Культура в СССР в первое послевоенное десятилетие

Внутренняя политика сталинского режима в 1945 – 1953 гг. Возобновление массовых репрессий

Люди, перенесшие трудности и лишения военного времени, рассчитывали на перемены к лучшему. С надеждой возвращались демобилизованные и эвакуированные. На родину вернулось свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов. Однако в большинстве они становились узниками ГУЛАГа. Многие были расстреляны. Оставшиеся на свободе имели сложности с работой, пропиской. Каждый побывавший в плену или на оккупированной территории оказывался под подозрением. Противоречивые процессы происходили на вновь присоединенных территориях. В Западной Украине и Прибалтике действовали вооруженные отряды националистов. В антиправительственную борьбу были вовлечены здесь сотни тысяч людей.

После окончания войны власти стали восстанавливать прежнюю политическую систему. Особое место в укреплении тоталитарного режима принадлежало репрессивным органам, находившимся под контролем Сталина и Берии.

Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Готовился даже судебный процесс против Жукова. После смерти в 1948 г. Жданова, победу одержало старое окружение Сталина. Фабрикуется так называемое “Ленинградское дело”. Главными обвиняемыми стали Вознесенский, Кузнецов, Родионов и другие. Организаторы не существовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, около 2 тыс. ленинградских коммунистов репрессированы.

В 1952 г. было сфабриковано так называемое «дело врачей-отравителей». Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.

В условиях командно-административной системы возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения.

Вопросы для повторения:

1. Что позволило народам нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана?

2. Как различалась политика, проводимая в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции?

3. Что вы знаете о массовых репрессиях конца 1940-х – начала 1950-х гг.?

Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от “задач социалистического строительства”.

Война и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е - начале 50-х годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. В 40-е - начале 50-х годов советская наука и техника достигли ряда успехов, прежде всего в областях, способствовавших наращиванию военной мощи первого в мире “социалистического” государства. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

В то же время начались гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены науками, противоречащими законам материализма.

Также отрицательно на развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х - начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран.

Печально известно постановление ЦК (1946 г.) О журнале “Звезда” и “Ленинград”, направленное в основном против А.Ахматовой и М.Зощенко, чье творчество было отнесено к антинародному. Лишен был возможности жить литературным трудом А.Платонов. Позже появились постановления о репертуаре театров, о кинофильме “Большая жизнь”, опере Мурадели “Великая дружба”. Затем началась борьба с космополитизмом, основной жертвой которой стала еврейская интеллигенция - Михоэлс, Перец, Маркиш.

Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX - начала ХХ вв.

Вопросы для повторения:

1. Какие направления науки развивались во второй половине наиболее интенсивно?

2. Какие новые черты в развитии культуры можно назвать , говоря о второй половине ХХ века?