Анатомо-физиологические особенности развития ребенка от года до трех

Особенности психического развития в раннем детстве

Лекция 5

Кризис первого года

Развитие чувств

Развитие разговорной речи

Развитие понимания речи

Освоение слова как сигнала

Развитие речи

ü наиболее быстро у детей устанавливается связь слова с __________________________

______________________________ раздражителями;

ü медленнее образуются связи на _____________________________ раздражитель;

ü еще медленнее – на сочетание слова со __________________________ раздражителем.

ü До 9-10 месяцев ребенок реагирует чаще всего на ___________________________ речи взрослого, на выражение его лица независимо от содержания речи.

ü Ребенок правильно реагирует на слово лишь в __________________________________ общения со взрослым: действие ребенка на сигнал, либо указательный жест в ответ на вопрос.

ü _______________________ – гуление – ребенок произносит отдельные звуки и звукосочетания, основанные на подражании.

ü _______________________ – лепет – ребенок многократно воспроизводит цепи слогов, чаще всего ударный слог знакомого слова.

ü _______________________ – подражание становится более точным, появляются наименования.

ü Словарный запас ребенка к 1 году составляет около _______________________.

 

Простые органические чувства ребенок испытывает с первых дней жизни

ü Раньше всего ребенок переживает __________________________________ чувства

ü Эмоциональное возбуждение ________________________________________________ в коре головного мозга

ü На ранней ступени развития чувства имеют ____________________________________ природу, с 2-3- месяцев чувства приобретают __________________________________ характер.

К концу первого года жизни появляется _____________________________________________, которое является началом познавательного отношения ребенка к окружающему

********************************************************************************

Противоречие: ребенок максимально нуждается ____________________________________, но не имеет специфических ________________________________________________ на него.

Причины разрыва тесной ситуации взаимодействия:

между ребенком и взрослым “вклинивается” новая деятельность - ______________________;

освоение ходьбы и появление первых слов стимулирует рост _______________________________ малыша.

Поведенческие симптомы: появление ____________________________________ реакций

1. Анатомо-физиологические особенности развития ребенка от года до трех.

2. Когнитивное и эмоциональное развитие в раннем детстве.

3. Овладение активной речью – важное новообразование раннего детства.

4. Предпосылки формирования личности в раннем детстве.

5. Основные достижения раннего детства.

6. Причины и проявления кризиса трех лет.

 

 

Темп общего развития остается __________________________.

Значительно увеличивается вес тела, рост, вес мозга достигает _______________________.

 

Утяжеление мозга идет прежде всего за счет роста ______________________ нервных клеток. Изменяется и ______________________ клеток. К 3-м годам клетки мозга ребенка мало отличаются от клеток мозга взрослого.

 

Нервные волокна _________________________________ – покрываются белой мякотной оболочкой, которая обеспечивает проводимость нервного возбуждения по волокну.

 

Особенно интенсивно функционируют отделы мозга, которые отвечают за сложные движения – ходьба, бег, удержание тела в равновесии. Усиленно развивается _____________________________________________________.

 

_______________________________ – процесс, посредством которого определенные функции локализуются либо в левом, либо в правом полушарии мозга.

 

Развитие НС идет в направлении __________________________________________________

___________________________ (хотя возбуждение все еще преобладает).

 

Овладение ____________________________________. => Самостоятельное общение с внешним миром, способность ориентироваться в пространстве.

Причины-стимулы:

ü ________________________________________, возникающее при ходьбе, чувство овладения своим телом,

ü возможность достигнуть _________________________________________,

ü участие и ______________________________ взрослых.

 

Совершенствование руки ребенка. Предпочтение ___________________________________ => доминирование функций одного из полушарий.

Левое полушарие: Правое полушарие:

 

 

Меняется ___________________________________ сна и бодрствования.

Активное бодрствование длится 5-6 часов (в 2 года), суточное время сна уменьшается до 12 часов.