Функции КС.

Цели и задачи неразрывно связаны с функциями конституционного правосудия, которые представляют основные направления деятельности конституционных судов, предусматривающие

выполнение задач конституционного правосудия. Осуществление функций конституционного правосудия в правовом государстве возможно только через реализацию полномочий конституционных

судов, установленных конституцией и законами. Функции конституционных судов, которые реализуются через их полномочия, можно назвать юрисдикционными (компетенционными). По значимости и распространению их можно классифицировать на основные и дополнительные (неосновные). К основным функциям КС следует отнести:

• толкование конституции. Эта функция реализуется через специальное полномочие по официальному толкованию конституции и иные полномочия КС , что предполагает в каждом конкретном случае понимание и интерпретацию конституции (казуальное толкование) и по запросу компетентных субъектов права в рамках конституционного судопроизводства;

• конституционный нормоконтроль, объектом которого являются законы и другие нормативные правовые акты, внутригосударственные и международные договоры, правоприменительная практика. При этом конституционный контроль может осуществляться в порядке абстрактного и конкретного нормоконтроля, предварительного и последующего контроля;

• защиту прав и свобод человека и гражданина в целях восстановления нарушенных прав и свобод на основе индивидуальных и коллективных жалоб, в порядке конкретного нормоконтроля, а также опосредованно (косвенно) через реализацию всех иных полномочий конституционного суда в процедуре конституционного судопроизводства;

• разрешение споров о компетенции в целях разграничения предмета ведения и полномочий между органами публичной власти, между органами федеральной и региональных властей, органами центральной власти и властями автономных и иных образований, наделенных законодательными полномочиями, между судебными органами.

Дополнительными (неосновными) функциями КС можно считать:

• содействие законотворчеству представительных органов публичной власти;

• реализацию конституционной ответственности за нарушение конституции главы государства и других высших должностных лиц в порядке отрешения их от должности (импичмент), политических партий и общественных объединений в процедуре их приостановления или запрета;

• дачу экспертных заключений по конституционным вопросам;

• осуществление учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения.

Дополнительные функции КС связаны с осуществлением их основных функций. Так, при осуществлении основных функций конституционные суды одновременно реализуют дополнительную функцию содействия законодательной деятельности, как в направлении ее совершенствования и развития, так и в утверждении конституционных начал в самом законодательном

процессе. Правовые позиции КС РФ, содержащиеся в его решениях, лежат в основе будущего законодательного регулирования, выступают в качестве его критериев, параметров, своеобразных моделей. На содействие законодателю в его деятельности направлены и такие полномочия КС , предусмотренные в ряде государств, как право внесения предложений по изменению и дополнению конституции, право законодательной инициативы,право посланий, докладов о своей деятельности (Россия, Молдова). Итак, цели и задачи, функции и полномочия конституционных судов находятся между собой в функциональной связи. Установление конституционности как основной цели деятельности органов конституционного правосудия формулируется в конкретных задачах, которые определяют функции и разнообразие опосредующих их полномочий.

1. 9. 9.Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, их классификация.

В понимании природы и особенностей конституционного правосудия важным является уяснение соотношения целей и задач, функций и полномочий конституционных судов. Целью Конституционного Суда РФ являются: утверждение Конституционности в обществе и государстве (Витрук); обеспечение верховенства на всей территории РФ, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ. Цель конкретизируется и получает предметное выражение в ее задачах. Задачамиявляются: 1. Реализация, охрана и защита основ Конституционного строя; 3.Защита прав и свобод человека и гражданина; 3. Реализация охраны и защиты норм об организации публичной власти. Цель и задачи неразрывно связаны с функциями конституционного суда, представляющими собой основные направления деятельности конституционных судов, преследующих достижение цели и выполнение задач конституционного правосудия. Осуществление функций конституционного суда возможно через реализацию полномочий конституционных судов, установленных конституцией и ФКЗ. Функции можно разделить на 2 группы: 1. общесоциальный смысл (это основные способы воздействия практики Конституционного суда на государство или общественную жизнь) политическая – направление политики государства в конституционно-правовое русло; экономическая; профилактическая – предотвращает конституционно-правовые нарушения в будущем; мировоззренческая – КС своей деятельностью формирует мировоззрение. 2. Те группы направлений, по которым движется работа КС РФ. Таких групп 2. 1.: основные, которые связаны с правовой природой Конституционного суда Российской Федрации и выражает его сущность: нормокнотроль; толькование Конституции РФ; разрешение Конституционно-правовых споров; защита прав и свобод человека и гражданина. 2.: дополнительные функции. При выполнении этих функций Конституционный суд РФ выступает как обычный орган государственной власти: содействует законотворчеству в государстве; реализации конституционной ответственности отдельных органов государственной власти; учредительная, регистрационная деятельность по вопросам местного значения. Полномочия конституционных судов, опосредующих основные и дополнительные функции конституционного правосудия, соответственно можно классифицировать на основные и дополнительные. Основными полномочиями Конституционного суда РФ являются: 1. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (осуществляется в порядке абстрактного и конкретного нормокнотроля); 2. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров (Объектами судебного конституционного контроля служат международные договоры и законы, имеющие отношение к международным договорам); 3.Разрешение дел по спорам о компетенции между органами государственной власти; 4. Разрешение дел о соответствии Конституции Закона по вопросам судов; 5.Толкование Конституции РФ. Основными полномочиями могут быть только юрисдикционные.

