ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. Основные виды и формы социальных связей и взаимодействий.

2. Социальные законы как источники и основные механизмы социальных связей и механизмов.

Жизнь всех членов общества определяется следующим фундаментальным фактором. Они имеют дело друг с другом не просто как с отдельными людьми, но с людьми как представителями тех или иных объединений людей – социальных клеточек. Сами клеточки имеют управляющий орган и управляемое тело и различны по своей природе. Они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Отсюда сфера социальных явлений включает в себя огромное разнообразие видов эмпирических связей объектов: причинно-следственные, структурные, функциональные и генетические, компоненты которых являются сосуществующими в пространстве и времени. При всех разнообразиях эмпирических связей общим для них являются контакты эмпирических объектов, в которых происходит передача одними из них другим вещества или энергии. При этом одни отдают что-то, а другие это «что-то» усваивают (присваивают). Более сложные случаи - обмен. Контакты бывают непосредственными и опосредованными (через третьи объекты), одноактными, спорадически повторяющимися и регулярными. Более сложные случаи - разделение целого на части с сохранением связи частей и объединение объектов в целое с сохранением их различия.

Специфика социальных связей (чаще употребляют выражение «социальные отношения») заключается в том, что в контакты вступают люди и объединения людей и связи их образуются, существуют и проявляются в сознательных действиях одних из людей и их объединений по отношению к другим. В этих контактах одни из компонентов связи отдают другим, а другие получают от них что-то, что необходимо и полезно для их существования. Одни отдают - это значит, что у них это отнимают силой или ставят в такие условия, что они вынуждаются отдавать «добровольно». Возможна и бывает заинтересованность в отдаче - при этом отдающие что-то выгадывают для себя.

Другие получают - это значит, что они отнимают это у других силой, так или иначе вынуждают на «добровольную» отдачу или создают условия для выгодной для других отдачи. Отдают люди вещи, себя, свои силы и способности, продукты своей деятельности. Величина отдаваемого равна величине получаемого плюс потери на акт передачи. Невозможно получить больше того, что могут отдать. Более сложный случай - обмен. Для него имеет силу закон эквивалентности. На этой основе развиваются все прочие виды социальных связей, включая структурные и генетические. Исследование их и образует основное содержание социологии. Рассмотрим.

Социальные действия - такие действия людей и их групп, которые суть их действия по отношению к другим людям и группам, так или иначе затрагивающие их интересы. Причём эти действия являются сознательными, свободными и эгоистичными. Любое социальное действие включает в себя: 1)действующее лицо; 2)потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4)метод действия; 5)другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6)результат действия и 7) внешняя среда или ситуация, в которой происходит само действие.

Механизм совершения социального действия включает в себя: потребность, мотивацию, (оценочную и ориентационную) и стимулы. При этом, действующий стимул преобразовывается во внутреннее представление; С этим представлением выполняются манипуляции с помощью познавательных процессов для выработки новых внутренних представлений. Они, в свою очередь снова преобразовываются в действия. Очевидно, что, совершая социальные действия, человек испытывает на себе ответные действия других, т.е. так или иначе, осуществляется социальное взаимодействие (интеракцию). Что оно (она) собой представляет?

Социальное взаимодействие (интеракция) - процесс, в котором люди действуют, общаются и испытывают взаимообусловленное влияние на сознание и поведение друг друга. Социальные взаимодействия выражают характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Специфика здесь заключается в том, что люди воспринимают друг друга как социальные функции, а не как автономные целостные существа, несущие в себе все ценности мира независимо от социальности.

В этом процессе можно различить три аспекта: деловой, коммунальный и менталитетный. Каждый из рассматриваемых аспектов имеет свои правила. Рассмотрим их.

В первом люди делают всё то, что необходимо для их существования, вырабатывают, сохраняют и совершенствуют трудовые навыки и средства труда, создают материальную культуру. Имеет два аспекта: исполнения дела и аспект обучения делу (образования и обучения профессии).

