диапазоном поведения от природы и возможностями свободного поведения. В их социальной жизни имеет место большое число ситуаций, биологически непредусмотренных. Так что проблема порядка общества оказывается первостепенной важности.

В обществе эту функцию поддержания порядка берет на себя сфера власти и управления.

Если группа людей небольшая и условия жизнедеятельности примитивны, функцию порядка может выполнить один человек. По мере разрастания общества и усложнения поведения людей происходит разрастание и усложнение самих органов порядка. Происходит это по общим законам социальной комбинаторики.

Управление рассматривается как деятельность управляющих органов, как сфера реализации власти. В данном контексте управление рассматривается в качестве ключа к нормальному формированию и функционированию общества. Понятие “управление” используется в следующих значениях:

1) управление как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий управления;

2) управление как искусство – способность эффективно применять теорию и методологию управления в конкретной ситуации. Различие между наукой и искусством таково. Цель науки – истина, цель искусства – умение.

3) управление как функция – планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль.

4) управление как процесс – совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их решения и организацией выполнения принятых решений;

5) управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.

Социальное управление связано с организацией людей, социальных групп и других общностей по “производству” и воспроизводству самих себя, всего общества как нечто единого целого, а вместе с ними и всего человечества. Оно прямо обращено к людям, их природе, организации и самоорганизации.

Стадии этого процесса: выбор целей, прогнозирование, планирование, сбор, анализ и использование информации, принятие и исполнение решений, организационная работа, контроль, оценка эффективности управления.

Так, управление обществом как целым входит в задачу государства и включает в себя все виды правовой организации общества и его составляющих. Специфическими средствами этого являются законодательство и принудительный аппарат исполнения законов, денежный тоталитаризм, идеология, страх, интересы и др.

Каждый социальный организм состоит из клеточек, объединения людей, образуемые ими для удовлетворения тех или иных своих потребностей. Необходимым элементом жизнедеятельности любой клеточки общества является управление её внутренней жизнью и её поведением во внешней среде.

Роль органа управления у отдельного человека играет его мозг и нервная система. Они позволяют человеку бо­лее или менее объективно оценивать своё положение в. окружающей среде, ставить цели, предвидеть последствия каких-то его действий, принимать решения и побуждать своё тело к их исполнению, оценивать результаты своих преднамеренных и целенаправленных действий.

Объединяясь в группы, люди переносят на них то, чем они обладают от природы, а именно — разделение на управляющий орган и управляемое тело.

Только теперь происходит разделение функций, слитых в отдельном человеке воедино, и распределение их между различны­ми людьми.

Функция управляющего органа переходит к одним людям, функция управляемого тела — к другим. Это — частный случай общего закона развития живой материи: расщепление функции единого тела и превра­щение их в особые функции различных тел того же рода.

Управляющим органом клеточки может быть отдель­ный человек, группа людей и сложная система из людей и групп людей. А если речь идёт об управлении более сложным социальным объединением, то управляющий орган может быть особой клеточкой или системой из множества таких клеточек, специально занятых управле­нием.

Управляющему органу принадлежат право и обя­занность выработки и принятия решения относительно деятельности управляемого тела, приведения решения в исполнение, контроля над его исполнением, поддержания соответствующего порядка, необходимого для этой дея­тельности, поощрения одних граждан и наказания дру­гих.

Эти право и обязанность могут быть захвачены или навязаны силой, получены по традиции, установлены путём соглашений или законодательным путём.

Имеются определённые корреляции между управляю­щим органом и управляемым телом, нарушение которых делает социальную группу (социальный организм) ме­нее жизнеспособным.

Тут опасно как чрезмерное разрас­тание управляющего органа, так и его недостаточность для управления чрезмерно разросшимся и усложнив­шимся управляемым телом. История животного мира и человечества даёт бесчисленные примеры на этот счёт.

Так, различают управление делом, в которое вовлечено определённое множество людей, и управление людьми независимо от конкретного дела, раз эти люди по каким-то причинам собраны вместе.

