Характеристики внимания.

Внимание. Виды внимания.

Практическое занятие № 2

 

Внимание – это сосредоточение сознания на объекте, при котором происходит отчётливое отображение этого объекта.

Виды внимания Условия возникновения Характеристики Механизмы возникновения
Непроизвольное Действие сильного, контрастного, значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя - Непроизвольность - лёгкость возникновения - быстрое переключение Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности
Произвольное Постановка задачи и принятие решения -направленность -требуется волевое усилие - утомляемость Ведущая роль второй сигнальной системы
Послепроизвольное Вхождение в деятельность и возникновение в связи с этим интереса -сохраняется целенаправленность - снимается напряжение. Доминанта, характеризующая возникающий в процессе деятельности интерес.

 

 

Характеристика: Пояснение:
Устойчивость Длительное привлечение внимания к одному и тому же объекту или задаче.
Концентрация Степень сосредоточенности.
Распределение Субъективное ощущение человеком способности удерживать в поле внимания одновременно некоторое число разнородных объектов.
Переключаемость Определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.
Предметность Создаёт человеку возможность отвлекаться от сигналов той же модальности, что и интересующий объект.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

 

Память и её виды.

Память- психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Виды памяти:

Определение Пояснения
Двигательная память – проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем Лежит в основе выработки и формировании двигательных навыков. Индивидуальные различия зависят от:
  1. врожденных физических особенностей
  2. степени правильной выучки, упражнений и тренировки
Эмоциональная память- память на пережитые чувства Имеет большое значение в формировании личности человека. Позволяет регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств
Образная память- запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринятых предметов и явлений действительности     Подвиды образной памяти: - зрительная - слуховая - осязательная - обонятельная - вкусовая
Словесно- логическая память – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти специфически человеческий Механическая – дословное воспроизведение Логическая - Воспроизведение мыслей не всегда происходит в тех же словесных выражениях
Кратковременная память обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
   
   
   

 

Забывание – естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.

При полном забывании закреплённый материал не только не воспроизводится, но и не узнаётся. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнаёт, но не может воспроизвести.

Процесс забывания протекает сначала быстро, затем медленнее. В течение первых 5 дней после заучивания забывание идёт быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня.

 

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации

2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т.к. через час в памяти остаётся только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери забывания Лучше так: в первый день – 2-3 повторения, во второй – 1-2 повторения, в третий-седьмой по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день!

 

Формы воспроизведения:

 

Узнавание– проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта

Воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта

Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависящая от ясности поставленной задачи, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации.