Целей, определенных по направлениям стратегии и политики в области качества.
Идентификационный номер, процесса (вида деятельности), приводимый в первом столбце табл. 3.4, является уникальным именем этого процесса в СК ОУ, на которое следует ссылаться в соответствующих информационных картах процесса, документированных процедурах (ДП), положениях, регламентах, рабочих инструкциях и других документах СК.
В структуре процессов системы качества выделен ряд процессов, которые образуют инвариантное ядро типовой модели. В табл. 3.4 и далее в тексте процессы, входящие в инвариантное ядро, отмечены звездочками. В таблице в качестве примера приведен реестр процессов типовой системы качества образовательных учреждений.
К инвариантному ядру типовой модели системы качества ОУ также относится:
- деятельность руководства в системе качества ОУ (раздел 1 табл. 3.4);
- деятельность по измерению, анализу и улучшению в рамках основных и обеспечивающих процессов (раздел 4 табл. 3.4).
Виды деятельности и процессы, входящие в инвариантное ядро типовой модели, подлежат обязательной проверке при оценке выполнения в ОУ показателя 1.2.3 государственной аккредитации «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования».
Таблица 3.4 Реестр процессов типовой системы качества образовательного учреждения, разработанный в Санкт-Петербургском государственном электротехническом
университете (ЛЭТИ)
1. | Деятельность руководства в СК ОУ |
1.1. | Стратегия, политика и цели в области качества |
1.2. | Планирование и развитие СК ОУ |
1.3. | Распределение ответственности и полномочий |
1.4. | Подготовка к лицензированию, аттестации и аккредитации |
1.5. | Анализ СК ОУ со стороны руководства |
1.6. | Информирование общества |
1.7. | Финансирование СК ОУ |
2. | Основные процессы СК ОУ |
2.1*. | Маркетинг |
2.2*. | Проектирование и разработка образовательных программ |
2.3. | Довузовская подготовка |
2.4*. | Приём студентов |
2.5*. | Реализация основных образовательных программ |
2.6*. | Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми |
2.7. | Проектирование программ дополнительного образования |
2.8. | Реализация программ дополнительного образования |
2.9. | Подготовка кадров высшей квалификации |
2.10*. | Научные исследования и разработки |
2.11. | Инновационная деятельность |
2.12. | Международная деятельность |
3. | Обеспечивающие процессы СК ОУ |
3.1*. | Управление персоналом |
3.2*. | Управление образовательной средой |
3.3. | Редакционно-издательская деятельность |
3.4*. | Библиотечное и информационное обслуживание |
3.5. | Управление информационной средой |
3.6*. | Управление закупками |
3.7*. | Управление инфраструктурой |
3.8. | Управление производственной средой |
3.9. | Обеспечение безопасности жизнедеятельности |
3.10. | Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ |
4. | Измерения, анализ и улучшение в основных и обеспечивающих процессов |
4.1. | Мониторинг, измерение и анализ процессов |
4.2. | Управление несоответствиями |
4.3. | Улучшение процессов |
Рассмотрим основное содержание видов деятельности и процессов СК ОУ.
1. Деятельность руководства в системе качества. В область ответственности руководства ОУ входят, в частности, следующие аспекты, связанные с гарантией качества в высшем образовании:
- развитие культуры качества, признания его важности и необходимости предоставления потребителям гарантий качества;
- информирование общества и заинтересованных сторон о результатах деятельности ОУ, его достижениях и планах развития;
- обеспечение понимания всеми сотрудниками ОУ требований потребителей, а также законодательных и государственных требований, предъявляемых к высшему образованию;
- выделение ресурсов, необходимых для создания, ввода в действие и эффективного функционирования СК;
- официальное утверждение процедур и другой документации СК, гарантирующих качество;
- ежегодная оценка СК ОУ.
1.1. Стратегия, цели и политика области качества. Высшее руководство ОУ формулирует миссию, видение и ценности ОУ и также разрабатывает стратегию развития, которая отражает все виды деятельности ОУ, на основе которой разрабатывается стратегия ОУ в области качества и формулируется политика и цели ОУ в области качества.
При этом под миссией понимается краткое заявление (обычно от 25 до 50 слов), определяющее:
- позиционирование организации в окружающем мире (кто мы?);
- стержневые цели существования организации (для чего мы существуем?);
- основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?);
- ключевые обязательства и пути обеспечения качества производимой продукции и/или услуг (что мы гарантируем и за счет чего?). Миссия должна подчеркивать специфику и уникальность данного ОУ, по сравнения с другими, и является основой для дальнейшей разработки политики ОУ.