Управление конкретным делом всегда есть управление людьми, занятыми этим делом, а управление конкретным объединением людей есть так или иначе и управление делом, которое свело этих людей вместе, хотя это дело и может заключаться лишь в том, чтобы жить вместе.

Доминирование того или иного аспекта (дело и совместность) порождает различные типы управления - деловое и коммунальное (или порядковое). Первое подчиняется общим законам дела, второе - законам коммунальности. Но каждое содержит в себе в ослабленном виде свойства другого.

Надо, далее, различать два аспекта во взаимоотношениях управляющего органа и управляемого тела: 1) первый приспосабливается ко второму; 2) второе приспосабливается к первому. Постепенно устанавливается относительное их равновесие, но с доминированием одного из них в зависимости от характера общественного организма. Доминирование первого аспекта даёт приспособленческий тип управления, а доминирование второго - волюнтаристский.

Кроме того, различают взаимоотношения между различными управляющими органами в одном и том же социальном пространстве. Например, взаимоотношения между внутриклеточным управлением и управлением всею совокупностью клеточек. Тут опять-таки возможны различные варианты. Отметим два из них как основные.

Первый из них - управляющие органы и принципы управления однотипны, между ними доминирует отношение субординации. Этот тип называется гомогенным.

Второй из них - управляющие органы и принципы их деятельности разнотипны, между ними доминирует отношение координации. Это гетерогенный тип. Возможны и другие варианты, включая комбинации этих двух, а также комбинации из трёх и более слоёв управления.

Различаются также непосредственное и опосредованное управление. Во втором между управляющим органом и управляемым объектом имеется посредник, не входящий в структуру управления. Имеется малоступенчатое (в частности - одноступенчатое) и многоступенчатое (иерархизированное) управление, централизованное и децентрализованное, единоначальное и коллегиальное.

Надо, наконец, различать командный и регулировочный аспекты управления. Доминирование одного из них даёт соответственно командный и регулировочный тип управления.

В случае первого управление осуществляется путём приказов (указов, директив, инструкций), отдаваемых руководящим органом нижестоящим инстанциям руководства или управляемым объектам.

В случае второго упор делается на систему правил, за соблюдением которых следит руководящий орган. В реальности управления большим обществом включает в себя огромное число актов, способов, учреждений и аспектов управления. Все они сплетаются в сложную и многостороннюю систему управления.

Она характеризуется не одним каким-то бросающимся в глаза признаком, а многими признаками, которые не всегда гармонируют друг с другом, а порою даже вступают в конфликты и порождают противоположно направленные следствия.

Тем не менее, каждый тип общества создаёт свою систему управления, в которой доминируют вполне определённые явления, позволяющие говорить о типе этой системы.

Так, для некоторых обществ характерна порядковая, волюнтаристская, гомогенная, централизованная, командная, прямая, многоступенчатая система управления. А для других - деловая, приспособленческая, гетерогенная, опосредованная, регулировочная система.

Каждая система имеет свои принципы функционирования. Вот для примера некоторые принципы первого из упомянутых видов управления. Максимальный контроль над всеми аспектами жизни общества и отдельных граждан.

По возможности не допускать то, что не может контролироваться. Если этого невозможно избежать, то допускать это в той мере, в какой это не угрожает общей установке на максимальное контролирование. По возможности ограничивать число управляемых объектов, сводить к минимуму число «точек» и акций управления. Не допускать конфликтов между частями целого. В случае возникновения таковых отдавать предпочтение интересам управляемости. Не допускать непредвиденного. Действие принципа соответствия интеллектуального уровня руководства обществом и интеллектуального уровня руководимого им населения.

А вот для примера некоторые принципы другого вида управления. Контролировать только такие «точки» управляемого тела, контроль над которыми даёт возможность контролировать все тело. Сводить число таких точек к минимуму. Если контролируемое тело нормально выполняет свои жизненные функции, не надо мешать ему избыточным контролем. Не мешать неуправляемым явлениям, если они не вредят делу. При всех конфликтных ситуациях отдавать предпочтение интересам дела.

В целом же, в организации системы управления решающим являются два момента. Первый - выбор небольшого числа точек управления, которые действительно контролируются и владение которыми позволяет контролировать наиболее существенные стороны жизни.