В деловом аспекте люди действуют и вступают в те или иные отношения друг с другом в зависимости от того, что они должны заниматься каким-то делом, необходимым им для приобретения средств для удовлетворения своих жизненных потребностей. Основное правило здесь – правило организации выполнения дела: а) результат должен удовлетворять какую-либо потребность людей, - дело должно быть общественно-полезным; б) дело должно делаться в соответствии со свойствами объектов, которые участвуют в деле, иначе дело не будет иметь успех; в) каждое дело требует соответствующего уровня квалификации, ему следует обучаться; г) затраты на дело должны соответствовать ценности результатов дела. Основной принцип в этом отношении – наилучший результат с наименьшими затратами, т.е. закон эффективности дела. Последний является самой глубокой основой прогресса средств производства и производительности труда.

Во втором аспекте люди совершают поступки в зависимости оттого, что их много, что их интересы не совпадают, и они вынуждены с этим считаться. Раздваивается на аспект рационального расчёта (экзистенциального эгоизма - совокупность правил (норм) поведения членов общества) и аспект норм поведения - совокупность способов принуждения членов общества к соблюдению этих правил и наказаний за их нарушения.

Правила коммунальности кажутся пустяками, если их взять по отдельности и если рассматривать отдельно взятые поступки людей. Чтобы понять, какую роль они играют на самом деле в обществе, надо их взять в совокупности, в массе. Иными словами принять во внимание то, какое число поступков и какие поступки миллионы людей совершают в соответствии с ними ежесекундно. Тогда только станет ясно, какую грандиозную роль играют очевидные всем пустяки. Возьмите, например, парадоксальное противоречие современного общества: формально свободные, мы общими усилиями создаём механизм беспрецедентного тотального закрепощения. И так во всём и вся.

Нормы поведения социальных субъектов разделяются на запреты, разрешения, обязанности и права. Логическую основу их всех образуют запреты. Специфика норм поведения заключаются в том, что все они, как правило, принудительные, не являются законами, а искусственно изобретаются, должны осознаваться и признаваться членами общества, сохраняются и поддерживаются теми или иными средствами – обычаями, традициями, расправами, религией, моралью.

Нормы поведения меняются со временем и различны в различных обществах. Они функционируют при достаточно эффективных средствах принуждения людей к их соблюдению и наказания за их нарушения. В противном случае они становятся фиктивными.

Таким образом, социальные нормы - сознательно принимаемые решения людей, регулирующие их поведение, их взаимоотношения, структурирование и функционирование их объединений. Они суть факторы жизнедеятельности социальных объектов (социальный нормативизм). К числу социальных норм относятся моральные и юридические нормы, правила этикета и др.

Наконец, в третьем аспекте люди обучаются и обрабатываются применительно к условиям и требованиям своего общества. Он называется так, поскольку формирование и поведение человека в качестве члена общества есть, прежде всего, формирование его сознания (менталитета) и соответствующего поведения.

Обозначенные взаимодействия осуществляются на основе социальных законов-законов социальных объектов. Проблема тут заключается в том, что социальные законы суть законы сознательной и волевой деятельности людей, но они при этом не зависят от сознания и воли людей. Кажется, будто одно исключает другое, будто тут имеет место логическое противоречие. На самом деле тут никакого противоречия нет. Тут надо различать два различных явления, а именно - отдельно взятые действия людей как эмпирические объекты и законы таких действий. Отдельно взятые социальные действия людей являются сознательно-волевыми, но законы этих действий таковыми не являются. Отдельные действия суть эмпирические явления, которые можно наблюдать непосредственно.

Законы же их так наблюдать невозможно. Для обнаружения их нужна особая работа ума, особые познавательные операции. Применяя эти операции, исследователь должен сами сознание и волю людей рассматривать как объективные свойства особого рода эмпирических объектов, а именно - людей как вполне материальных существ, обладающих такими признаками, как сознание и воля. И эти признаки находятся вне сознания исследователя, не зависят в этом смысле от сознания и воли исследователя.