Под видением понимается краткая формулировка желаемого состояния ОУ по всем его основным направлениям деятельности на обозримую перспективу, обычно на 3 или 5, 10 и 20 лет. Часто при формулировке видения определяются наиболее важные для ОУ области развития, о которых необходимо заботиться для достижения долговременного успеха.
Видение должно вдохновлять сотрудников и мотивировать их на достижение заявленных перспектив и является основой для разработки стратегического плана развития ОУ.
Политика в области качества - общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика должна:
- соответствовать стратегическим целям организации;
- включать требования по постоянному улучшению деятельности;
- постоянно анализироваться на пригодность;
- быть доведена до сведения всего персонала.
Политика в области качества включает в себя широкую постановку намерений и целей ОУ. Она определяется высшим руководством ОУ, излагается в письменной форме, должна быть официально провозглашена (опубликована) руководством и доведена до сведения всего персонала ОУ (его подразделений).
Цель в области качества - то, чего добивается или к чему стремится ОУ в области качества.
Необходимо разрабатывать достижимые и измеримые цели, связанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять, воплотить на практике и измерить степень их достижения.
1.2. Планирование и развитие системы качества ОУ.В контексте типовой модели системы качества ОУ под планированием системы качества понимается разработка и внедрение системы качества, ориентированной на потребителя и другие заинтересованные стороны.
1.3. Распределение ответственности и полномочий. Ответственность, права и обязанности персонала ОУ определены в положениях о подразделениях, должностных инструкциях, документированных процедурах и иных документах, включенных в документацию системы качества ОУ.
Приказом руководителя ОУ из состава руководства назначается представитель (уполномоченный) руководства в области качества, при этом на него возлагается следующая ответственность:
- обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии необходимых для СК процессов;
- организация и проведение внутренних аудитов в ОУ;
- анализ результативности СК;
- подготовка и представление руководству ОУ данных о функционировании СК и необходимости ее улучшения;
- содействие пониманию требований потребителей всеми сотрудниками ОУ.
Представитель руководства по качеству наделяется следующими полномочиями:
- осуществляет взаимодействие с внешними организациями по вопросам качества и/или СК;
- организует взаимодействие высшего руководства ОУ с руководителями процессов при согласовании целей и ресурсов для их достижения;
- информирует руководство о функционировании системы качества, в том числе о состоянии ресурсов, находящихся в распоряжении руководителей процессов;
- контролирует деятельность руководителей процессов по результатам:
- сбора и анализа записей и данных о процессе;
- управления несоответствиями;
- мероприятий (планируемых, корректирующих и предупреждающих), выполняемых в рамках процессов.
Распоряжением руководителя ОУ руководители процессов также назначаются.
Руководитель процесса несет ответственность за менеджмент процесса во всех его аспектах - планирование, управление, обеспечение, улучшение и оценку процесса.
Руководитель процесса уполномочен:
- выставлять требования к входам своего процесса и их показателям;
- проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия для управления процессом, а также планируемые мероприятия для его улучшения;
- запрашивать ресурсы для обеспечения процесса, проведения корректирующих/предупреждающих мероприятий, а также для мероприятий по улучшению процесса;
- разрабатывать и вносить изменения в управляющую документацию процесса.
Представитель руководства по качеству, руководители подразделений и руководители процессов СК ОУ информируют остальной персонал ОУ о состоянии и развитии системы качества ОУ на совещаниях подразделений, которые проводятся с установленной периодичностью.
1.5. Анализ СК ОУ со стороны руководства. Представитель (уполномоченный) руководства по качеству с установленной периодичностью готовит и составляет отчет по результатам функционирования системы качества, с оценкой ее результативности и достижения установленных целей ОУ в области качества.
Отчет представителя руководства по качеству содержит информацию:
- об анализе выполнения поставленных целей в рамках сформулированной политики.
- о внутренних аудитах;
- данные о результатах образовательной деятельности и выпускниках ОУ, а также данные о результативности и эффективности процессов системы качества ОУ;
- о проделанной работе по выявленным внутренним несоответствиям, а так же корректирующим и предупреждающим действиям;
- об эффективности действий по ранее принятым решениям;
- а также предложения по внесению изменений в СК ОУ.
