Состав числа из двух меньших.

Алгоритм ознакомления с составом числа из единиц

Ознакомление с составом числа.

Алгоритм обучения порядковому счету

Правила счета

1.Действовать правой рукой (исключение составляют дети-левши);

2.Считать слева направо.

3.При счете называть числительное (число), соотносить его с каждым элементом пересчитываемого множества.

4.При счете предметов именовать только последнее (итоговое) число.

5.Согласовывать существительные в роде, числе, падеже.

6.Счет можно вести количественными и порядковыми числительными.

7.Предметы для счета необходимо размещать в ряд, придерживаясь определен-ных интервалов.

 

Одновременно с количественным счетом овладевают и порядковым.

 

1.Выставить группу предметов.

2.Указывая на первый предмет, спросить «который?».

3.Познакомить с остальными порядковыми числительными.

4.Упражнять в порядковом счете на разнообразных предметах.

5.Показать отличие количественного и порядкового счета (эти два вида счета различаются по цели деятельности: количественный счет дает возможность определить количество, мощность данного множества; порядковый счет определяет место какого-либо предмета в ряду других. При этом счете не пересчитываются все предметы, а счет ведется только до того предмета, который нас интересует. Так же для определения порядкового места среди других существенное значение имеет направление счета. Количественный и порядковый счет отличается друг от друга формулировкой вопроса. При количественном счете становится вопрос «сколько?», при порядковом – «Какой по счету, который?» или «На котором месте стоим этот предмет?»).

 

С количественным составом числа детей обучают с целью подготовки их к вычислительной деятельности.

Знание состава числа из единиц дает возможность детям при вычислении пользоваться приемами отсчитывания и присчитывания.

 

1.Выставить нужное количество одинаковых предметов.

2.Уточнить с детьми их количество.

3.На расстоянии поместить такие же предметы, но разного цвета (или размера).

4.Перечислить их.

5.Обратить внимание на количество предметов одного цвета (величины).

6.Обобщить результат состава числа, выделяя голосом слово «один».

7.Сравнить обе группы предметов.

8.Провести аналогичную работу с другим видом множества.

9.Проверить знания детей вопросом: «Сколько разных предметов надо взять, чтобы получить число …?».

Решение данной задачи предполагает помощь детям в усвоении понятий, что каждое число больше 1 можно разложить на 2 меньших и из 2-х меньших можно составить число. Упражнение детей в разложении и составлении числа из 2-х меньших в пределах 10 имеет практическое значение в подготовке к вычислительной деятельности.

Работа проводится на основе двух видов упражнений:

1. Раскладывание числа:

- разместить зверят на двух полянках;

- рассадить птичек на двух веточках;

- поделить шишки между двумя белочками.

2. Состав числа из двух меньших:

- взять мишек и зайчиков сколько хочешь, а всего чтобы их было 8.

- поставить в вазу нарциссы и тюльпаны, чтобы всего было 5.