Полномочия конституционных судов, опосредующих основные и дополнительные функции конституционного правосудия, соответственно можно классифицировать на основные и дополнительные. Дополнительныйполномочия могут быть как юрисдикционными, так и не юрисдикционными. Дополнительными юрисдикционными являются: 1. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ по обвинению его в государственной измене или ином тяжком преступлении; Проверка на соответствие Конституции вопроса, выносимого на референдум(Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которым утверждено ее заключение о несоответствии вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Если из заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного ее решением, следует, что данное решение принято в связи с несоответствием вопроса (вопросов) референдума Конституции Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения о признании вопроса (вопросов) референдума не соответствующим (не соответствующими) Конституции Российской Федерации процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.); Проверка на соответствие Конституции инициативы выдвижения референдума (Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.); Проверка конституционности международного договора о принятии в РФ нового субъекта ( После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора.). Дополнительные неюрисдикционные полномочия: 1. Реализация права законодательной инициативы; выступление с посланиями перед Федеральным собранием РФ; участие судей КС РФ в принесении присяги вновь избранного президента.

1. 10. 10.Разграничение полномочий по нормоконтролю между Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции: По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.; Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.; По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.; По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.; По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

 

1. 11. 11.Состав и порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации.

Численный состав КС чаще всего определяется конституциями. Он обусловлен количеством и характером полномочий суда, реальным объемом работы, его предполагаемой структурой и другими факторами.Количество КС колеблется от 4 (Андорра) до 19 (Россия).

В России число судей возросло с 15 до 19, в Беларуси — с 11 до 12, в Узбекистане, напротив, сократилось с 11 до 9.Эти изменения были обусловлены главным образом необходимостью участия законодательной и исполнительной, а также судебной ветвей гос -ной

власти в формировании КС.

КС России согласно КонституцииРСФСР должен был состоять из 15 судей (ч. 1 ст. 165). 29—30 октября 1991 г. пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал 13 судей КС (остались две вакансии). Такой численный состав соответствовал требованиям закона о кворуме, что позволило КС действовать при избрании 13 судей вместо 15 по закону.Постановлением седьмого Съезда народных депутатов РФ от 12 декабря 1992 г. № 4079-1 «О стабилизации конституционного строя РФ» было установлено: «На период до принятия новой Конституции (Основного Закона) РФ не проводить избрание судей на оставшиеся вакансии в составе КС РФ» (п. 4)2.Конституция РФ 1993 г. увеличила число судей КС с 15 до 19 (ч. 1 ст. 125). Это объясняется прежде всего созданием в КС двух палат, а также стремлением изменить наметившуюся в его составе фракционность. Переходные положения ФКЗ от 21 июля 1994 г. устанавливали, что избрание Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря, формирование персонального состава палат и возобновление деятельности в целом было возможно только при полном составе Суда. Для формирования полного состава КС РФ был установлен срок не позднее 30 дней после вступления в силу ФКЗ от 21 июля 1994 г. Фактически полный состав КС РФ был сформирован в феврале 1995 г.

Порядок формирования КС .Порядок формирования КС охватывает способы и процедуру формирования, органы, участвующие в этом процессе, характеристику кандидатов на должности судей и приведение избранных (назначенных) конституционных судей к присяге.

Состав КСне может формироваться по принципу представительства от субъектов федерации, автономных образований, партий (партийных фракций), национальных меньшинств и др. Отрицание этого принципа обусловлено природой КС а как независимого органа от каких- либо влияний.При формировании состава КС следует учитывать соотношение конституционных судей по их профессиональной специализации, по представительству различных научных школ и направлений, соотношению университетских профессоров, карьерных судей и представителей других юридических профессий, ибо неучет этих факторов может повлиять на научно-интеллектуальный уровень КС , эффективность и стиль работы, его престиж.

Существует два основных способа формирования КС : избрание и назначение судей.В зависимости от участия в процедуре формирования КС различных ветвей гос. власти можно выделить несколько способов формирования состава КС. В формировании состава КС участвуют: 1) три ветви гос-ной власти — законодательная, исполнительная и судебная; 2) две ветви гос-ной власти — законодательная и исполнительная; 3) одна ветвь гос-ной власти — законодательная или исполнительная. Существуют и другие, смешанные способы формирования состава КС. Одновременно регламентируется и круг инициаторов предложений о кандидатах на должности судей КС, вносимых на рассмотрение органов, наделенных правом избрания или назначения судей.