Этапы обучения счетной деятельности.
История становления методики обучения дошкольников счету.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Література
1. Балашов А.В., Добринский Г.К. Маркетинг в управлении фирмой. – Одесса.: ОИНХ, 1992.
2. Гаркавенко С.С. Маркетинг.-К.:Лібра,1996.
3. Герасимчук В.Г. Маркетинг: теорія і практика. –К.:Вища школа, 1994.
4. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. –М.: Экономика, 1993.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс,1992.
6. Котлер Ф. Управление маркетингом . – М.: Экономика, 1980.
7. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг С.-П. Наука ,1996 - 589 с.
8. Лысенко Н.М. Конкуренция в маркетинговой деятельности предприятия. – К.: “Аудит-Информ ”,1993.
9. Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. – М.: Инкофонт, 1991.
10. Морис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1994.
11. Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга.-Харьков,1995.
12. Эванс Дж ., Берман Б. Маркетинг .-М: Экономика , 1990.
13. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес.- Минск.: Полымя 1992.
Тема: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЕТУ
ПЛАН
1. История становления методики обучения дошкольников счету. Этапы обучения счетной деятельности.
2. Основные понятия счета.
3. Виды счета, методика обучения:
- алгоритм обучения количественному счету;
- правила счета;
- алгоритм обучения порядковому счету.
4. Ознакомление с составом числа:
- из единиц;
- из 2-х меньших чисел.
5. Методические приемы ознакомления со смежными числами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грибанова А.К., Щербакова Е.Н. и др. «Методика формирования элементарных математических представлений у детей» - К., 1987 г.
2. Данилова В.В. «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях» - М., 1987 г.
3. Леушина А.М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» - М., 1984 г.
4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М., 1984 г.
5. Тарунтаева Т.В. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М., 1980 г.
6. Столяр А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М., 1988 г.
7. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду» - М.: «Академия», 1998 г.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Знать лекционный материал.
2. Изготовить наглядный материал для формирования количественных отношений.
3. Провести обследование детей.
Создание системы обучения счету в детском саду является заслугой А.М.Леушиной (Обучение счету в детском саду – М. 1953 г.).
А.М. Леушина разработала принципиально новый, теоретико-множественный подход в обучении детей счету. Исходным понятием в обучении дошкольников счету взято не число, а конкретное множество. Практические действия детей с множествами рассматриваются как начальные этапы счетной деятельности. Методическая концепция А.М. Леушиной заключается в следующем: от нерасчленен-ного восприятия множеств предметов, детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих, это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет собой дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше»). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком осваиваются последовательность и отношения между ними. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества, независимо от других признаков. На этой основе А.М. Леушина определила этапы обучения дошкольников счету:
I этап – ребенок учится дробить множество на элементы и составлять множество из элементов. Формируются понятия «много», «один» (ранний возраст).
II этап – ребенок овладевает поэлементным сравнением смежных множеств; учится устанавливать равенство множеств; усваивает понятия «больше», «меньше», «столько же сколько» (4-ый год жизни);
III этап – ознакомление детей с образованием числа на основе сравнения множеств; дети усваивают название чисел, их графическое изображение; понимание того, что в процессе счета, последнее число является результатом (5-ый год жизни).
IV этап – усвоение детьми состава числа из единиц, двух меньших чисел, понятий о смежных числах натурального ряда (старшая группа).
V этап – дети усваивают счет группами, парами; формируется понятие числа как отношения (подготовительная группа).
VI этап – дети усваивают значение десятичной системы (школа).
Разработанная А.М. Леушиной концепция по обучению счету, является основой для определения и решения задач, формирования навыков счета в разных возрастных группах детского сада.