Воздухопроводы.Устройство воздуховодов
Воздухопроводы – это трубопроводы, предназначенные для транспортирования по ним воздуха. Воздухопроводы подразделяются на всасывающие, нагнетательные и магистральные. Всасывающий воздухопровод – это участок трубопровода от фильтра до всасывающего патрубка компрессора, нагнетательный – от нагнетательного патрубка компрессора до фланца вспомогательного оборудования, магистральный – от ресивера до потребителя сжатого воздуха.
Конструкция и материалы применяемой арматуры должны соответствовать условиям её работы и определяются в зависимости от рабочего давления, температуры и условного диаметра трубы, на которой арматура устанавливается. Для воздухопроводов, давление на которых достигает 2,5 МПа, а температура 300°С, рекомендуется применять арматуру с корпусами из чугуна. Бронзовую запорную арматуру допускают на трубопроводах при условии, что давление в трубопроводе не более 1,3 МПа, а диаметр его не превышает 200 мм, или не более 0,8 Мпа при диаметре до 500 мм.
Трубопроводы сжатого воздуха монтируют из гладких сварных стальных труб общего назначения. Соединения труб фланцевые с прокладками из резины, картона, на муфтах и сварные. При устройстве воздухопроводов должна быть предусмотрена возможность их температурного удлинения во избежание деформации и возникновения дополнительных усилий в соединениях.
Для обеспечения надёжной работы компрессорной станции схема воздуховодов должна предусматривать индивидуальную работу каждого компрессора с соответствующим вспомогательным оборудованием. Все трубопроводы, подвергающиеся нагреву и располагающиеся на высоте, на которой человек может получить ожог, должны иметь тепловую изоляцию. В помещениях компрессорной станции запрещается прокладка газопроводов с природным и искусственным горючим газом, так как при утечке газа и засасывании его воздушным компрессором может произойти взрыв.
В воздухопроводах не должно быть зон, где могут скапливаться конденсат и масло. Для их стока воздухопроводы монтируют с уклоном от 1 : 200 до 1 : 300 в направлении движения сжатого воздуха. На отдельных участках воздухопроводов должны быть установлены водомаслоотделители с автоматической или ручной продувкой воздухопровода. Рекомендуется трубопроводы сжатого воздуха закольцовывать.
Поскольку давление в воздухопроводах может меняться в широких пределах, то при расчёте необходимо учитывать изменение плотности воздуха. Для каждого участка воздухопроводов рассчитывается средняя плотность воздуха
г В расчетах сетей сжатого воздуха удобно иметь дело с массовым расходом воздуха, так как он не зависит от температуры и давления.
Внутренний диаметр и площадь проходного сечения воздухопровода определяется по формулам
Падение давления в трубопроводе определяется из следующего выражения:
Δр = Δртр + Δрм.с , (2.15)
где Δртр –падение давления от трения на прямых участках трубопровода; Δрм.с – падение давления на местных сопротивлениях.
В зависимости от режима течения среды коэффициент сопротивления трения определяется из следующих соотношений:
Скорость воздуха для магистральных воздухопроводов рекомендуется принимать при давлениях, близких к атмосферному, w = 20. . .40 м/с, при давлении 1 МПа w = 12. . . 16 м/с.
При этом проектировании воздухопроводов часто приходится по располагаемому перепаду давлений и заданному расходу находить площади проходных сечений трубопроводов. Расчёт при этом ведётся методом последовательных приближений. В настоящее время расчёт воздухопроводов
выполняется с помощью программ, облегчающих работу, а также на ЭВМ.