Этапы развития предметных действий
Двигательная сфера
Обоняние, вкус, осязание.
Слух
Зрение
Развитие чувствительности
Особенности функционирования нервной системы
Ведущая деятельность младенца
________________________________________________________________________________
- до 6 месяцев – ситуативно-личностная форма общения
- на втором полугодии – возникает ситуативно-деловая форма общения
*******************************************************************************Анатомо-физиологические особенности
Темп прироста веса мозга и массы тела на первом году жизни становится наиболее интенсивным:
ü вес мозга увеличивается с 360-400 г. до 850-900 г.
ü вес тела – с 2,5-3 кг до 8,5-9 кг.
ü длина тела – с 48-50 см до 70-75 см.
ü преобладание _______________________________ над торможением;
ü повышенная ____________________________ и _______________________________ спинномозговых и вегетативных рефлексов;
ü __________________________ реакций и слабость образования устойчивых очагов возбуждения, т.е. условных _________________________.
Развитие ощущений тесно связано с развитием ___________________________.
Развитие _______________________________ идет быстрее, чем развитие соматических движений.
Образуются зрительно-двигательные связи, которые становятся физиологической основой первичной ориентировки ребенка в пространстве.
ü Ребенок видит с первого дня, но глаза его движутся _____________________________.
ü ____________________________ устанавливается конвергенция глаз как первый результат упражнения в фиксации предмета.
ü _______________________ – прослеживает движущийся предмет.
ü _______________________ – ищет предмет глазами, выделяет «приятные» предметы.
ü _______________________ – различает цвет и форму предметов, к 10 месяцам – различает тона и полутона.
ü _______________________ – реакция на громкие, резкие звуки; одновременно – реакция на звук человеческого голоса.
ü _______________________ – узнает голос матери, прислушивается.
ü _______________________ – локализует звук в пространстве.
ü _______________________ – дифференцирует звуки, различает интонацию.
ü _______________________ – реакция на веселую и грустную музыку, разный ее темп и ритм.
ü _______________________ – различение звуков родной речи.
Пороги чувствительности младенца очень __________________, постепенно они снижаются.
ü _______________________ – рефлекс на запах, вкус (предпочитает сладкое).
ü _______________________ – дифференциация запахов.
ü _______________________ – чувствительность к различению температуры воздуха, воды для купания, молока.
Первые движения ребенка хаотичны и ________________________________ – результат широкой иррадиации _______________________________________________ в коре головного мозга.
Предметные действия представляют собой форму ___________________________________ ребенком окружающего мира
Признаки предметных действий:
ü выполняются с каким-либо __________________________;
ü осуществляются ____________________________________ работой обоих глаз, рук и пальцев рук;
ü повторяются ребенком ________________________________________________;
ü достигают какого-либо видимого (слышимого) ____________________________;
ü вызывают ________________________________________ ребенка и ожидание ранее достигавшегося результата.
********************************************************************************Развитие восприятия
Восприятие младенца __________________, __________________и _____________________.
ü _______________________– сосредоточение на объекте восприятия;
ü _______________________– комплексное обследование предмета с участием нескольких анализаторов;
ü _______________________– выделение объектов восприятия;
ü _______________________– стремление захватить объект восприятия;
ü _______________________– связь восприятия со словом.