Объективность социальных законов вовсе не означает, будто люди не могут совершать поступки, не считаясь с ними. Как раз наоборот, люди их обычно вообще не знают и постоянно игнорируют их, поступая так, как будто никаких таких законов нет. Но люди столь же часто игнорируют законы природы, отчего последние не перестают существовать. Если, например, люди сеют пшеницу на покрытой льдом каменистой почве, о них не скажешь, что они считаются с законами природы. Они наказываются за своё пренебрежение к законам природы (за их нарушение!).

Аналогично они наказываются за своё пренебрежение к социальным законам. Нарушение законов бытия не есть их отмена или изменение. Это - поведение, по тем или иным причинам не считающееся с ними. Возьмём такой простой пример для пояснения. Пусть некоторое множество людей решило создать группу с целью совместных действий, для которых требуется именно много людей. Это решение их сознательное и волевое. Но чтобы группа могла достаточно долго функционировать как единое целое и справиться с задачей, в ней должен быть руководитель или даже руководящая группа, причём руководитель должен быть достаточно компетентен (адекватен делу), как и прочие члены группы.

И эти требования суть объективные законы организации и успеха дела. Они суть независящие от сознания и воли людей факторы их сознательно-волевой деятельности. Люди не в состоянии отменить эти факторы по своему произволу, как они не в состоянии отменить закон тяготения. Люди изобрели летательные аппараты, позволяющие преодолевать силу тяготения. Но это не означает, будто сила тяготения перестала действовать. Так и в сфере социальных явлений. Приняв решение назначить руководителем группы некомпетентного человека и распределив обязанности членов группы, не считаясь с их квалификацией, люди тем самым не отменили упомянутый выше закон группировки и адекватности людей занимаемым должностям. Они создали группу, подобную летательному аппарату, построенному без учёта закона тяготения.

Вся история человечества полна бесчисленных примеров нарушения законов организации государственности и экономики и негативных последствий нарушений. Это даёт основания теоретикам, идеологам и обывателям вообще отвергать социальные законы. Они представляют эти законы в виде неумолимых механизмов, которые действуют явно в каждом отдельном случае, и люди не могут их игнорировать. На самом деле люди, игнорируя (и в этом, и только в этом смысле нарушая) одни социальные законы, действуют в силу каких-то других законов. В реальности одновременно действуют различные законы, так что каждый из них проявляется именно через массу отклонений и нарушений, как и законы природы. Если бы было возможно наблюдать механизмы природных законов изнутри их сферы, как мы это делаем в отношении социальных законов, мы увидели бы картину, аналогичную той, какую видим в общественной жизни.

Число социальных законов не ограничено логически. Их открытие ограничено способностями и потребностями исследователей. Все типы законов, которые можно видеть в естественных науках, в принципе могут быть открыты и в сфере социальных явлений. Это обусловлено тем, что типы законов характеризуются способами их открытия исследователями, которые (способы) изобретаются самими исследователями в соответствии с правилами логики и методологии науки. Рассмотрим ещё один пример с целью пояснения сказанного. Возможности человеческого объединения удовлетворять потребности своих членов неравномерны. Возникает несколько уровней таких возможностей и соответственно потребностей. Чтобы обеспечить удовлетворение потребностей некоторого числа людей на высшем уровне, нужно при всех прочих постоянных условиях (отвлекаясь от них) заставить трудиться и жить на более низком уровне в несколько раз больше людей. Конкретная величина должна быть измерена или вычислена в зависимости от типа объединения и его конкретных свойств. Причём с увеличением числа людей, претендующих на высший уровень удовлетворения потребностей, растёт и число людей, вынужденных довольствоваться более низким уровнем, и растёт в большей степени, чем рост первых. Характер роста упомянутых величин опять-таки можно измерить и вычислить. Так что обещание коммунистов обеспечить всех по потребности есть утопия, если его понимать буквально.

Социальные законы действуют не в одиночку, не изолированно друг от друга, а всегда в какой-то совокупности. Если исключить действие несоциальных факторов и принимать во внимание только социальные, то логически правомерно такое предположение: всё, что в сфере социальных явлений происходит в силу стечения социальных обстоятельств, есть результат совокупного действия социальных законов, т.е. все это происходит закономерно. Но закономерно не означает, что это происходит с необходимостью. Закономерность и необходимость суть разные аспекты бытия и его познания. Например, разрушение природной среды есть закономерный продукт эволюции западной цивилизации, но не необходимый.

Социальные законы универсальны, т.е. одни и те же для всех времён и народов, где появляются социальные объекты, к которым они относятся, и соответствующие условия. Различны лишь конкретные формы их проявления и действия. Например, государственная власть организуется и функционирует по одним и тем же законам везде, где она возникает. Это не значит, что она везде одинакова. Она разнообразится в зависимости от различных факторов, достигает различных уровней развитости. Но законы, по которым это происходит, одни и те же. В том числе – и закон распределения благ в соответствии с социальным статусом граждан. Поэтому исследователь, имеющий цель открыть именно социальные законы, а не что-то другое, вправе выбрать для наблюдения наиболее развитые и чётко выраженные образцы социальных объектов. Нелепо, например, брать для исследования законов государственности примитивные общества, разумнее для этой цели выбрать западные страны с высокоразвитой системой государственной власти.

Социальные законы суть самые глубокие механизмы социальных явлений. Авторы сочинений на социальные темы, так или иначе, говорят о язвах общества и ищут тех, кто виновен в них. Но никто не называет такой источник зол и таких тиранов человечества, какими являются объективные социальные законы. От них человечество не избавится никогда, и ни при каких обстоятельствах.

Меняя условия своей жизни, люди избавляются от одних тиранов такого рода, но с необходимостью попадают во власть других, порою - ещё более жестоких. В мире никогда не было, нет, и не будет идеального общества всеобщего благоденствия не по произволу каких-то злоумышленников, а в силу объективных законов бытия. Им подчиняется всякое общество. И в соответствии с ними складывается общественная жизнь, а отнюдь не в соответствии с благими пожеланиями теоретиков, на каких бы позициях они ни стояли и какие бы прекраснодушные проекты ни строили. Законы эти просты очевидны. Хотя действие их скрыто и затемнено множеством обстоятельств, оно, так или иначе, неотвратимо. Приведём несколько примеров их. Примем такие обозначения:

М - полезная отдача человека (полезный труд); N - фиктивная (кажущаяся) отдача; Р - вознаграждение за деятельность; Q - социальное положение индивида. Есть способы измерить все эти величины. Но нам здесь важны их зависимости, выражаемые такими утверждениями: 1) Р адекватно Q, то есть чем выше (ниже) Q, тем выше (ниже) Р; 2) сумма М и N есть константа для каждой социальной категории индивидов; 3) М обратно пропорциональна Q, то есть чем выше (ниже) Q, тем меньше (больше) М; из этого закона логически следует, что N прямо пропорциональна Q; 4) чем меньше Р, тем меньше М; 5) М невозможно на достаточно долгий период и заметным образом увеличить без увеличения Р.

Разумеется, все приведённые законы действуют, как и вообще законы массовых явлений, как тенденции, а не как подтверждаемые в каждом частном случае. Согласно этим законам в обществе неизбежно складывается система социальных привилегий и распределение ценностей в соответствии с социальным рангом индивидов. А низкий жизненный уровень производителей материальных и духовных ценностей имеет неизбежным следствием замедление (а то и снижение) роста производительности труда.

Субъективные и объективные факторы. Социальные объекты суть объекты эмпирические. Но они обладают свойствами, отличающими их от всех прочих эмпирических объектов, а именно - они обладают интеллектом, волей, способностью ставить цели и добиваться их осуществления, способностью планировать свои действия и предвидеть их результаты, короче говоря - обладают тем, что называют субъективными факторами.

Особенно сейчас, когда на все области человеческой жизнедеятельности, влияют, прямо или косвенно, интернет –технологии, определяя характер, способы и динамику социальных взаимодействий. Взгляд на субъективные факторы как на играющие решающую роль в историческом процессе и в организации человеческих объединений был доминирующим в истории социальной мысли и остаётся таковым в современном западном мире. Он поощряется западной идеологией, пропагандой и культурой. Описаниями сознательных и волевых действий людей, организаций, учреждений, властей заполнены бесчисленные газеты, журналы, книги. Ими полны телевизионные передачи и фильмы. За безработицу, инфляцию, кризисы, войны и прочие язвы современности винят политиков, предпринимателей, партии и конкретных людей. Субъективные факторы до сих пор понимаются как нечто такое, что не подвержено действию объективных законов, и противопоставляются факторам объективным, которые считаются независимыми от воли и сознания людей. И для этого есть основания.

