Развитие судебного конституционного контроля до и после Второй мировой войны

Конституционный контроль, осуществляемый судами, получил развитие в бывших британских колониях, а также в США.Конституция США 1787 г. прямо не закрепила право судов

на осуществление конституционного контроля. Решающее влияние на формирование судебного конституционного контроля оказало ставшее знаменитым дело (Мэрбери против Мэдисона

(1803 г.), в котором Верховный суд под председательством судьи Дж. Маршалла установил, что общефедеральный закон, противоречащий Конституции США, может быть признан судом неконституционным, т. е. наделил себя полномочиями контроля за соответствием законов Конституции.Еще до начала Второй мировой войны суды общей юрисдикции начали осуществлять конституционный контроль в ряде государств Латинской Америки и Скандинавии.

Видную роль в формировании судебного конституционного контроля сыграл профессор права Венского университета Ганс Кельзен. В сентябре 1919 г. был создан Высший конституционный суд Австрии, а институт конституционного судопроизводства был закреплен в Конституции Австрии 1920 г. Следуя австрийской модели, перед Второй мировой войной судебный конституционный контроль был учрежден также в Чехословакии (1920 г.), Греции (1927 г.) и тд.

Осуществление конституционного контроля специализированными — конституционными — судами по специальной процедуре получило название европейской модели судебного конституционного контроля.Наиболее широкое распространение в различных модификациях судебный конституционный контроль получил после Второй мировой войны. Он был введен в Бирме, Японии, Италии (1947 г.), Германии, Таиланде, Индии (1949 г.), Сирии, Люксембурге (1950 г.), в Турции (1961 г.), Алжире, Югославии (1963 г.). В некоторых странах судебный конституционный контроль учрежден после свержения диктаторских режимов в Греции (1968 г.), Португалии (1976 г.), Испании (1978 г.). В 1960-е гг. некоторые системы судебного конституционного контроля были пересмотрены в государствах Европы (Австрия, Бельгия, Германия).Господствовавшая в социалистических странах государственно-правовая доктрина не признавала идею правового государства и его основополагающего принципа — разделения властей. Все органы государственной власти в конечном счете были подконтрольны и подотчетны руководящим органам коммунистической партии. В социалистических странах сформировался единый государственно-партийный механизм, в чем и заключалась сущность тоталитарной системы организации политико-государственной жизни. Функция конституционного контроля принадлежала исключительно высшим представительным органам государственной власти, которые могли осуществлять ее непосредственно либо с помощью создаваемых ими постоянно действующих органов общей компетенции.НО Рост числа законодательных и особенно подзаконных актов, создание федераций, расширение международных связей и другие объективные факторы формировали потребность в осуществлении конституционного контроля в целях стабилизации государственно-правовой системы в социалистическом обществе.__ Под влиянием международного опыта в ряде социалистических государств были предприняты первые попытки создания специальных структурных подразделений в высших представительных органах государственной власти или специализированных органов, которые в той или иной мере осуществляли конституционный контроль. Но и в этих случаях последнее слово оставалось за высшими органами государственной власти. Формирование органов конституционного правосудия в странах молодой демократии.В конце XX столетия в мире резко увеличилось число конституционныхсудов. В Европе это было связано прежде всего с крушением системы тоталитаризма в бывших социалистических странах. Возникшие в результате свержения тоталитарного режима государства молодой демократии позитивно восприняли идею организации судебного контроля через систему конституционных судов. Конституционные суды созданы и функционируют практически во всех государствах на постсоветском пространстве. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля, осуществляемая специализированными судами, все более органично входит в государственно-правовую систему государств Центральной и Восточной Европы, цель которых — формирование свободного гражданского общества, реальной демократии, социально ориентированного правового

государства, существенными признаками которого являются господство права, конституции и закона, уважение прав и свобод человека и гражданина. В Венгрии учреждение Конституционного суда было закреплено в Конституции 1989 г. Суд начал работать с 1 января 1990 г. После распада СФРЮ в ее бывших республиках, а ныне независимых государствах (Сербии, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговине) начали функционировать конституционные суды, были уточнены компетенция, организация и порядок их деятельности. В Болгарии Конституция 1991 г. впервые предусмотрела создание Конституционного суда, который действует на основе Закона о Конституционном суде, принятого 16 августа 1991 г. Конституция Румынии, принятая на референдуме 8 декабря 1991 г., учредила Конституционный суд. Закон о Конституционном суде 1992 г. установил основы его организации и деятельности. Основной задачей судебной власти в государствах молодой демократии является правовая защита прав и свобод человека и гражданина, демократических принципов, общесоциальных ценностей в соответствии с требованиями национального законодательства и международными стандартами. Конституционное правосудие играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов. Разрешая споры между органами публичной власти на различных уровнях, конституционный суд выступает в качестве гаранта политического мира и стабильности в обществе и государстве и хранителя конституционных ценностей. Однако деятельность конституционных судов на постсоветском пространстве связана с определенными трудностями. Процесс развития судебного конституционного контроля в постсоветских государствах обусловлен рядом факторов и обстоятельств: конкретной расстановкой политических сил в стране, взаимоотношениями между законодательной и исполнительной властями, между конституционным судом и судами общей юрисдикции и др.

1. 6. 6.Учреждение и образование Конституционного Суда в России. Периоды деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный суд РСФСР впервые был избран Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года в составе 13 судей.

В 1992—1993 годах Конституционный суд активно участвовал в урегулировании конституционного кризиса. Его председатель Валерий Зорькин принимал участие в переговорах между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1992 года, что закончилось тогда подписанием соглашения между Ельциным и Хасбулатовым, согласно которому предусматривалась отсрочка вступления в силу поправок к Конституции, которые урезали полномочия Президента, до проведения референдума в апреле 1993 года.

23 марта 1993 года Конституционный суд признал телеобращение президента Ельцина к народу от 20 марта неконституционным, что послужило основанием для рассмотрения вопроса об отрешения Президента от должности.

21 сентября 1993 года президент Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета. Конституционный суд собрался в ночь с 21 на 22 сентября по собственной инициативе (что не противоречило действовавшему тогда закону) или, по другой версии, по устному запросу членов Верховного Совета РФ, и признал действия президента неконституционными.

После событий 3—4 октября 1993 года президент Ельцин «приостановил» деятельность Конституционного суда, а в 1994 году был принят новый закон о Конституционном суде. Согласно нему, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Вновь Конституционный суд был назначен Советом Федерации РФ в феврале 1995 года в количестве 19 судей (по оценке судьи КС Г. Гаджиева, расширение состава КС было вызвано желанием президента Ельцина обеспечить себе перевес над 9 судьями, голосовавшими против него во время кризисаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B4_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 - cite_note-2), его председателем был избран Владимир Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Зорькин.

За это время Конституционный суд принял более 200 постановлений. Большая часть рассмотренных дел касалась проверки конституционности законов. Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

1. 7. 7.Самостоятельность и независимость Конституционного Суда Российской Федерации, их гарантии.

Самостоятельность и независимость КС - один из основных принципов его организации и функционирования. Самостоятельность КС -строгое определение его полномочий (юрисдикции) и их осуществление в соответствии с требованиями конституции и закона.Независимость КС-возможность осуществлять свои полномочия объективно и беспристрастно, не испытывая какого-либо влияния, а тем более давления со стороны законодательной и исполнительной власти.

Независимость КС обеспечивается тем, что КС никому не подотчетен и не подконтролен. Он самостоятелен и независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других гос-ных органов. Компетенция, структура и организация деятельности КС имеют целью обеспечение его самостоятельности и независимости в системе как органов гос-ной власти, так и судебных органов. Самой существенной гарантией независимости КС является его финансирование из гос-ного бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом. КС распоряжается финансовыми средствами, выделяемыми бюджетом для обеспечения его деятельности, по своему усмотрению. КС сам-но и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности, может располагать на правах собственности опр-ным имуществом. КС выступает в гражданском обороте самостоятельно, как юридическое лицо, может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности конституционного суда,установленных конституцией и законом, не допускается. Нарушение этих правил может повлечь уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.Самостоятельность и независимость Конституционного Суда РФ означает осуществление им конституционно установленных полномочий объективно и беспристрастно, без какого-либо влияния и давления со стороны иных органов Гос-ной власти. В ст. 5 ФКЗ от 21 июля 1994 г. независимость квалифицирована как один из основных принципов деятельности КС РФ. Согласно ч. 3 ст. 4 ФКЗ от 21 июля 1994 г. полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. В соответствии со ст. 7 ФКЗ от 21 июля 1994 г. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Финансирование КС РФ производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности КС РФ средства, которыми КС РФ распоряжается самостоятельно. Смета расходов КС РФ не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом .Эти положения дополняются Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 306 «Об обеспечении деятельности КС РФ по предоставлению государственных социальных гарантий судьям КС РФ и членам их семей», согласно которому объем расходов на содержание Суда при разработке проекта федерального бюджета на Соответствующий год определяется Правительством РФ по согласованию с Председателем КС РФ. Численность своего аппарата устанавливает сам КС РФ. Имущество, необходимое КС РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. КС РФ может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

1. 8. 8.Цель, задачи и функции Конституционного Суда Российской Федерации.

Цель и задачи.Сознательная деятельность всегда имеет цель, которая конкретизируется и получает предметное выражение в ее (деятельности) задачах. Цель и задачи деятельности КС по содержанию очень близки друг к другу и, как правило, определяются в специальных законах о КС . Ранее действовавший Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. в ст. 2 «Цели и задачи КС РСФСР» предусматривал: 1. В целях охраны суверенитета народов РСФСР,защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории РФ КС РСФСР устанавливает соответствие Основному Закону РСФСР международных договоров РСФСР, законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР, а также практики

применения законодательства РСФСР. 2. Всей своей деятельностью КС РСФСР способствует утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному Закону своей Республики. В ФКЗ от 21 июля 1994 г. в ст. 3 целями КС РФ названы защита основ

конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ . Цель рассчитана на длительную, стратегическую перспективу функционирования КС , которая конкретизируется через определенные задачи. Целью конституционного правосудия является охрана и защита конституции, обеспечение ее верховенства и прямого действия на всей территории государства, т. е. установление конституционности в обществе и государстве. Задачами деятельности КСслужат обеспечение, охрана и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей и достижение конституционных идеалов. Например, Конституция РФ содержит гл. 1 Основы конституционного строя. Согласно положениям указанной главы Конституции РФ к основам конституционного строя отнесены: народовластие; суверенитет РФ , целостность и неприкосновенность ее территории; федеративное устройство РФ , состоящего из равноправных субъектов; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; гарантирование местного самоуправления; соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ как составной части ее правовой системы и др. (ст. 1—16).