Тема: Управление доходами, расходами, прибылью. Инструменты операционного анализа.

57. Главная составляющая доходов компании.

В соответствии со стандартами бухгалтерского учета – ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами предприятия (корпорации) признают повышение экономических выгод в результате как поступления активов (денежных средств, другого имущества), так и погашения обязательств, что приводит к увеличению его собственного капитала (при условии, что величина вкладов его участников в капитал остается неизменной). С позиции практики данный термин обозначает валовые поступления экономических выгод в ходе деятельности предприятия, состоящие из двух частей – выручки и прочих поступлений.

 

58. Какие показатели прибыли исчисляют? Перечислите.

В налоговом учете выручка от реализации (доход) включает в себя:

-доходы от реализации товаров (продукции, работ, услуг);

-внереализационные доходы;

-доходы, не учитываемые при определении налога на прибыль

 

59. Как рассчитывается маржинальная прибыль? Каков экономический смысл этого показателя? Назовите его синоним?

Маржинальная прибыль = Выручка от продаж - Переменные затраты

Служит для оценки предприятия покрывать постоянные расходы.

Синоним – Вклад на покрытие.

 

60. Каков экономический смыл точки безубыточности? Синонимы термина «точка безубыточности?

По сути, точка безубыточности является так называемым критическим объемом производства. При достижении точки безубыточности, прибыль, равно как и убытки равны нулю.

Точка безубыточности является важным значением при определении финансового положения компании. Превышение объемов производства и продаж над точкой безубыточности определяет финансовую устойчивость компании.

 

61. Как рассчитывается объем продаж в точке безубыточности?

Если объем реализации представить как произведение цены (Ц) на объем продукции в натуральном выражении (К), то точка критического объема производства (Ккр) определяется следующим образом:

где w — переменные расходы на единицу изделия, ден. ед.;

Ц-W – показатель маржинальной прибыли (маржи), в единице продукции.

 

62. Как рассчитывается выручка в точке безубыточности?

v — доля переменных расходов в единице объема продаж.

 

63. Чему равна прибыль от продаж с каждой единицы продукции после прохождения точки безубыточности?

Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учетом ожидаемого размера прибыли. После прохождения этой точки предприятие начинает приносить прибыль.

 

64. Что такое критическая цена? Как ее рассчитать?

Критический уровень цены определяется из заданного объёма реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

Где,

Цкр – критическая цена,

Н – сумма постоянных затрат,

К – объём производства продукции,

V – сумма переменных затрат на единицу продукции.

Пример. При объеме производства продукции 4000 единиц (К), сумме переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. (V), и сумме постоянных затрат 120000 тыс. руб. (Н) минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть

При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность — нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.

 

65. Как рассчитать запас финансовой прочности предприятия? Что он отражает?

Насколько далеко предприятие от точки безубыточности показываетзапас финансовой прочности. Это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Эта величина показывает на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.

- В — выручка от продаж.

Рн — объем реализации в натуральном выражении.

Тбд — точка безубыточности в денежном выражении.

Тбн — точка безубыточности в натуральном выражении.

 

Формула запаса финансовой прочности в денежном выражении:

 

ЗПд = (B -Тбд )/B * 100%, где

ЗПд — запас финансовой прочности в денежном выражении.

 

Формула запаса финансовой прочности в натуральном выражении:

 

ЗПн = (Рн -Тбн )/Рн * 100%, где

ЗПн — запас финансовой прочности в натуральном выражении.

 

66. Какие расчеты необходимо произвести, чтобы принять решение по дополнительному заказу?

Компания при выполнении дополнительного заказа должна покрывать только переменные затраты

 

67. Какие издержки называются переменными? Приведите примеры.

Переме́нные затраты (англ. variable cost, VC) — затраты, величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.

 

68. Какие издержки называются постоянными? Приведите примеры.