Второй – выбор небольшого числа случаев, когда вмешательство управляющего органа необходимо. Определение точек управления и время вмешательства в ход процесса зависит от природы, интересов и целей управляющих, от их взаимоотношений с управляемыми и других социальных факторов.

Управление как особый вид деятельности имеет свои законы. Управляющий должен иметь достаточные знания об управляемом объекте, информацию об его состоянии, об исполнении своих приказаний. Должен давать приказания, соответствующие объекту и его состоянию. Его приказания должны быть ясны управляемым, должны быть однозначны.

Он должен настаивать на исполнении приказаний, наказывать управляемых за их плохое исполнение или неисполнение. Управляемые должны понимать, что от них требуется, признавать авторитет управляющего и т.д. Все это общеизвестно как азбука управления. Но в реальности эти азбучные правила постоянно нарушаются, что сказывается в состоянии управляемого объекта и дела.

При этом различают цели и интересы людей, вовлечённых в ситуацию управления (управляющих и управляемых), и средства управления. Основные средства суть насилие, манипулирование сознанием людей и распоряжение жизненными благами.

Всякое управление предполагает потоки информации. Естественно, прогресс информационной техники породил колоссальный энтузиазм в отношении прогресса всей системы управления. Однако полнота и скорость движения информации являются тут избыточными, а точность её нисколько не увеличивается за счёт машин. К тому же никакая техника не может заменить волевой и оценочный аспект целиком. Тут, так или иначе, решают люди. Просто на место людей без машин пришли люди с машинами. Запомним это и пойдём далее.

 

Как уже отмечалось, есть два аспекта управления: управление конкретным делом и управление людьми, независимо от того, каким делом они заняты. В отечественном управлении в советское время доминировал второй аспект. В условиях отсутствия частного предпринимательства средством управления обществом становится организация масс населения в стандартные деловые коллективы, установление их статуса и обязанностей, структуры, отношений с другими коллективами и властями, их финансирования и планирования их деятельности.

Обязательность труда для работоспособных граждан означает фактически прикрепление их к каким-либо трудовым коллективам. Коллектив наделяется огромной властью над индивидом. Власть получает возможность управлять индивидами не непосредственно, на что у неё просто не хватило бы сил, а через коллективы.

Коммунистическое управление обществом есть, прежде всего, управление коллективами. В Советском Союзе сравнительно быстро выработалась детальнейшая «технология» управления такого рода как со стороны властей в отношении коллективов, так и со стороны коллективов в отношении индивидов.

Есть две крайности в отношениях между управляющими и управляемыми объектами.

Первая из них - управляющие лица и органы стремятся сделать объектами своего управления как можно больше явлений и управлять ими как можно педантичнее, максимизировать свой контроль над управляемой сферой.

Вторая крайность - управляющие лица и органы стремятся свести к минимуму число «точек» и число акций управления, минимизировать свой контроль над управляемой сферой. Реальное управление всегда колеблется между этими крайностями.

Отечественное управление стремится к максимально полному и всеобъемлющему контролю над всеми аспектами и сферами жизни страны, включая государственность, экономику, культуру, идеологию, быт и отдых граждан, воспитание и образование детей, медицинское обслуживание, обеспечение людей в старости, науку, спорт и т.д. Если что-то выпадает из-под контроля власти, это происходит как отклонение от принципа тотальной подконтрольности или в силу обстоятельств, а не в силу добровольного отказа власти от этого принципа.

Советская система управления была предельно централизованной и работала по принципам командования (сверху вниз). Такая система порождает безынициативность, бесхозяйственность, бессмысленные потери средств, застой в производительности труда и многие другие отрицательные явления, которые хорошо известны.

Вместе с тем в этом есть и свои достоинства, которые тоже известны: увеличивается степень плановости, возможность сосредоточивать большие средства на решение крупных проблем (особенно в войне). К тому же мера добра, привносимого децентрализацией, сомнительна. Она заметна в малых масштабах. Но в масштабах общества в целом она может привести к ещё большим трудностям, чем те, которые возникают без неё.

Но отечественное управление не исключает децентрализацию. Оно допускает её в силу обстоятельств и необходимости.

В Советском Союзе в брежневские годы наметилась сильная тенденция к децентрализации управления. Руководители предприятий и целых отраслей требовали большей свободы деятельности и явочным порядком добивались в ряде случаев или получали её в виде исключения (например, в особо важных сферах атомной физики, электроники, космических полётов). Территориальные власти во многом фактически стали неподконтрольными Москве.

Имеется два аспекта во взаимоотношениях между властью и управляемым обществом: 1) власть приспосабливается к управляемому обществу; 2) общество приспосабливается к управляющей им власти.

В отечественном управлении доминирует второй аспект. Здесь интересы управляемости общества становятся, в конечном счёте, главным фактором в жизни системы власти.

Они лимитируют развитие общества, становятся внутренними препятствиями использования заложенных в нем потенций. Но в силу причин, не зависящих от власти (например, необходимость обороны страны), общество вынуждается на такое развитие, при котором растёт число подлежащих управлению объектов и усложняется само управление ими. Лишь эти внешние для власти принудительные обстоятельства вынуждают её на приспособление к управляемым объектам.

Рост числа всякого рода начальников и руководящих учреждений, обусловленный потребностями управления усложняющимся обществом, порождает дополнительный и автономный процесс увеличения системы управления самой по себе, уже безотносительно к управляемому обществу.

Управление становится способом жизнедеятельности для пятой части (а то и более) работающих граждан. Сократить это число ниже некоторого минимума в принципе невозможно. Сокращение его в одних местах ведёт к увеличению в других.

Система управления становится здесь частью власти и превращается в нечто самодовлеющее. Вся система власти превращается в гигантское образование, живущее за счёт общества, которое оно по идее должно обслуживать. Отношение оборачивается: тут уже не столько власть служит обществу, сколько само общество служит власти.

Общество становится ареной и материалом деятельности власти, сферой приложения его сил, средством удовлетворения его амбиций и потребностей. Власть тут становится монопольным субъектом истории. Его жизнь со всеми его официальными спектаклями навязывается обществу в качестве жизненного всеобщего спектакля. Советский опыт интересен в этом отношении тем, что он в обнажённом виде проявил аналогичную тенденцию эволюции западного мира в эпоху становления сверхобщества.

Вследствие общих условий коммунистического социального строя (отсутствие частного предпринимательства, ограничения на имущества, социальные права и гарантии и т.д.) законодательный аспект деятельности власти оказывается крайне упрощённым.

Главным в нём становятся не политические и правовые проблемы, как это имеет место в западной государственности, а хозяйственно-бытовые. Центр тяжести работы власти смещается в исполнительный аспект. Парламентские спектакли устраиваются изредка, в установленные сроки. Их исход предрешён заранее.

Деятельность отечественной власти лишь в малой мере публична, да и то скорее в пропагандистских, а не деловых целях. Основная деятельность происходит негласно, то, что предаётся гласности, как правило, подвергается тщательной идеологической и пропагандистской обработке.

Отечественная власть нуждалась в определённых интеллектуальных средствах. В отношении экономики, военной сферы, науки, культуры и других сфер никаких проблем в послевоенные годы на этот счёт не было: Советский Союз в изобилии обеспечил их достаточно квалифицированными специалистами.

Проблемы были в сфере государственности и в партийной сфере, т.е. в отношении политической власти (во власти в узком смысле слова). Во власть попадали далеко не лучшие в интеллектуальном отношении индивиды. И образование они имели далеко не первоклассное. Образовательный и интеллектуальный уровень массы представителей власти был ниже такового в творческой части населения. Но он был выше уровня большинства населения страны.

Из чего складывался интеллект власти? Это, прежде всего идеология. До начала кризиса (в 1985 году) идеология служила своего рода инструкцией для высшей власти. В сталинские годы она вообще имела явно нормативный характер. Марксизм, утверждал Сталин, не догма, а руководство к действию.

