Социально-критическое направление в современной философии. Основные идеи и представители философии франкфуртской школы.
Социально-критическое направление (марксизм и неомарксизм) подчеркивает практически-преобразующую роль философии.
Марксистская философия XX века. В западноевропейском марксизме в XX в. оформилось социал-демократическое движение, считавшее возможным его критически толковать и развивать. В большевистском крыле (в СССР) победила тенденция догматизации и идеологизации марксизма: установление жестких границ теоретического поиска, противопоставление истин марксизма всему остальному.
В.И. Ленин (1870-1924) главным образом занимался критикой идеализма и стремился подвести под него социально-идеологическую базу. Он создал концепцию партийности философии, согласно которой через связь материализма с наукой, а идеализма с религией выражают в конечном итоге различные классовые интересы. «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад» - писал Ленин. Борющимися партиями являются материализм и идеализм. Во времена Сталина единственной областью, где еще теплилась философская мысль, оставалась история философии. В 60-80-е годы серьезное продвижение происходило в области теории познания. Советские философы в своем большинстве отстаивали традиционное для марксизма диалектико-материалистическое понимание познания как отражения, с учетом активной роли субъекта познания. Мощное развитие в этот период получило направление, названное «философские вопросы естествознания» (философское осмысление новейших данных в области физики, космологии и биологии и др.). Одним из позитивных результатов стала разработка глобальных проблем современности. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
С 20-х гг. XX века на Западе возникла и получила развитие альтернативная версия марксистской мысли — неомарксизм, выступавший одновременно и против капитализма, и против советской модели социализма. Внутри самого западного марксизма сложились два главных течения, существенно разошедшихся между собой. Первое ориентировалось на человека как субъекта и объекта, второе - на общество и конкретно-научное исследование его структуры и развития. Первое, гуманистическое течение, сделав центром обсуждения человеческую проблематику и используя такие философские категории, как сущность и существование человека, практика, отчуждение и снятие отчуждения и другие, развернуло критику современного общества как враждебного человеку, негуманного, бесперспективного. При этом одни философы, отталкиваясь от марксизма, выдвинули собственные своеобразные концепции - таковы представители Франкфуртской школы; другие попытались синтезировать определенные положения марксизма с идеями немарксистских течений - фрейдомарксизм Э. Фромма, экзистенциалистский марксизм, и др.
Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство,близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе(1898 — 1979). Главное произведение Маркузе — «Одномерный Человек». Суть его в том, что современное общество воспитывает нормального, но «одномерного человека»,обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.
Выход из данного положения, Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.
Социальная философия франкфуртской школы развернула активную деятельность после Второй мировой войны. Ее основные представители: М. Хоркхаймер (1895-1973), Т. Адорно (1903-1969), Г. Маркузе (1898-1979), Ю. Хабермас (1929). Они выступали в роли критиков развитого индустриального общества, обеспечившего тотальное отчуждение и производство «одномерного человека». Основная причина социального зла, по мнению сторонников этой школы, заключена в научно-технической «рациональности». Индустриальная эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека. Научно-технический прогресс превратился в инструмент власти над человеком, превратил культуру в «масскультуру». В принципе они считают необходимым радикальное преобразование существующего общества. Но свою непосредственную задачу они видят в его философской критике, для чего и разрабатывают свою «критическую теорию» с его важнейшей составной частью – «негативной диалектикой». «Критическая теория» направлена против позитивизма, технократизма и сциентизма (абсолютизирующих роль техники и науки). Г. Маркузе писал в своей книге «Одномерный человек», что современное общество воспитывает нормального, но «одномерного человека»,обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя. Выход из данного положения Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной и социальной революциях. С философской точки зрения особый интерес представляет разработанная Адорно концепция «негативной диалектики», направленная на пресечение тоталитарных тенденций в обществе.
4. Структуралистское направление в современной философии. Постструктурализм. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв.
Среди многих феноменов человеческого бытия постклассическая философия особым образом выделяет язык. Интерес к нему можно проследить во многих философских течениях, однако центральной проблемой он становится в философии структурализма и постмодерна (последняя является синтезом идей постструктурализма и деконструктивизма).
Структурализм возник в литературоведении и искусствоведении в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания, он выступает с претензией на универсальность своего подхода. Формирование этого направления связано с именами Фердинанда де Соссюра (1857-1913), Клода Леви-Стросса (1908-…), Жака Лакана (1901-1981), Мишеля Фуко (1926-1984) и др. Ф. де Соссюр был основателем структурной лингвистики, которая рассматривает язык как внутренне структурированную взаимосвязанную систему значений. Слова получают свой смысл (значение) по их отношениям к другим словам языка, а не благодаря их отношению к тем вещам, которые они обозначают. Поэтому нет смысла изучать происхождение слов или связь языка с внешним миром и сознанием. К. Леви-Стросс применил этот подход к культуре, заявив, что ее мы должны понимать как структуру, работающую точно так же, как язык. Когда человек мыслит, он строит образ мира, окружающих объектов и самого себя по образцам культуры, по ее логическим связям и смыслам. Сознание запрограммировано «языком» культуры, т.е. множеством различных систем значения, которые ее образуют. Например, воспринятыми нами оценками («это хорошо, а это плохо, так можно, а так нельзя»), социальными стереотипами, значениями предметов для человека и т.д. Поведение человека тоже определяется логикой культуры, к которой он принадлежит. Ж. Лакан выдвинул идею, что бессознательное тоже структурировано как язык.
