Среднегеометрические частоты и диапазон октавных полос

Нормирование шума

При анализе шума спектр разбивают на октавные полосы, в которых верхняя частота в 2 раза больше нижней. Полоса характеризуется среднегеометрической частотой fС.Г., Гц;

, (5.7)

где fВ и fН – граничная верхняя и нижняя граница полосы, Гц.

Стандартные среднегеометрические частоты приведены в таблице 5.3.

Таблица 5.3

fСГ
fВ
fН

 

Верхние и нижние номинальные пределы октавных полос достигаются умножением средней частоты на 1,414 и 0,707 соответственно. За эталонную частоту при нормировании уровня шума принята частота 1000 Гц.

Кроме октавных полос частот возможно также использование и третьоктавных полос частот. В этом случае между верхней и нижней граничными частотами выполняется соотношение (5.8):

, (5.8)

Ухо человека воспринимает звуки с частотой от 16 до 20000 Гц (акустические звуки). Неслышимые человеком колебания с частотой менее 16 Гц называются инфразвуковыми, а колебания с частотой выше 20 кГц – ультразвуковыми.

Предельно допустимые уровни шума устанавливаются в ГОСТе 12.1.003 – 83 «Шум. Общие требования безопасности», санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», а также в СНиПе 23-03-2003 «Защита от шума».

Основным источником шума в зданиях различного назначения является технологическое и инженерное оборудование, а источником внешнего шума - транспортные потоки на улице. Для этих источников в СНиПе 23-03-2003 определены нормируемые параметры.

Нормируемыми параметрами постоянного шума, создаваемого технологическим и инженерным оборудованием, являются уровни звуковой мощности Lw, дБ, в восьми октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63—8000 Гц. Для ориентировочных расчетов допускается использование уровней звука LA, дБА.

Нормируемыми параметрами непостоянного (прерывистого, колеблющегося во времени) шума являются эквивалентные уровни звукового давления Lэкв, дБ, и максимальные уровни звукового давления Lмакс, дБ, в октавных полосах частот. Допускается использовать эквивалентные уровни звука LАэкв, дБА, и максимальные уровни звука LAмакс, дБА.

Нормируемыми параметрами для источников внешнего шума являются:

для транспортных потоков на улицах и дорогах — эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения (для трамваев — на расстоянии 7,5 м от оси ближнего пути);

для потоков железнодорожных поездов — эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, и максимальный уровень звука LАмакс, дБА, на расстоянии 25 м от оси ближнего к расчетной точке пути;

для водного транспорта — эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, и максимальный уровень звука LАмакс, дБА, на расстоянии 25 м от борта судна;

для воздушного транспорта — эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, и максимальный уровень звука LАмакс, дБА, в расчетной точке.

Таким образом, при нормировании шума используют 2 метода: нормирование по предельному спектру шума и интегральная оценка.

Первый метод нормирования является основным для постоянных шумов. Здесь нормируются уровни звуковых давлений в восьми октавных полосах. Совокупность допустимых уровней звукового давления в восьми октавных полосах частот называется предельным спектром. Причём, с ростом частоты допустимые уровни уменьшаются.

Интегральная оценка применяется для нормирования непостоянных шумов и в тех случаях, когда не известен спектр реального шума. Нормируемым показателем в этом случае является эквивалентный уровень звука широкополосного постоянного шума, оказывающий на человека такое же влияние, как и реальный непостоянный шум, измеряемый по шкале А шумомера. При этом нормируемая величина измеряется в дБА.

Между предельным спектром (ПС) и предельным уровнем звука существует соотношение (5.9):

LA=ПС+5, (5.9)

где LA – предельно допустимый уровень звука, дБА.