В послесталинские годы эта нормативность несколько ослабла. Тем не менее, идеология оставалась теоретическим орудием деятельности высшего руководства страны. Когда советские вожди говорили, что они действовали в соответствии с учением марксизма-ленинизма, они не лицемерили. В марксизме-ленинизме на самом деле содержались идеи, позволявшие давать оценку исторического процесса, подтверждавшуюся в основных чертах на практике.

В распоряжении представителей власти, далее, имелись помощники и советники, специально выполнявшие интеллектуальные функции. Интеллектуальный уровень их был выше уровня тех, кого они обслуживали. Наконец, в распоряжении партийного аппарата были исследовательские учреждения всей страны. В них работало довольно большое число специалистов высокого класса.

При выработке и принятии решений отечественная власть колебалась между двумя крайностями - между волюнтаризмом и приспособленчеством.

В случае волюнтаризма власть стремится заставить подвластных жить так, как хочется самой власти. Наиболее сильное выражение волюнтаризм нашёл в сталинизме. В случае приспособления к стихийному ходу событий доминирует рутинно-бюрократический стиль руководства. Наиболее чётко он выразился в брежневизме.

Подавляющее большинство действий властей совершается в соответствии с инструкциями. Инструкции упрощают интеллектуальную работу представителей власти и снимают с них персональную ответственность за последствия их действий. Инструкции не являются государственными законами, но имеют силу таких законов для их исполнителей. Система инструкций дополняется системой установок.

Установка есть решение органа власти, обязывающая определённый круг подчинённых совершать какие-то действия с определённой ориентацией. Установка задаёт эту ориентацию, предоставляя исполнителям некоторую свободу выбора конкретных мер по её реализации. Инструкции и установки могут быть отменены и заменены другими сравнительно быстро и без особых проблем.

При принятии решений, затрагивающих интересы представителей различных подразделений власти, происходит согласование этих решений в среде лиц, как-то причастных к делу. Цель согласования - не нахождение наилучшего варианта решения деловой проблемы, а нахождение наилучших взаимоотношений между участниками ситуации решения. Огромную роль в работе власти играют всякого рода совещания, собрания, устная договорённость, устные и письменные распоряжения.

С точки зрения отечественной власти, любой ход событий может быть превращён в операцию власти, если только ей удается внедриться в него и взять его под свой контроль. Нет плохих результатов хода событий, есть лишь плохое использование его и плохое руководство им.

Сегодня отечественная модель управления находится в погодной стадии перемен. Имеет следующие признаки. Система управления порядковая, волюнтаристская, гомогенная, централизованная, командная, прямая и многоступенчатая.

Принципы управления: Максимальный контроль над всеми аспектами жизни общества и отдельных граждан. По возможности не допускать то, что не может контролироваться. Если этого невозможно избежать, то допускать это в той мере, в какой это не угрожает общей установке на максимальное контролирование. По возможности ограничивать число управляемых объектов, сводить к минимуму число «точек» и акций управления. Не допускать конфликтов между частями целого. В случае возникновения таковых отдавать предпочтение интересам управляемости. Не допускать непредвиденного. Соответствие интеллектуального уровня руководства обществом и интеллектуального уровня руководимого им населения.

Украинское общество пока что находится на "ручном" управлении. Достаточно сказать, что за годы независимости сменилось 12 правительств. Каждое из них имело свою отличную от других программу развития страны. И ни одна из них не была завершена.

Концепция социального управления находится в стадии разработки. Такова ретроспектива и нынешнее состояние. Что же касается перспектив, то они зависят от направленности политической "стрелы" перемен в социальном пространстве и времени.

Заключение. Социальное управление как деятельность управляющих органов представляет собой целенаправленный процесс воздействия на социальные объекты. Уровни, масштабы, степень и механизмы его различны, что обусловлено типом социальной системы, в которой они совершаются. Совершаются по законам социальной комбинаторики.

Полностью неуправляемых социальных объектов не существует согласно самому определению понятий. Есть лишь разные формы и степени управления и управляемости. Полностью неуправляемый социальный объект просто отмирает в качестве объекта социального. Когда говорят о каких-то социальных объектах как о неуправляемых, неявно предполагают их неуправляемость определёнными органами и формами управления или низкую степень управляемости.

 

Вопросы и задания для самоконтроля и размышлений

1. Социальное управление: содержание, разновидности, правила и сущность.