На рубеже 70-х гг. XX в. развитие структуралистского движения приводит его виднейших современных представителей к отказу от установок структурализма, и он трансформируется в постструктурализм. Основные критики структурализма - Деррида, Фуко, Барт, Кристева, Делёз, Лиотар - при всем разнообразии позиций работали на обоснование нового принципа мышления, который основывается на множественности смыслов. Это полный отход от лозунга первой, самой древней школы милетской философии: «ищи во всем одно» (что стало потом установкой всей классической рациональности). Теперь выражение «корень какой-то проблемы» бессмысленно, так как это так называемая «риэома» - огромное спутанное корневище без главного корня. Характерными чертами постструктурализма являются критика классического логоцентризма и бинаризма (выделения противоположностей, противопоставления объекта и субъекта). Постструктурализм развил процедуры децентрации, детерриториализации, деконструкции, которые затем были ассимилированы постмодернизмом. Детерриториализация означает, что современный человек потерял свое стабильное место в пространстве глобальной цивилизации, и поэтому вводится новая категория анализа - «не место».
Деконструктивизм явился переходной стадией к постмодернизму. Это исследовательская установка, которая расшатывает старые понятия, чтобы заново обосновать, осуществить акт реконструкции, при этом распутывая всю логическую цепь. Практическая деконструктивистская деятельность связана с именами Жиля Делеза, Юлии Кристевой, Ролана Барта и др. Они используют в качестве принципа исследования «шизоанализ». Его задача — разрушить общепринятые смыслы и структуры, раскрыв за ними принципиальную бесструктурность и бессознательность. Фактор бессознательности, по их мнению, играет в развитии общества более важную роль, чем сознательность. Особое место в деконструктивизме занимает творчество Ролана Барта (1915—1980). Его понятие «смерти автора» стало центральным звеном постструктурализма и деконструктивизма: текст сам по себе настолько важен, что автором вообще можно пренебречь, он сделал свое дело — создал материал для дальнейшей интерпретации.
Философия постмодерна выступает как синтез постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой новый этап антисциентистской установки. Выглядит это как расщепление традиционной системы текстов, с их четкой структурой, героями, объемом и т.д. Каждый человек может составить себе из этих фрагментов некий собственный коллаж. При этом деконструктивизм в качестве текста может рассматривать буквально все (интертекстуальность). Цитатное и комментирующее мышление становится основой литературной деятельности. Центральным смысловым стержнем философии постмодерна выступает негативное отношение к научному мышлению, а в более широком контексте — к рациональной традиции в целом. Причем критика основана не на показе слабостей рационального подхода к анализу некоторых проблем, а на трактовке рациональности как парадигмы, «навязанной» человечеству в период господства классической традиции в философии.
Для описания сложного комплекса явлений, происходящих в современной культуре, используется термин «постмодернизм». В нем отражается тенденция разрушения «старой» культуры как системы отдельных локальных культур и стремление создать на этой базе иное образование, основанное на неизмеримо более широком коммуникационном пространстве, которое одновременно включает фрагментарное восприятие культуры отдельным человеком. Это умонастроение эпохи, когда человек устал читать толстые тексты (неважно, что это - образцы литературы или философии) или не имеет для этого времени, поскольку практически все время отведено усвоению все новых фрагментов культуры. Одновременно это отражает увеличение степени свободы человека, в том числе и в собственной мысли, что позволяет ему скорее строить собственное объяснение тех или иных феноменов, чем пользоваться готовыми схемами, которые к тому же нужно еще усвоить. С этой точки зрения вполне объясним феномен «мыльных опер». Человек не имеет возможности и времени держать в голове всю структуру (идею автора) и следить, как она разворачивается. Наблюдение вместо рассуждения — вот одна из установок такой культуры. Причем особенность восприятия такова, что человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то неоконченности (как это было бы в случае прерывания чтения классического романа), а также вновь с любого места войти в нее. Этот феномен современной массовой культуры можно обозначить как «клиповое», фрагментарное сознание.
Заслуга постструктурализма заключается в том, что он не уходит от анализа проблем подобного рода, как недостойных внимания профессионального философа, обратил внимание на значимость тех явлений, которые оставались долгое время вне сферы философского анализа. Все явления, внутри которых живет человек, обретают культурный смысл и значение. Эта установка, отвергая классические традиции, поворачивается лицом к субъекту, к его переживаниям и проблемам.