Государственная оценка земель в черте поселений

Земли в черте поселений составляют лишь 1,1% территории РФ, но на них формируется 85% всех собираемых земельных платежей и 97% направляемого в федеральный бюджет земельного налога.

Разработанная методика позволяет учитывать 16 видов функционального использования земель поселений, к которым относятся:

земельные участки, предназначенные для размещения

1. домов многоэтажной жилой застройки.

2. домов индивидуальной жилой застройки.

3. гаражей и автостоянок.

4. находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.

5 объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

6. гостиниц.

7. административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

8. объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

9. производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

10. электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

11. портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.

12. занятые водными объектами, находящимися в обороте.

13. для разработки полезных ископаемых, размещения ж/д путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.

14. занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.

15. для сельскохозяйственного использования.

16. улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные (Кадастровая стоимость не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок.)

По каждому из 16 видов функционального использования земель поселений по кадастровым кварталам определяют кадастровые стоимости. В результате для каждого поселения создают 16 карт кадастровой оценки, на основании которых можно принимать решения о стимулировании развития наиболее эффективных видов использования земель в конкретных кадастровых кварталах.

Определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется с помощью 5 методических подходов в зависимости от видов разрешенного использования земель:

1) построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков (пункты 1-10);

2) определение кадастровой стоимости земельных участков на основе индивидуальной оценки их рыночной стоимости (пункты 11-12);

3) определение кадастровой стоимости земельных участков на основании минимальных или средних удельных показателей кадастровой стоимости других категорий и видов разрешенного использования (пункт 13-14);

4) установление величины кадастровой стоимости земельных участков в размере номинала;

5) определение кадастровой стоимости земельных участков на основе соотношений между видами разрешенного использования земельных участков в составе населенных пунктов численностью от 20 до 50 тысяч жителей.

 

2.4. Нормативная цена земли

Несмотря на преимущество рентной оценки земельных угодий, в 1991г. законом РФ «О плате за землю» было введено понятие нормативной цены земли, которую применяют в настоящее время для экономического регулирования земельных отношений при:

· передаче земли в собственность гражданам,

· установлении коллективно-долевой собственности на землю,

· передаче по наследству,

· дарении,

· получении банковского кредита под залог участка

· других предусмотренных законодательством случаях.

Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

В основу нормативной цены земли положен земельный налог. Например, земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливают на единицу земельной площади и дифференцируют по отдельным видам сельскохозяйственных угодий с учетом их качества и месторасположения. Средние размеры земельного налога с 1 га пашни по субъектам Федерации устанавливают законом. С учетом качества земель и месторасположения сельскохозяйственного предприятия рассчитывают земельный налог конкретного хозяйства.

В начале 90-х гг. размер нормативной цены земли составлял пятидесяти кратную ставку земельного налога. В условиях отсутствия рыночного земельного оборота этот показатель был выбран в качестве аналога норматива эффективности капитальных вложений, равного 2 %.

В связи с инфляционными процессами в настоящее время нормативная цена земли составляет 200-кратную величину от ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.

Нормативную цену земли ежегодно определяют органы исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям.

Постановлением Правительства РФ в 1994 г. были введены начала рыночного регулирования нормативной цены земли: Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в зависимости от рыночных цен на землю могут устанавливать повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли, чтобы исключить неоправданное занижение или завышение цен на землю при заключении договоров купли-продажи и иных сделках. При этом размер ее не должен был превышать 75 % рыночных цен на участки конкретного целевого назначения соответствующей ценовой зоны территории.

Например:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________