Часть валовых издержек, которая не зависит от текущего объема производства. К постоянным относятся управленческие расходы и затраты на охрану предприятия. Постоянные издержки в краткосрочной перспективе не оказывают влияния на обеспечивающий максимальную прибыль объем производства, однако в долгосрочной перспективе фирма, которая не в состоянии покрывать свои постоянные затраты, неизбежно окажется неплатежеспособной и прекратит свое существование.

 

69. Как меняются издержки постоянные в расчете на единицу изделия при изменении объема продаж и реализации?

Увеличение объёмов производства приводит к уменьшению постоянных издержек, в расчёте на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счёт положительного эффекта масштаба. Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.

 

70. Каков экономический смысл операционного левериджа (рычага). Как он рассчитывается?

Наличие постоянных затрат в составе издержек приводит к тому, что с увеличением объема реализации удельная величина названных издержек в расчете на единицу продукции уменьшается и соответственно увеличивается прибыль как в расчете на единицу продукции (при постоянной цене), так и в расчете на весь объем реализации. При этом чем выше доля постоянных затрат, тем больший прирост прибыли можно достичь за счет увеличения объема продаж. Таким образом, каждый процент увеличения объема продаж может обеспечить больший процентный рост прибыли. Этот эффект называется эффектом операционного рычага.

Рн = (В-Зпер)/П = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П

где, В – выручка от продаж; П – прибыль от продаж; Зпер – переменные затраты; Зпост – постоянные затраты.

71. Эффект операционного левериджа равен 2. Что это означает? Как изменится при таком значении операционного левериджа прибыль от продаж, если выручка изменится на 10%?

Операционный рычаг (леверидж) не измеряется в процентах, поскольку представляет собой отношение маржинального дохода к прибыли от продаж. А так как маржинальный доход, кроме прибыли от продаж, содержит ещё и сумму постоянных затрат, то операционный рычаг всегда больше единицы.

Ценовой операционный рычаг (леверидж) (Рц) вычисляется по формуле:

Рц = В/П

где,

В – выручка от продаж;

П – прибыль от продаж.

Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, формулу расчета ценового операционного рычага можно записать как:

Рц = (П + Зпер + Зпост)/П = 1 + Зпер/П + Зпост/П

где,

Зпер – переменные затраты;

Зпост – постоянные затраты.

 

Если леверидж равен 2, то запишем формулу так: Рц = В/П = 100/50 = 2.

При увеличении выручки от продаж на 10%, прибыль от продаж тоже изменится на 10%.

Пример.

Рц = 100 + 10%/Х = 2, находим Х = 55, т.е. 50 + 10%.

Рц = 100 – 10%/Х = 2, находим Х = 45, т.е. 50 – 10%.

 

72. В каком случае операционный леверидж имеет максимальное значение (при прочих равных условиях)?

 

73. Почему говорят, что операционный леверидж отражает операционный риск?

 

 

74. Назовите этапы расчета оптимального объема производства и продаж при ограниченных ресурсах.

1. Находится маржинальная прибыль на 1 единицу изделия.

2. Находится маржинальная прибыль на 1 ограниченного ресурса.

3. Ранжируются виды продукции по показателю маржинальной прибыли на единицу ограниченного ресурса.

4. Формируется производственная программа в соответствии с рангами продукции и расходом ограниченного ресурса.

 

 

Тема: Финансовые активы и обязательства

75. Какие ценные бумаги относят к эмиссионным. Какова цель их выпуска?

Эмиссия – это последовательные действия эмитента к выпуску и размещению серии ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги – это такие бумаги, которые размещаются серийно и имеют равные объёмы и сроки по осуществлению прав внутри одного выпуска не зависимо от времени приобретения этих ценных бумаг.

Привлечение эмитентом дополнительных финансовых средств на заемных условиях.

 

76. Дайте определение облигации.

Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Владельцы облигаций не имеют прав собственности или доли в капитале фирмы или институте, выпустившем облигацию.