2. Типы социальных систем и типы управления.

3. Управленческие инновации: реальность и виртуальность.

4. Стратегическое управление.

5. Искусство руководить людьми.

6. Отечественный и западный опыт социального управления.

7. Управление персоналом: национальные традиции и эффективность.

8. Развитие механизмов мотивации управления.

9. Проблемы бюрократизации социальной организации общества.

10. Попробуйте решить задачу выхода современного украинского общества из системного кризиса.

11. Попробуйте решить такой парадокс. У нас фактически всё спланировано и находится под контролем. Официально же даём людям волю действий. И при этом даже сравнительно небольшие управленческие системы становятся фактически неуправляемыми. Они управляются лишь с точки зрения официальных отчётов.

12. Почему и зачем везде главное дело оттискивается на задний план в интересах второстепенного или третьерядного? Управление же какой-нибудь человеческой деятельностью и надзор за ней становятся намного важнее самой этой деятельности.

13. Что такое социальные планы (проекты), как и почему они возникают, как реализуются?

14. Что такое управление людьми, какими средствами и по каким правилам оно осуществляется?

15. Могут ли правила управления быть частью правил этики и права?

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.

1. Экономика как социальное явление и сфера общества.

2. Социально-экономическая структура общества.

 

Государственность в принципе сама не производит никаких жизненных ценностей. Она существует за счёт налогов и распоряжается соответствующими ресурсами. Государство тратит то, что произведено не им и вне его. Тем не менее, каждое общество озабочено средствами своего существования. Для чего создаётся особая сфера общества, сфера хозяйствования, сфера экономики. Именно о ней и пойдёт речь в данной лекции.

Экономика – производство (включая добычу и сбор) и распределение предметов потребления (вещественных благ) и услуг; форма хозяйствования; совокупность деловых клеточек общества. Их задача (функция) заключается в производстве и распределении материальных благ, совместно с системой учреждений, управляющих этой совокупностью. Тем самым экономика возможна при наличии государства и права.

Экономика имеет два аспекта: содержательный или вещественный, т. е. всё, что связано с производством и доведением до потребителя вещей и вещественных услуг, и формальный или денежный. Т. е. то, что связано с деньгами, прибылью, капиталом, банками, ценами, рынком и прочими элементами денежного хозяйства.

Возникновение и существование экономики невозможно без ряда предпосылок. Во-первых, разделение членов общества на сравнительно большое число однородных деловых групп, способных действовать более или менее самостоятельно, автономно.

Во-вторых, достаточно высокую производительность труда деловых групп, благодаря которой они могут регулярно отдавать часть своего труда и продуктов труда кому-то и после этого продолжать жить и осуществлять свою производительную деятельность.

В- третьих, наличие внешних этим деловым группам сил, которые более или менее регулярно отбирают у этих групп часть продуктов их труда (в виде дани, поборов, грабежей) и принуждают работать на них.

Хозяйство становится экономикой тогда, когда функцию охраны упомянутых групп и поборов с них (в качестве вознаграждения за охрану) берёт на себя государство. Государство узаконивает эти группы и поборы с них (налоги), осуществляя при этом социальную стандартизацию хозяйства.

В идеале экономика есть основным источником существования общества и призвана удовлетворять его основные потребности. В идеале, так как в реальности этот абстрактный закон постоянно нарушается.

Таким образом, процесс осознания и признания экономики как фактора общества включал (и всегда включает) государственно-правовые мероприятия.

Экономика заключена в определённые социальные границы. Последние определяются такими факторами: 1) фундаментальной функцией, обособление и развитие которой породило экономику как особую сферу общества; 2) юридическими законами, в рамках которых происходит экономическая деятельность людей; 3) социальными законами экономики как особого социального явления.

В реальности имеют место выходы за эти рамки. Если эти выходы являются настолько значительными, что влияют на всю ситуацию в сфере хозяйства, и если они становятся устойчивыми (постоянными, регулярными), то экономика либо утрачивает качество экономики, либо поглощается объектом более обширного масштаба и более высокого уровня организации - сверхэкономикой.