Восприятие и его основные характеристики.

Классификация ощущений.

Ощущение.

Практическое занятие № 1

«Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.»

Ощущение – элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

Цепочка возникновения ощущений:

Раздражитель –> раздражение–> рецепторы –> возбуждение , передающиеся по проводящим путям –> (физический процесс) (физиологический процесс)

 

-> кора головного мозга

(психический процесс)

Общие свойства ощущений.

Свойства Пояснения
1. Качество Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром и громкостью
2. Интенсивность Определяется силой действия раздражителя и функциональным состоянием рецепторов
3. Длительность Определяется функциональным состоянием рецепторов, временим действия раздражителя и его интенсивностью.
4. Последействие Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает сразу после прекращения его действия

Раздражитель способен вызвать ощущение только при достижении определенной величины и силы.

Абсолютный нижний порог чувствительности – это та минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметные ощущения.

Чем ниже чувствительность, тем выше абсолютный нижний порог чувствительности.

Абсолютный верхний порог чувствительности – это максимальная сила раздражителя, при которой возникают адекватные к действующему раздражителю ощущения. Увеличение силы раздражителя вызывает болевые ощущения.

По расположению рецептора и взаимодействию с окружающей средой:

Класс Расположение Реагируют на раздражители: Пример:
Экстерорецепторы Делятся на контактные и дистантные Внешнее Окружающеё среды   Вкусовые, кожные   Слуховые, зрительные, обонятельные
Интерорецепторы Внутреннее Внутренней среды органические
Проприорецепторы Внутреннее Окружающеё среды Рецепторы, отвечающие за чувство равновесия

Изменение чувствительности анализаторов.

Адаптация– изменение чувствительности органов чувств под влиянием действующего раздражителя. Это изменение может быть разнонаправленным:

  1. понижение чувствительности. Так, в случае действия постоянных раздражителей, они начинают ощущаться слабее и исчезают. Например, обычным фактом для нас является отчётливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения тоже ослабевает, если соответствующее вещество долго держать во рту.
  2. повышение чувствительности. Так, например, уже через 30-40 минут пребывания в темноте чувствительность глаза повышается в 20 000 раз, а в дальнейшем в 200 000 раз. Глаз приспосабливается к темноте в течение 4-5 минут – частично, 40 минут – достаточно и 80 минут - полностью.

 

Восприятие– это психический процесс, заключающийся в отражении в сознании человека целостного комплекса свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – это не совокупность ощущений, а качественно новая ступень познания мира. Восприятие тесно связано с памятью, вниманием, мышлением, эмоциями и личным опытом человека.

Основные характеристики восприятия:

Характеристика Пояснение
Константность Относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности.
Предметность Проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.
Целостность Здесь подразумевается внутренняя, органическая взаимосвязь частей и целого в образе
Обобщенность Отнесённость каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих название
Апперцепция Связь восприятия с личностью

В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.