 

77. Назовите основные характеристики облигации

-время до погашения;

-купонная ставка;

-оговорка об отзыве;

-налоговый статус;

-ликвидность;

-вероятность неплатежа.

 

78. Дайте определение понятию «номинальная стоимость.

Номинальная стоимость – цена, определяемая эмитентом при выпуске акции, облигации, векселя либо банкноты или монеты. Как правило, указывается непосредственно на бланке ценной бумаги или денежном знаке.

 

79. Что означает выражение «облигация с дисконтом».

Дисконт, или премия, при покупке облигации – это разница между номинальной ценой облигации и стоимостью ее покупки. Если бумага продается дешевле номинала, то говорят, что она продается с дисконтом, а если дороже – то с премией.

 

80. В чем состоят привилегии привилегированных акций?

Акция привилегированная – долевая ценная бумага, вид акций. Отличается от обыкновенной акции тем, что не дает права владельцу на управление акционерным обществом (АО) через участие в собрании акционеров. За отказ от этого права привилегированные акции предоставляют владельцам ряд льгот по сравнению с обыкновенными.

Согласно российскому законодательству, собственники привилегированных акций имеют право на участие в голосовании по ряду ключевых для организации вопросов: в случае ее ликвидации либо реорганизации.

К преимуществам привилегированных акций относятся:

- право на получение фиксированного дивиденда вне зависимости от прибыли АО (но при этом дивиденды не могут выплачиваться, если общество зафиксировало убыток по отчетному периоду);

- право на получение определенной части имущества АО в случае его ликвидации до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций.

Кроме того, в уставе акционерного общества могут предоставляться другие дополнительные права, например на конвертацию привилегированных акций в обыкновенные при определенных условиях.

По закону общая доля привилегированных акций не должна превышать 25% в уставном капитале АО.

 

81. Назовите основные свойства акции.

Номинал – условная величина, выражаемая обычно в денежной форме и определяющая долю имущества в АО, приходящуюся на 1 акцию. Это то, что указано на её лицевой стороне, поэтому иногда его называют лицевой или нарицательной стоимостью.

Курсовая стоимость – это величина, показывающая во сколько раз ее текущая цена выше номинала.

Дивиденд – это доход, который может получить владелец за счёт части чистой прибыли АО текущего года, распределяемой между держателями акций в виде определённого % от их номинальной стоимости. Право на дивиденд имеют акционеры, внесённые в реестр акционеров АО в установленном порядке. Сроки выплаты дивидендов устанавливаются АО. Как правило, они являются годовыми, но могут быть и промежуточными.

Акциями могут владеть как юридические, так и физические лица. Владельцев называют акционерами. Акционерное общество, выпускающее их, называется эмитентом.

 

82. Какие финансовые активы называют первичными?

К первичным относятся финансовые инструменты, предусматривающие покупку-продажу или поставку-получение некоторого финансового актива, в результате чего возникают взаимные финансовые требования.

 

83. Какие финансовые активы называют производными?

К производным относятся финансовые инструменты, предусматривающие возможность покупки-продажи права на приобретение-поставку базового актива или получение-выплату дохода, связанного с изменением некоторой характеристики этого актива.

 

 

84. Что понимают под «хеджированием»

Под хеджированием понимают операцию купли-продажи специальных финансовых инструментов, с помощью которой полностью или частично компенсируют потери от изменения стоимости хеджируемого объекта (актива, обязательства, сделки) или олицетворяемого с ним денежного потока. Цель операции хеджирования — перенос риска изменения цены с одного лица на другое. Причины, объясняющие участие каждой из сторон в подобной операции, различны. Наиболее часто встречающаяся такова: одна сторона — хеджер — страхуется от риска повышения (понижения) цены на базовый актив, вторая — спекулянт — рассчитывает получить доход от прогнозируемого им изменения цен. Среди наиболее популярных методов хеджирования — страхование, форвардные и фьючерсные контракты, опционы, процентные и валютные свопы и др.