На основе отчета представителя руководства по качеству высшее руководство ОУ дает оценку результативности и эффективности системы качества, а также уточняет, пересматривает, актуализирует политику и цели ОУ в области качества и планируемые ресурсы.
Результаты проведения таких оценок представляются в отчете и доводятся до руководителей процессов СК, сотрудников ОУ и иных заинтересованных сторон.
1.6. Информирование общества. Руководство ОУ, используя средства массовой информации, сеть Интернет и иные способы, информирует общество, абитуриентов, обучаемых и сотрудников, работодателей и партнеров, а также иные заинтересованные стороны о результатах своей деятельности, достижениях и планах развития. В частности, ОУ регулярно публикует на своём официальном сайте и в средствах массовой информации актуальную, беспристрастную и объективную информацию:
- о предлагаемых образовательных программах;
- ожидаемых результатах образовательных программ;
- присваиваемых квалификациях и выдаваемых сертификатах (дипломах);
- используемых процедурах обучения и оценки;
- образовательных возможностях, доступных студентам.
Публикуемая информация может содержать описание достижений выпускников и характеристику обучающихся на данный момент студентов.
ОУ публикует также информацию о своих планах и достигнутых результатах в области научной, инновационной, международной и иных видов деятельности, осуществляемых в ОУ.
1.7. Финансирование СК ОУ.Руководство ОУ предусматривает необходимые ресурсы, в т.ч. и финансовые для разработки, поддержания в работоспособном состоянии и развития СК ОУ.
2. Основные процессы СК ОУ. В типовой СК ОУ предусматривается 12 основных процессов, шесть из которых, отмеченных *, составляют инвариантное ядро.
2.1. Маркетинг. Маркетинг - процесс, направленный на определение требований и ожиданий заинтересованных сторон к основным результатам деятельности ОУ, включая научные исследования и разработки, требования к образовательным услугам и определение потребности в трудовых ресурсах определенной квалификации и компетенции, а также формирование спроса на результаты деятельности ОУ.
В качестве внешних заинтересованных сторон выступают:
- государство и общество;
- абитуриенты и члены их семей;
- предприятия и организации-партнеры;
- предприятия-работодатели.
В качестве внутренних потребителей ОУ (внутренние заинтересованные стороны) выступают:
- обучаемые;
- все категории персонала ОУ;
- процессы и функциональные подразделения ОУ.
В рамках процесса 2.1 «Маркетинг» реализуется:
- изучение и структурирование требований различных заинтересованных сторон;
- взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами;
- оценка и анализ удовлетворенности заинтересованных сторон;
- информирование о программах и продуктах ОУ и формирование спроса на результаты деятельности ОУ;
- разработка и реализация мероприятий по улучшению имиджа ОУ, позиционирования его на рынке образовательных услуг и научной продукции;
- разработка на основе документированных требований потребителей требований к показателям результатов процессов СК ОУ.
2.2. Проектирование и разработка образовательных программ. Деятельность, направленная на планирование, разработку организационного и методического обеспечения процесса 2.5 «Реализация основных образовательных программ».
Результатом процесса является создание комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающих подготовку специалистов (бакалавров, магистров) по определенным специальностям (направлениям).
2.3. Довузовская подготовка.Деятельность по привлечению в ОУ абитуриентов, их профессиональной ориентации и подготовке к вступительным испытаниям в ОУ.
2.4. Приём студентов.Деятельность по отбору абитуриентов и зачислению студентов на образовательные программы высшего профессионального образования.
2.5. Реализация основных образовательных программ. Деятельность по формированию у студентов компетенций, в интересах человека, общества и государства, сопровождающаяся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
2.6. Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми.Деятельность по организации воспитательной работы и внеучебной деятельности с обучаемыми (студентами, аспирантами) с целью формирования у них культурных и нравственных ценностей, выработки активной гражданской позиции.
2.7. Проектирование программ дополнительного образования. Деятельность, направленная на планирование, разработку организационного и методического обеспечения процесса 2.8 «Реализация программ дополнительного образования» и процесса 2.3 «Довузовская подготовка» (в части реализации образовательных услуг).
Результатом процесса является создание комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающих подготовку по всем видам программ дополнительного образования, реализуемых в ОУ.
2.8. Реализация программ дополнительного образования. Деятельность по формированию у студентов дополнительных профессиональных компетенций, в интересах человека, общества и государства, сопровождающаяся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
2.9. Подготовка кадров высшей квалификации.Деятельность ОУ по подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук.
