Анатомо-физиологические особенности развития ребенка от года до трех
Особенности психического развития в раннем детстве
Лекция 5
Кризис первого года
Развитие чувств
Развитие разговорной речи
Развитие понимания речи
Освоение слова как сигнала
Развитие речи
ü наиболее быстро у детей устанавливается связь слова с __________________________
______________________________ раздражителями;
ü медленнее образуются связи на _____________________________ раздражитель;
ü еще медленнее – на сочетание слова со __________________________ раздражителем.
ü До 9-10 месяцев ребенок реагирует чаще всего на ___________________________ речи взрослого, на выражение его лица независимо от содержания речи.
ü Ребенок правильно реагирует на слово лишь в __________________________________ общения со взрослым: действие ребенка на сигнал, либо указательный жест в ответ на вопрос.
ü _______________________ – гуление – ребенок произносит отдельные звуки и звукосочетания, основанные на подражании.
ü _______________________ – лепет – ребенок многократно воспроизводит цепи слогов, чаще всего ударный слог знакомого слова.
ü _______________________ – подражание становится более точным, появляются наименования.
ü Словарный запас ребенка к 1 году составляет около _______________________.
Простые органические чувства ребенок испытывает с первых дней жизни
ü Раньше всего ребенок переживает __________________________________ чувства
ü Эмоциональное возбуждение ________________________________________________ в коре головного мозга
ü На ранней ступени развития чувства имеют ____________________________________ природу, с 2-3- месяцев чувства приобретают __________________________________ характер.
К концу первого года жизни появляется _____________________________________________, которое является началом познавательного отношения ребенка к окружающему
********************************************************************************
Противоречие: ребенок максимально нуждается ____________________________________, но не имеет специфических ________________________________________________ на него.
Причины разрыва тесной ситуации взаимодействия:
между ребенком и взрослым “вклинивается” новая деятельность - ______________________;
освоение ходьбы и появление первых слов стимулирует рост _______________________________ малыша.
Поведенческие симптомы: появление ____________________________________ реакций
1. Анатомо-физиологические особенности развития ребенка от года до трех.
2. Когнитивное и эмоциональное развитие в раннем детстве.
3. Овладение активной речью – важное новообразование раннего детства.
4. Предпосылки формирования личности в раннем детстве.
5. Основные достижения раннего детства.
6. Причины и проявления кризиса трех лет.
Темп общего развития остается __________________________.
Значительно увеличивается вес тела, рост, вес мозга достигает _______________________.
Утяжеление мозга идет прежде всего за счет роста ______________________ нервных клеток. Изменяется и ______________________ клеток. К 3-м годам клетки мозга ребенка мало отличаются от клеток мозга взрослого.
Нервные волокна _________________________________ – покрываются белой мякотной оболочкой, которая обеспечивает проводимость нервного возбуждения по волокну.
Особенно интенсивно функционируют отделы мозга, которые отвечают за сложные движения – ходьба, бег, удержание тела в равновесии. Усиленно развивается _____________________________________________________.
_______________________________ – процесс, посредством которого определенные функции локализуются либо в левом, либо в правом полушарии мозга.
Развитие НС идет в направлении __________________________________________________
___________________________ (хотя возбуждение все еще преобладает).
Овладение ____________________________________. => Самостоятельное общение с внешним миром, способность ориентироваться в пространстве.
Причины-стимулы:
ü ________________________________________, возникающее при ходьбе, чувство овладения своим телом,
ü возможность достигнуть _________________________________________,
ü участие и ______________________________ взрослых.
Совершенствование руки ребенка. Предпочтение ___________________________________ => доминирование функций одного из полушарий.
Левое полушарие: Правое полушарие:
Меняется ___________________________________ сна и бодрствования.
Активное бодрствование длится 5-6 часов (в 2 года), суточное время сна уменьшается до 12 часов.