Восприятие и его основные характеристики.
Классификация ощущений.
Ощущение.
Практическое занятие № 1
«Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.»
Ощущение – элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств
Цепочка возникновения ощущений:
Раздражитель –> раздражение–> рецепторы –> возбуждение , передающиеся по проводящим путям –> (физический процесс) (физиологический процесс)
-> кора головного мозга
(психический процесс)
Общие свойства ощущений.
Свойства | Пояснения |
1. Качество | Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром и громкостью |
2. Интенсивность | Определяется силой действия раздражителя и функциональным состоянием рецепторов |
3. Длительность | Определяется функциональным состоянием рецепторов, временим действия раздражителя и его интенсивностью. |
4. Последействие | Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает сразу после прекращения его действия |
Раздражитель способен вызвать ощущение только при достижении определенной величины и силы.
Абсолютный нижний порог чувствительности – это та минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметные ощущения.
Чем ниже чувствительность, тем выше абсолютный нижний порог чувствительности.
Абсолютный верхний порог чувствительности – это максимальная сила раздражителя, при которой возникают адекватные к действующему раздражителю ощущения. Увеличение силы раздражителя вызывает болевые ощущения.
По расположению рецептора и взаимодействию с окружающей средой:
Класс | Расположение | Реагируют на раздражители: | Пример: |
Экстерорецепторы Делятся на контактные и дистантные | Внешнее | Окружающеё среды | Вкусовые, кожные Слуховые, зрительные, обонятельные |
Интерорецепторы | Внутреннее | Внутренней среды | органические |
Проприорецепторы | Внутреннее | Окружающеё среды | Рецепторы, отвечающие за чувство равновесия |
Изменение чувствительности анализаторов.
Адаптация– изменение чувствительности органов чувств под влиянием действующего раздражителя. Это изменение может быть разнонаправленным:
- понижение чувствительности. Так, в случае действия постоянных раздражителей, они начинают ощущаться слабее и исчезают. Например, обычным фактом для нас является отчётливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения тоже ослабевает, если соответствующее вещество долго держать во рту.
- повышение чувствительности. Так, например, уже через 30-40 минут пребывания в темноте чувствительность глаза повышается в 20 000 раз, а в дальнейшем в 200 000 раз. Глаз приспосабливается к темноте в течение 4-5 минут – частично, 40 минут – достаточно и 80 минут - полностью.
Восприятие– это психический процесс, заключающийся в отражении в сознании человека целостного комплекса свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – это не совокупность ощущений, а качественно новая ступень познания мира. Восприятие тесно связано с памятью, вниманием, мышлением, эмоциями и личным опытом человека.
Основные характеристики восприятия:
Характеристика | Пояснение |
Константность | Относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. |
Предметность | Проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. |
Целостность | Здесь подразумевается внутренняя, органическая взаимосвязь частей и целого в образе |
Обобщенность | Отнесённость каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих название |
Апперцепция | Связь восприятия с личностью |
В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.