В чем заключаются объективные факторы? Люди появляются на свет в условиях, которые достаются им в готовом виде от предшествующей истории и которые они уже не в силах переделать. Эти условия даны им как реальность, независящая от их сознания и воли. В человеческой жизни принимает участие большое число явлений, неподконтрольных их воле. Возникают непредвиденные следствия даже сознательной деятельности. Людей много, их цели разнообразны и зачастую противоположны.

Суммарный результат их деятельности далеко не всегда совпадает с тем, к чему стремятся отдельные участники объединений. Люди совершают ошибки в своих расчётах. Возможности пред-видеть ход событий ограничены. Думая о ближайших результатах своих действий, люди не задумываются над более отдалёнными их последствиями. Плюс к тому - неосознанные и животнообразные действия. И даже в тех случаях, когда последствия действий можно предвидеть, люди часто не считаются с ними, поскольку их частные интересы в момент совершения действий оказываются сильнее разумных предвидений. Наше время даёт на этот счёт устрашающие примеры, которые общеизвестны. К числу объективных факторов относятся свойства явлений природы, образующих среду существования людей и играющих в их истории и социальной организации роль несомненную.

Так что различие субъективных и объективных факторов есть бесспорный факт, но противопоставление их в плане объективных социальных законов лишено смысла. Эти законы суть законы именно сознательной и волевой жизнедеятельности людей и их объединений. Они все-таки существуют и неумолимо делают своё дело.

Заключение. Посредством человеческих контактов, связей и взаимодействий социальная структура общества формируется в систему. Тем самым создаётся единый социальный организм. В основе этих процессов лежат социальные законы бытия. Социальные законы - правила и принципы сознательной и волевой деятельности людей по организации самих себя как социальных атомов и объектов. Отклонение же от них образует девиантное поведение людей.

 

ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ИНСТИТУТ

1. Понятие и характеристики власти как социального явления.

2. Власть как социальный институт. Государство и общество.

 

В социальной организации общества власть занимает главное место. С чем это связано? Рассмотрим.

Слово «власть» неоднозначно. Говорят о власти людей над вещами и силами природы. Говорят о власти вещей, сил природы и обстоятельств над людьми. Мы будем говорить о власти исключительно как о социальном явлении. Что имеется в виду?

Власть – способность и возможность оказывать актуальное или потенциальное воздействие на людей с целью изменения поведения последних. Иными словами, один социальный субъект имеет власть над другим, если, и только если первый может в каких-то отношениях распоряжаться вторым по своей воле. Первый есть носитель власти (властитель), второй - объект власти (подвластный).

Власть возникает там и тогда, где и когда возникает, то или иное неравенство социальных индивидов. Когда один (или некоторые) из них в силу тех или иных обстоятельств получает или завоёвывает право и возможность распоряжаться другим (и).

В силу своего универсального характера имеет многомерное измерение и толкование.Прежде всего, это структура власти. Она включает в себя: властителя (субъект), объект, ресурсы и механизм властвования.

Социальному субъекту как носителю, обладателю власти свойственны такие признаки:

1) осознание своего положения в отношении подвластных субъектов;

2) осознание того, что он может и хочет требовать от подвластных, способность сформулировать своё желание в знаках (в языке);

3) сообщение своей воли подвластным (приказание);

4) способность и средства принудить подвластных к исполнению приказания;

5) контроль над исполнением приказания.