2.10. Научные исследования и разработки.Деятельность по проведению научных исследований образовательного учреждения в интересах внутренних (процессы и подразделения организации) и внешних потребителей научной и наукоемкой продукции.
2.11. Инновационная деятельность.Деятельность по созданию, разработке и внедрению инновационных подходов и методов в интересах внутренних (процессы и подразделения организации) и внешних потребителей ОУ.
2.12. Международная деятельность. Деятельность ОУ по налаживанию и развитию международных связей в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также в области научно-технического и учебно-методического сотрудничества с зарубежными организациями, направленная:
- на утверждение бренда ОУ, повышение его конкурентоспособности на международном рынке научных и образовательных услуг;
- повышение конкурентоспособности выпускников ОУ;
- международное признание сертификатов (дипломов) и квалификаций, выдаваемых ОУ;
- обеспечение академической мобильности студентов и преподавательского состава.
3. Обеспечивающие процессы СК ОУ.В соответствии с типовой СК ОУ предусматривается 10 таких процессов, пять из которых, отмеченных *, составляют инвариантное ядро.
3.1. Управление персоналом. Обеспечение всех видов деятельности образовательного учреждения квалифицированными кадрами с требуемой компетенцией.
3.2. Управление образовательной средой.Деятельность университета, направленная на формирование, поддержание и развитие образовательной среды, а также создание комфортных условий деятельности студентов и профессорско-преподавательского состава вуза, позволяющих наиболее полно и эффективно реализовать процесс обучения.
При этом под образовательной средой понимается комплекс факторов и услуг, определяющих условия обучения: обеспеченность учебными помещениями, библиотечным обслуживанием, доступ к компьютерам и Интернет, возможность использования оргтехники, наличие помещений для самостоятельных занятий и отдыха обучающихся и т. п. Образовательное учреждение должно создавать образовательную и производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к выполняемой деятельности, и управлять ею. В частности, учебные заведения должны гарантировать, что ресурсы, доступные для обучения, являются адекватными для каждой предлагаемой образовательной программы и соответствуют ресурсам, предусмотренным в данной образовательной программе.
3.3. Редакционно-издательская деятельность.Деятельность университета по подготовке, выпуску и распространению учебных, учебно-методических, научных и иных изданий, обеспечивающих информационные потребности образовательных программ и научных исследований университета.
3.4. Библиотечное и информационное обслуживание. Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей образовательного учреждения в информационных ресурсах, включая организацию библиотечного обслуживания обучаемых и сотрудников.
3.5. Управление информационной средой. Деятельность, направленная на формирование и развитие корпоративной информационной среды ОУ, а также ее интеграцию в российское и международное информационное пространство.
Одной из основных функций процесса является интеграция всех информационных систем ОУ, направленная на обеспечение доступности информационных ресурсов и повышения результативности и эффективности всех видов деятельности ОУ. В рамках процесса решается задача создания и развития информационной поддержки системы качества ОУ.
3.6. Управление закупками. Деятельность по обеспечению всех видов деятельности образовательного учреждения необходимыми материальными ресурсами и услугами.
3.7. Управление инфраструктурой. Деятельность, направленная на формирование, поддержание и развитие инфраструктуры (общежития, центры отдыха, вспомогательные подразделения и т.п.) ОУ с целью создание условий деятельности студентов и сотрудников ОУ, позволяющих наиболее полно и эффективно реализовать основные виды деятельности ОУ: образовательную, научную и инновационную деятельность.
3.8. Управление производственной средой.Деятельность, направленная на формирование, поддержание и развитие производственной среды ОУ, а также обеспечение комфортных условий деятельности сотрудников ОУ. Процесс 3.8 «Управление производственной средой ОУ» не включает процессы управления образовательной средой и информационной средой.
3.9. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.Обеспечение безопасности жизнедеятельности – деятельность ОУ, направленная:
- на обеспечение комфортных условий жизнедеятельности для сотрудников и обучаемых;
- создание условий деятельности исключающих возникновение ущерба жизни и здоровью персонала и обучаемых в процессе нахождения в университете.
3.10. Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ.Деятельность по оказанию обучаемым (студентам, аспирантам и докторантам) и сотрудникам университета социальной и материальной помощи, создание комфортных условий деятельности и отдыха, системы стимулирования развития личности.