В простейших случаях и в исторически исходных формах человеческих объединений все эти стороны слиты воедино. С увеличением и усложнением объединений происходит разделение сторон целого в виде функций различных людей и их объединений, совместно выполняющих функции власти. При этом различают фактическую и номинальную власть, их несовпадение. В силу закона тенденции власти к сужению круга своих носителей во главе её фактически оказывается сравнительно небольшой круг лиц из самых различных органов, слоёв, сфер общества. Складывающаяся правящая группа держит весь управляемый объект. И второй фактор – дифференциация различных функций единой власти (идейных, административных, представительно-показных, управленческих, социальных) и воплощение их в различных организациях.

Упомянутые стороны власти не существуют изолировано друг от друга. И даже когда они разделяются и воплощаются в различных субъектах, они остаются сторонами (функциями, свойствами) целостного феномена власти.

Власть может быть частичной и кратковременной. Но может быть и многосторонней и постоянной, пожизненной. В этих пределах колеблется степень власти и подвластности.

Когда властитель распоряжается всеми важнейшими аспектами жизни подвластного субъекта, включая его биологическую жизнь, говорят о пределах власти. В обществах складываются сети и иерархия власти. Так что одни и те же люди оказываются в положении властителей по отношению к одним и в положении подвластных по отношению к другим людям.

Всякие властители стремятся к максимуму власти над подвластными и к максимально возможному расширению множества подвластных. В этом смысле они не имеют никаких ограничений в самих себе. При этом власть стремится пробудить и организовать самодеятельность населения, оформить её в соответствующую форму и направить в желаемом направлении. Здесь властители имеют ограничения своим стремлениям лишь вовне, а именно - в других властителях и в подвластных, в сопротивлении последних амбициям властителей.

С разрастанием множества властителей в их среде происходят расколы, образуются враждующие и конкурирующие группировки. И функцию упомянутого сопротивления присваивают себе представители множества властителей, которые вовлекают подвластных в сопротивление по мере надобности и возможности.

Подвластные стремятся к минимуму подвластности. Иногда они восстают и выходят из-под контроля властителей. Добровольность подвластности имеет место лишь тогда, когда она в какой-то мере выгодна подвластным.

С развитием общества сфера власти разрастается и превращается в систему определённого типа. Этот тип зависит от многих факторов: размеров общества, степени его сложности, культуры, идеологии, характера человеческого материала и др. В частности, различают власть волюнтаристическую или деспотическую, действующую в рамках некоей законности. Власть, идущую сверху, и власть, идущую снизу (народовластие).

Люди и целые народы различаются по степени властности (по способности властвовать над другими). Встречаются выдающиеся индивиды и народы с этой точки зрения, как и во всякой другой способности.

Но для удовлетворения потребностей общества во властителях средних способностей властвовать более чем достаточно. Тем не менее, высокая степень властности повышает возможности её обладателей в борьбе за существование.

В силу закона рационального (экзистенциального) эгоизма люди стремятся к власти, прежде всего для самих себя и во вторую очередь для подвластных. Множество нормально-средних властителей образуют люди, живущие за счёт функции власти и использующие эту функцию в своих корыстных целях.

Власть, далее, есть определённый человеческий материал, исполняющий функции власти, воспитанный и отобранный по самым фундаментальным законам жизни общества. Привлечение и отбор в неё людей извне, замена постаревших или по другим причинам негодных людей новыми, перераспределение людей по ячейкам и ступеням власти образуетсистему воспроизводства власти.

Различают два способа и два аспекта воспроизводства власти: 1) отбор кандидатов и назначение на посты сверху; 2) выборы путём голосования из числа кандидатов, выдвигаемых снизу.

В любом случае отбор производится многими ответственными лицами и учреждениями и по многим параметрам. Отбираются люди наиболее подходящие для отправления функций руководства. Как правило, это «средний» человеческий материал. Но именно такой человеческий материал (скажем вещество власти) является более адекватным системе власти, чем множество людей с выдающимся интеллектом и талантами. Интеллектуальный уровень системы не сводится к интеллекту её отдельных представителей. В системе закрепляется коллективный ум множества людей «среднего» уровня.

Главным для системы является то, как она организована, кто и как отбирается в неё, как распределены функции её частичек, какие выработаны правила работы и как они соблюдаются, т.е. механизм организации всей системы власти и управления.

Центральной формой социальной власти выступает государство.